«Формирование предметных компетенций учащихся начальной школы»

  • Лекции
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад по теме: «Формирование предметных компетенций учащихся начальной школы» Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования, предполагают обновление качества образования и цели общего образования: развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность.
Иконка файла материала доклад.docx
«Формирование предметных  компетенций учащихся начальной школы» Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования,  предполагают обновление качества образования и  цели общего образования:   развитие у обучающихся самостоятельности и способности к  самоорганизации;  умение отстаивать свои права;  готовность к  сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;   толерантность. Таким образом,  в условиях модернизации общего образования приоритетной  целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному  взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.  Сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое  предполагает ориентацию образования не только на «усвоение  обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и  навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных  способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы  универсальных знаний, умений и навыков,  на создание таких условий  обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт  самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в  стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных  умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что  необходимо перейти  от предметно­знаниевой модели обучения к практико­ ориентированной, компетентностной. К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее  только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи, основным  результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать  система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор  ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,   информационной и других сферах личности и создание условий для её  реализации. В государственном образовательном стандарте начального общего  образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего  образования является формирование общеучебных  умений, навыков и  способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в  значительной мере предполагает успешность обучения на последующих  ступенях непрерывного образования. Анализируя последние государственные документы, рассматривающие  современное качество образования, можно выделить две группы  образовательных результатов:  1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в  явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).  2. Формирование пяти ключевых компетенций:   социальных;коммуникативных;   информационных;   толерантности;   самообразования.  Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои  знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности,  результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в  определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху   наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать  выпускник образовательного учреждения, являются:   готовность к продолжению образования;  способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном  принятии решений;   толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с  людьми разных культур, языков и религий;   владение новыми технологиями, понимание их применения;   способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в  профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками,  знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются  основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего  изменения самого учителя, готового достигать социальных,  коммуникативных, информационных компетенций, толерантности,  самообразования и практико­ ориентированных знаний и умений у учеников.     В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем  формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих  его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно  происходить посредством усвоения культуросообразного содержания  начального образования, представленного в различных сферах социального  опыта:  предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);   предметных и общепредметных умений («Я умею...»);  творчества («Я создаю...»);   в эмоционально­ценностной сфере («Я стремлюсь...»).  Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна  стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых  компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и  других сферах личности и создание условий для её реализации.Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а  умение разрешать возникающие в жизни проблемы.  В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний,  умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных  ситуациях. Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие  конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных  предметов; общепредметные компетенции, относящиеся к определенному  кругу учебных предметов и образовательных областей; ключевые  компетенции, относящиеся к общему содержанию образования. Так чтобы сформировать предметные компетенции по математике для  прочных навыков устных вычислений учитель применяет различные методы и  формы работы. Начиная с первого класса ­прочное усвоение состава числа:  игры «Засели домик», «Лучики»      8                                        7 5      3                               4        3 2 класс табличное и внетабличное сложение и вычитание. Игра «Молчанка»                               6                                         10                         3         9                                            7            9                    1       + 8        5                               6             ­3          8                         4          7                                             5         4                                     2  3 3класс табличное и внетабличное умножение и деление. Игры : «Магические  квадраты» , «Змейки» , «Бусинки».                                66                                                                                                   9                                12                                                              9                15                                           6              :3              18                           33                36 ? 2 ? 13 ? 0 = 204 класс действия умножение и деление многозначных чисел. Игры :  «Расставьте знаки» 640 ? 528­65600 ? 164 ? 208 =254720 «Арифметические лабиринты», «Числовые пирамиды». Логические игры­ задания: «Десять цифр», «Тремя способами», «Три числа»,  «Тысяча» Вырази число 1000 восемью восьмёрками и знаками «плюс» 888+88+8+8+8=1000 С 1 по4 класс ведётся работа по решения задач: Простые­­­обратные­­­взаимообратные­­­прямые ­­­косвенные­­­ усложненные­­­сложные –решаемые уравнением. Эта работа не только готовит детей к решению более сложных заданий, но и  развивает способность действовать в различных проблемных ситуациях. По русскому языку и литературе  формирование орфографической зоркости и осознанного чтения  ведётся поэтапно на протяжении обучения в начальной  школе. Начиная с простейших заданий по развитию  фонематического слуха,  например: найди среди букв лишнюю.        А  Ц  О  Е  И  У  Я    Нахождение орфограмм : выбери  слова на изучаемую орфограмму. Жутко, пружина, шумит, малыши и т.д. Закончи предложение  : Я знаю , что зимой…    Однажды летом мы с друзьями … Работа над составлением ребусов, кроссвордов, сканвордов. Постоянно усложняя задания и вводя новыеучащиеся овладевают не только навыками грамотного письма и чтения , но и  знакомятся с богатством изучаемых языковых культур, что даёт им  возможность свободно говорить  и грамотно излагать свои мысли.       Огромные возможности по формированию предметных компетенций дают  использование современных педагогических технологий и элементы  развивающего обучения в начальных классах.                                                         Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные  компетенции учащихся и создать современную модель  выпускника общего  образования. “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец  знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая  бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая –  я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в  твоих руках”.  В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;  умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;  уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру  каждого народа;  доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё  и чужое мнение;  готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.                     Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей,  позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные,  оценочные навыки, возможность учиться и практически применять  полученные знания в повседневной жизни .                                                                                                                                                    Список литературы :                                                         1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.                 2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. “Контрольно­оценочная  самостоятельность младших школьников как основа учебнойсамостоятельности подростка”, М, МАРО, 2001г.                                                  3. Аспекты модернизации школы. Научно­методические рекомендации к  широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры  общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001г                                                 4. О.Е. Лебедев “Компетентностный подход в образовании”, Школьные  технологии, 2004г., №5.