Доклад по теме: «Формирование предметных компетенций
учащихся начальной школы» Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования, предполагают обновление качества образования и цели общего образования:
развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность.
доклад.docx
«Формирование предметных компетенций
учащихся начальной школы»
Изменения, происходящие сегодня в системе казахстанского образования,
предполагают обновление качества образования и цели общего образования:
развитие у обучающихся самостоятельности и способности к
самоорганизации; умение отстаивать свои права; готовность к
сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность.
Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной
целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному
взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Сформулированы ключевые компетенции современного качества образования,
которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение
обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и
навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных
способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы
универсальных знаний, умений и навыков, на создание таких условий
обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в
стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных
умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что
необходимо перейти от предметнознаниевой модели обучения к практико
ориентированной, компетентностной.
К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее
только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи, основным
результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать
система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор
ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,
информационной и других сферах личности и создание условий для её
реализации.
В государственном образовательном стандарте начального общего
образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего
образования является формирование общеучебных умений, навыков и
способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в
значительной мере предполагает успешность обучения на последующих
ступенях непрерывного образования.
Анализируя последние государственные документы, рассматривающие
современное качество образования, можно выделить две группы
образовательных результатов:
1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в
явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций:
социальных; коммуникативных;
информационных;
толерантности;
самообразования.
Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои
знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности,
результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в
определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху
наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать
выпускник образовательного учреждения, являются:
готовность к продолжению образования;
способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном
принятии решений;
толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с
людьми разных культур, языков и религий;
владение новыми технологиями, понимание их применения;
способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в
профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками,
знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются
основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего
изменения самого учителя, готового достигать социальных,
коммуникативных, информационных компетенций, толерантности,
самообразования и практико ориентированных знаний и умений у учеников.
В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем
формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих
его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно
происходить посредством усвоения культуросообразного содержания
начального образования, представленного в различных сферах социального
опыта:
предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);
предметных и общепредметных умений («Я умею...»);
творчества («Я создаю...»);
в эмоциональноценностной сфере («Я стремлюсь...»).
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна
стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых
компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и
других сферах личности и создание условий для её реализации. Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а
умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний,
умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных
ситуациях.
Среди компетенций различают компетенции предметные, имеющие
конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных
предметов; общепредметные компетенции, относящиеся к определенному
кругу учебных предметов и образовательных областей; ключевые
компетенции, относящиеся к общему содержанию образования.
Так чтобы сформировать предметные компетенции по математике для
прочных навыков устных вычислений учитель применяет различные методы и
формы работы. Начиная с первого класса прочное усвоение состава числа:
игры «Засели домик», «Лучики»
8 7
5 3 4 3
2 класс табличное и внетабличное сложение и вычитание. Игра «Молчанка»
6
10
3 9 7 9
1 + 8 5 6 3 8
4 7 5 4
2
3
3класс табличное и внетабличное умножение и деление. Игры : «Магические
квадраты» , «Змейки» , «Бусинки».
66
9
12
9 15
6 :3 18
33 36
?
2
?
13
?
0
=
20 4 класс действия умножение и деление многозначных чисел. Игры :
«Расставьте знаки»
640 ? 52865600 ? 164 ? 208 =254720
«Арифметические лабиринты», «Числовые пирамиды».
Логические игры задания: «Десять цифр», «Тремя способами», «Три числа»,
«Тысяча»
Вырази число 1000 восемью восьмёрками и знаками «плюс»
888+88+8+8+8=1000
С 1 по4 класс ведётся работа по решения задач:
Простыеобратныевзаимообратныепрямые косвенные
усложненныесложные –решаемые уравнением.
Эта работа не только готовит детей к решению более сложных заданий, но и
развивает способность действовать в различных проблемных ситуациях.
По русскому языку и литературе формирование орфографической зоркости и
осознанного чтения ведётся поэтапно на протяжении обучения в начальной
школе. Начиная с простейших заданий по развитию фонематического слуха,
например: найди среди букв лишнюю.
А Ц О Е И У Я
Нахождение орфограмм : выбери слова на изучаемую орфограмму.
Жутко, пружина, шумит, малыши и т.д.
Закончи предложение : Я знаю , что зимой…
Однажды летом мы с друзьями …
Работа над составлением ребусов, кроссвордов, сканвордов.
Постоянно усложняя задания и вводя новые учащиеся овладевают не только навыками грамотного письма и чтения , но и
знакомятся с богатством изучаемых языковых культур, что даёт им
возможность свободно говорить и грамотно излагать свои мысли.
Огромные возможности по формированию предметных компетенций дают
использование современных педагогических технологий и элементы
развивающего обучения в начальных классах.
Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные
компетенции учащихся и создать современную модель выпускника общего
образования.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая –
я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в
твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру
каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё
и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей,
позволят сформировать у учащихся коммуникативные, социальные,
оценочные навыки, возможность учиться и практически применять
полученные знания в повседневной жизни .
Список литературы :
1. А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова “Учебная деятельность: введение в систему
Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”, М., Издатель Рассказов А.И., 2004г.
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. “Контрольнооценочная
самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка”, М, МАРО, 2001г.
3. Аспекты модернизации школы. Научнометодические рекомендации к
широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры
общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001г
4. О.Е. Лебедев “Компетентностный подход в образовании”, Школьные
технологии, 2004г., №5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.