Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
Оценка 4.7

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
психологическая работа +1
Детсад
17.10.2019
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
Проект направлен на формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у дошкольников. С внедрением ФГОС ДО изменяются подходы к психолого-педагогическому сопровождению воспитанников ДОУ, выбору средств и методов развития необходимых навыков и умений для обучения в школе. Проект содержит методические рекомендации и практические мероприятия для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на один год, адресован дошкольникам старших групп.
Психолого-педагогический проект.doc
Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности через Психолого­педагогический проект. развитие внутренней позиции будущего школьника  у старших дошкольников. 1. Вводная часть       Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович  (1968),  характеризуется решительным изменением места ребенка в системе  доступных ему  отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение  школьника создает особую моральную       направленность личности ребенка.  Учение для  него является деятельностью по обязанностям, успехом или неуспехом в учебных делах, а  также имеет острую  аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения ­   это не  только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и  формирования его личности, вопросы воспитания.  В связи с этим остро стоит проблема  личностной готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что  критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.  Выготский одним  из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному  обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в       уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к  школьному обучению ­ значит прежде всего обобщать и       дифференцировать в  соответствующих категориях предметы и явления     окружающего мира. Концепции  готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться,  придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,  В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они  включают в понятие готовности к обучению   понимание ребенком смысла учебных задач,  осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие  волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.  Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к  новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в  предшкольный период. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных  образовательных программ, которые, согласно ФГОС  включают в себя готовность и  способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные  качества.   2. Основная часть. В рамках реализации ФГОС ДО введение понятия "Универсальные учебные действия" (УУД) призвано обеспечить переход от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности  ребенка. Методологическим обоснованием  Проекта является разработка практического  подхода под новую теорию формирования предпосылок универсальных учебных действий у  дошкольников в соответствии с ФГОС. Среди важнейших УУД  личностной социально­ психологической готовности к школе для разработки в Проекте выделим формирование  позиции будущего школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к  самому себе), ощущение необходимости учения,  развитие Я­концепции и самооценки.  Направленность Проекта по формированию личностных УУД является специальной  (рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5­6 лет); по времени реализации ­ в  течение одного учебного года перед поступлением в школу. Актуальность Проекта состоит в том, что с необходимостью внедрения ФГОС ДО  меняются подходы к психолого­педагогическому содержанию средств и методов  по  формированию психологической готовности (личностных УУД) к школьному обучению.  Осуществление преемственности образовательного процесса в условиях внедрения  федеральных образовательных стандартов нового поколения подразумевает психолого­ педагогическое сопровождение, содействующее гармоничному психическому и физическому развитию ребенка,  сохранению его индивидуальности, и как результат, "безболезненной  адаптации к изменяющейся социальной ситуации  и готовности к активному взаимодействию  с окружающим миром". Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной     Важнейшими личностными универсальными учебными действиями являются:  деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально­значимой и  социально­оцениваемой деятельности.  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Самоопределение: развитие Я­концепции и самооценки личности через  Важным показателем сформированности внутренней позиции школьника является развитие  мотивов учения. На ступени предшкольного образования старших дошкольников привлекает  учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Божович Л.И.). Готовность к школьному обучению у дошкольников  предполагает наличие мотивов к  обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы наиболее важные для школьной успеваемости. Мотив ­ внутреннее побуждение к активности.  Позитивная мотивация к обучению предполагает полноценное развитие учебно­ познавательных, социальных мотивов и положительное отношение к школе (Н.В.  Нижегородцева) Цель Проекта: Формирование личностных предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Задачи Проекта: 1.Формирование у старших дошкольников адекватную позитивную самооценку, Я­  концепцию, ценностные ориентации.  2. Снижение тревожности дошкольников через реализацию авторской Программы по  профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Дружная семейка". 3. Воспитание положительного отношения к школе, чувства необходимости учения. 4. Содействие осознанию внутренней позиции будущего школьника. 5. Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе. Этапы Проекта. 1. Исследовательский. 2. Практический. 3. Контрольный. Ожидаемые результаты Проекта Основные критерии эффективности работы: положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом, в том  числе психодиагностика адаптации детей к школе; успешное формирование функций саморегуляции, коммуникации, эмоциональной  стабильности ­ по опросам родителей, педагогов. Методы, приемы работы с детьми и их родителями: моделирование игровых и  проблемных ситуаций, анкетирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры,  релаксационные упражнения, дискуссия, арттерапевтические техники, рефлексивный анализ  деятельности. Работа в рамках Проекта позволяет выделить наиболее результативные формы  взаимодействия с участниками Проекта. Неотъемлемой частью Проекта является  психологическое консультирование родителей, педагогов по результатам проведенных  мероприятий, тематические рекомендации родителям "Аптечка для души", а также  различные виды деятельности дошкольников:   познавательно ­ речевая;             художественно­творческая; двигательно­экспериментальная; игровая.  Оценка эффективности  Проекта  предполагает:  положительную  динамику результатов  психологической диагностики мотивации учения на  выходе  из ДОУ, а также результаты психологической диагностики школьного психолога  уровня адаптации на начало учения. План мероприятий в рамках Проекта № Мероприятие Цель 1 2 3 4 5 6 Психодиагностика  тревожности, самооценки  у старших дошкольников Исследование мотивации  учения у старших  дошкольников Реализация Программы по профилактике  тревожности у старших  дошкольников "Дружная  семейка"  Анкетирование родителей "Готовы ли Вы к переходу ребенка в школу?" Тренинг для родителей  "Будущий первоклассник. Какой он?" Фотовыставка "Я тоже  буду школьником!"  Сроки         проведения Сентябрь­ октябрь Октябрь Ответственный Педагог­ психолог Педагог­ психолог Ноябрь­ январь Педагог­ психолог Исследование эмоцирнального  благополучия, самосознания, Я­ концепции Изучение осознанной  познавательной потребности Снижение тревожности,  закрепление адекватной  позитивной самооценки,  формирование Я­концепции Педагог­ психолог Воспитатели Педагог­ психолог Февраль Март Педагоги Родители Изучение родительских ожиданий  от перехода к школьному обучению Январь Повышение родительской  компетентности в вопросах  психологической готовности к  школьному обучению, снижение  тревожности Показать детям, что взрослые  прошли тот же путь, дать детям  ресурс знаний о том, как родители  преодолевали школьные трудности, какие радости были в их школьной  жизни. Активизация связи  "родители­дети" 8 9 Контрольное  исследование мотивации  учения у старших  дошкольников Акция психолога  "Кораблик мечты" Анализ результатов реализации  Проекта Повторное анкетирование  родителей Формирование позитивного  целеполагания, укрепление детско­ родительских отношений, создание  ощущения праздника от перехода к новой социальной роли Апрель Педагог­ психолог Май Педагог­ психолог Воспитатель Приложение                                                     Анкета для родителей.   Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопрос анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы  согласны. 1. Знаете ли Вы возрастные особенности своих детей? а. Знаю и могу поделиться этим опытом. б. Имею представления, но недостаточно. в. Нет. 2. Знакомы ли Вы с понятием "Психологическая готовность к школе" и  предпосылками благополучного вхождения в школьно­учебную деятельность? а. Да б. Имею представление, но недостаточно. в. Нет. 3. Знакомы ли Вам требования, предъявляемые современной школой к будущим  первоклассникам? а. Да б. Имею представления, но недостаточно. в. Нет. 4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые  отношения с ребенком при его  подготовке к школе? а. Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье. б. Не всегда. в. Нет, нуждаюсь в помощи. 5. Как Вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе? а. Совместно семья и учреждения образования. б. Учреждения образования. в. Семья. 6. К кому Вы отнесли бы себя с точки зрения воспитания своих детей? а. Новичок б. Ученик. в. Выпускник. г. Бывалый. д. Мудрец.                            Спасибо за участие!  Обработка результатов. Вопросы 1­5:  первый вариант ответа­высокий уровень; второй вариант ответа­средний уровень;   Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего  третий вариант ответа ­ низкий уровень. арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего и  низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов). Вопрос 6: подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов  (новичок, ученик и т. д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было  15, а после ­7). Список используемой литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом  России 22. 12. 2010г. рег. №17785  2. Диагностика и развитие дошкольников. Е.Н.Веракса. М.: РИД ГРУПП, 2011. 3.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я". Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис, 2009. 4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В.  Белинская. ­ Спб.: Речь, 2006.    5.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева.­ Ярославль: Академия развития, 1996. 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000. 7. И.Вачков. Волков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика­Пресс,    1996. 8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. М.:  Трикета, 2004.  9.   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17   октября   2013г.   №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного   стандарта дошкольного образования "Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный №30384

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2019