Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

  • Мероприятия
  • doc
  • 17.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект направлен на формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у дошкольников. С внедрением ФГОС ДО изменяются подходы к психолого-педагогическому сопровождению воспитанников ДОУ, выбору средств и методов развития необходимых навыков и умений для обучения в школе. Проект содержит методические рекомендации и практические мероприятия для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на один год, адресован дошкольникам старших групп.
Иконка файла материала Психолого-педагогический проект.doc
Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности через Психолого­педагогический проект. развитие внутренней позиции будущего школьника  у старших дошкольников. 1. Вводная часть       Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович  (1968),  характеризуется решительным изменением места ребенка в системе  доступных ему  отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение  школьника создает особую моральную       направленность личности ребенка.  Учение для  него является деятельностью по обязанностям, успехом или неуспехом в учебных делах, а  также имеет острую  аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения ­   это не  только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и  формирования его личности, вопросы воспитания.  В связи с этим остро стоит проблема  личностной готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что  критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.  Выготский одним  из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному  обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в       уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к  школьному обучению ­ значит прежде всего обобщать и       дифференцировать в  соответствующих категориях предметы и явления     окружающего мира. Концепции  готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться,  придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,  В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они  включают в понятие готовности к обучению   понимание ребенком смысла учебных задач,  осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие  волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.  Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к  новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в  предшкольный период. Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных  образовательных программ, которые, согласно ФГОС  включают в себя готовность и  способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению ипознанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные  качества.   2. Основная часть. В рамках реализации ФГОС ДО введение понятия "Универсальные учебные действия" (УУД) призвано обеспечить переход от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности  ребенка. Методологическим обоснованием  Проекта является разработка практического  подхода под новую теорию формирования предпосылок универсальных учебных действий у  дошкольников в соответствии с ФГОС. Среди важнейших УУД  личностной социально­ психологической готовности к школе для разработки в Проекте выделим формирование  позиции будущего школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к  самому себе), ощущение необходимости учения,  развитие Я­концепции и самооценки.  Направленность Проекта по формированию личностных УУД является специальной  (рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5­6 лет); по времени реализации ­ в  течение одного учебного года перед поступлением в школу. Актуальность Проекта состоит в том, что с необходимостью внедрения ФГОС ДО  меняются подходы к психолого­педагогическому содержанию средств и методов  по  формированию психологической готовности (личностных УУД) к школьному обучению.  Осуществление преемственности образовательного процесса в условиях внедрения  федеральных образовательных стандартов нового поколения подразумевает психолого­ педагогическое сопровождение, содействующее гармоничному психическому и физическому развитию ребенка,  сохранению его индивидуальности, и как результат, "безболезненной  адаптации к изменяющейся социальной ситуации  и готовности к активному взаимодействию  с окружающим миром". Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной     Важнейшими личностными универсальными учебными действиями являются:  деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально­значимой и  социально­оцениваемой деятельности.  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Самоопределение: развитие Я­концепции и самооценки личности через  Важным показателем сформированности внутренней позиции школьника является развитие  мотивов учения. На ступени предшкольного образования старших дошкольников привлекает  учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Божович Л.И.).Готовность к школьному обучению у дошкольников  предполагает наличие мотивов к  обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы наиболее важные для школьной успеваемости. Мотив ­ внутреннее побуждение к активности.  Позитивная мотивация к обучению предполагает полноценное развитие учебно­ познавательных, социальных мотивов и положительное отношение к школе (Н.В.  Нижегородцева) Цель Проекта: Формирование личностных предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Задачи Проекта: 1.Формирование у старших дошкольников адекватную позитивную самооценку, Я­  концепцию, ценностные ориентации.  2. Снижение тревожности дошкольников через реализацию авторской Программы по  профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Дружная семейка". 3. Воспитание положительного отношения к школе, чувства необходимости учения. 4. Содействие осознанию внутренней позиции будущего школьника. 5. Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе. Этапы Проекта. 1. Исследовательский. 2. Практический. 3. Контрольный. Ожидаемые результаты Проекта Основные критерии эффективности работы: положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом, в том  числе психодиагностика адаптации детей к школе; успешное формирование функций саморегуляции, коммуникации, эмоциональной  стабильности ­ по опросам родителей, педагогов. Методы, приемы работы с детьми и их родителями: моделирование игровых и  проблемных ситуаций, анкетирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры,  релаксационные упражнения, дискуссия, арттерапевтические техники, рефлексивный анализ  деятельности.Работа в рамках Проекта позволяет выделить наиболее результативные формы  взаимодействия с участниками Проекта. Неотъемлемой частью Проекта является  психологическое консультирование родителей, педагогов по результатам проведенных  мероприятий, тематические рекомендации родителям "Аптечка для души", а также  различные виды деятельности дошкольников:   познавательно ­ речевая;             художественно­творческая; двигательно­экспериментальная; игровая.  Оценка эффективности  Проекта  предполагает:  положительную  динамику результатов  психологической диагностики мотивации учения на  выходе  из ДОУ, а также результаты психологической диагностики школьного психолога  уровня адаптации на начало учения. План мероприятий в рамках Проекта № Мероприятие Цель 1 2 3 4 5 6 Психодиагностика  тревожности, самооценки  у старших дошкольников Исследование мотивации  учения у старших  дошкольников Реализация Программы по профилактике  тревожности у старших  дошкольников "Дружная  семейка"  Анкетирование родителей "Готовы ли Вы к переходу ребенка в школу?" Тренинг для родителей  "Будущий первоклассник. Какой он?" Фотовыставка "Я тоже  буду школьником!"  Сроки         проведения Сентябрь­ октябрь Октябрь Ответственный Педагог­ психолог Педагог­ психолог Ноябрь­ январь Педагог­ психолог Исследование эмоцирнального  благополучия, самосознания, Я­ концепции Изучение осознанной  познавательной потребности Снижение тревожности,  закрепление адекватной  позитивной самооценки,  формирование Я­концепции Педагог­ психолог Воспитатели Педагог­ психолог Февраль Март Педагоги Родители Изучение родительских ожиданий  от перехода к школьному обучению Январь Повышение родительской  компетентности в вопросах  психологической готовности к  школьному обучению, снижение  тревожности Показать детям, что взрослые  прошли тот же путь, дать детям  ресурс знаний о том, как родители  преодолевали школьные трудности, какие радости были в их школьной  жизни. Активизация связи  "родители­дети"8 9 Контрольное  исследование мотивации  учения у старших  дошкольников Акция психолога  "Кораблик мечты" Анализ результатов реализации  Проекта Повторное анкетирование  родителей Формирование позитивного  целеполагания, укрепление детско­ родительских отношений, создание  ощущения праздника от перехода к новой социальной роли Апрель Педагог­ психолог Май Педагог­ психолог Воспитатель Приложение                                                     Анкета для родителей.   Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопрос анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы  согласны. 1. Знаете ли Вы возрастные особенности своих детей? а. Знаю и могу поделиться этим опытом. б. Имею представления, но недостаточно. в. Нет. 2. Знакомы ли Вы с понятием "Психологическая готовность к школе" и  предпосылками благополучного вхождения в школьно­учебную деятельность? а. Да б. Имею представление, но недостаточно. в. Нет. 3. Знакомы ли Вам требования, предъявляемые современной школой к будущим  первоклассникам? а. Да б. Имею представления, но недостаточно. в. Нет. 4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые  отношения с ребенком при его  подготовке к школе? а. Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье. б. Не всегда. в. Нет, нуждаюсь в помощи.5. Как Вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе? а. Совместно семья и учреждения образования. б. Учреждения образования. в. Семья. 6. К кому Вы отнесли бы себя с точки зрения воспитания своих детей? а. Новичок б. Ученик. в. Выпускник. г. Бывалый. д. Мудрец.                            Спасибо за участие!  Обработка результатов. Вопросы 1­5:  первый вариант ответа­высокий уровень; второй вариант ответа­средний уровень;   Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего  третий вариант ответа ­ низкий уровень. арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего и  низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов). Вопрос 6: подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов  (новичок, ученик и т. д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было  15, а после ­7).Список используемой литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом  России 22. 12. 2010г. рег. №17785  2. Диагностика и развитие дошкольников. Е.Н.Веракса. М.: РИД ГРУПП, 2011. 3.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я". Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис, 2009. 4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В.  Белинская. ­ Спб.: Речь, 2006.    5.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева.­ Ярославль: Академия развития, 1996. 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000. 7. И.Вачков. Волков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика­Пресс,    1996. 8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. М.:  Трикета, 2004.  9.   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17   октября   2013г.   №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного   стандарта дошкольного образования "Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный №30384

Посмотрите также