Проект направлен на формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности у дошкольников. С внедрением ФГОС ДО изменяются подходы к психолого-педагогическому сопровождению воспитанников ДОУ, выбору средств и методов развития необходимых навыков и умений для обучения в школе. Проект содержит методические рекомендации и практические мероприятия для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на один год, адресован дошкольникам старших групп.
Формирование личностных предпосылок универсальной учебной деятельности через
Психологопедагогический проект.
развитие внутренней позиции будущего школьника
у старших дошкольников.
1. Вводная часть
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968),
характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему
отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение
школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение для
него является деятельностью по обязанностям, успехом или неуспехом в учебных делах, а
также имеет острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения
это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и
формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема
личностной готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что
критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.
Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному
обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в
уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к
школьному обучению значит прежде всего обобщать и дифференцировать в
соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции
готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться,
придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они
включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач,
осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие
волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных
задач.
Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к
новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в
предшкольный период.
Данный проект имеет направленность на личностные результаты освоения основных
образовательных программ, которые, согласно ФГОС включают в себя готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению ипознанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные
качества.
2. Основная часть.
В рамках реализации ФГОС ДО введение понятия "Универсальные учебные действия" (УУД)
призвано обеспечить переход от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности
ребенка. Методологическим обоснованием Проекта является разработка практического
подхода под новую теорию формирования предпосылок универсальных учебных действий у
дошкольников в соответствии с ФГОС. Среди важнейших УУД личностной социально
психологической готовности к школе для разработки в Проекте выделим формирование
позиции будущего школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к
самому себе), ощущение необходимости учения, развитие Яконцепции и самооценки.
Направленность Проекта по формированию личностных УУД является специальной
(рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 56 лет); по времени реализации в
течение одного учебного года перед поступлением в школу.
Актуальность Проекта состоит в том, что с необходимостью внедрения ФГОС ДО
меняются подходы к психологопедагогическому содержанию средств и методов по
формированию психологической готовности (личностных УУД) к школьному обучению.
Осуществление преемственности образовательного процесса в условиях внедрения
федеральных образовательных стандартов нового поколения подразумевает психолого
педагогическое сопровождение, содействующее гармоничному психическому и физическому
развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, и как результат, "безболезненной
адаптации к изменяющейся социальной ситуации и готовности к активному взаимодействию
с окружающим миром".
Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной
Важнейшими личностными универсальными учебными действиями являются:
деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социальнозначимой и
социальнооцениваемой деятельности.
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Самоопределение: развитие Яконцепции и самооценки личности через
Важным показателем сформированности внутренней позиции школьника является развитие
мотивов учения. На ступени предшкольного образования старших дошкольников привлекает
учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Божович
Л.И.).Готовность к школьному обучению у дошкольников предполагает наличие мотивов к
обучению и положительное отношение к школе. Эти факторы наиболее важные для школьной
успеваемости. Мотив внутреннее побуждение к активности.
Позитивная мотивация к обучению предполагает полноценное развитие учебно
познавательных, социальных мотивов и положительное отношение к школе (Н.В.
Нижегородцева)
Цель Проекта:
Формирование личностных предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Задачи Проекта:
1.Формирование у старших дошкольников адекватную позитивную самооценку, Я
концепцию, ценностные ориентации.
2. Снижение тревожности дошкольников через реализацию авторской Программы по
профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста "Дружная семейка".
3. Воспитание положительного отношения к школе, чувства необходимости учения.
4. Содействие осознанию внутренней позиции будущего школьника.
5. Расширение представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в
школе.
Этапы Проекта.
1. Исследовательский.
2. Практический.
3. Контрольный.
Ожидаемые результаты Проекта
Основные критерии эффективности работы:
положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом, в том
числе психодиагностика адаптации детей к школе;
успешное формирование функций саморегуляции, коммуникации, эмоциональной
стабильности по опросам родителей, педагогов.
Методы, приемы работы с детьми и их родителями: моделирование игровых и
проблемных ситуаций, анкетирование, психогимнастические упражнения, ролевые игры,
релаксационные упражнения, дискуссия, арттерапевтические техники, рефлексивный анализ
деятельности.Работа в рамках Проекта позволяет выделить наиболее результативные формы
взаимодействия с участниками Проекта. Неотъемлемой частью Проекта является
психологическое консультирование родителей, педагогов по результатам проведенных
мероприятий, тематические рекомендации родителям "Аптечка для души", а также
различные виды деятельности дошкольников:
познавательно речевая;
художественнотворческая;
двигательноэкспериментальная;
игровая.
Оценка эффективности Проекта предполагает:
положительную динамику результатов психологической диагностики мотивации учения на
выходе из ДОУ, а также результаты психологической диагностики школьного психолога
уровня адаптации на начало учения.
План мероприятий в рамках Проекта
№
Мероприятие
Цель
1
2
3
4
5
6
Психодиагностика
тревожности, самооценки
у старших дошкольников
Исследование мотивации
учения у старших
дошкольников
Реализация Программы по
профилактике
тревожности у старших
дошкольников "Дружная
семейка"
Анкетирование родителей
"Готовы ли Вы к переходу
ребенка в школу?"
Тренинг для родителей
"Будущий первоклассник.
Какой он?"
Фотовыставка "Я тоже
буду школьником!"
Сроки
проведения
Сентябрь
октябрь
Октябрь
Ответственный
Педагог
психолог
Педагог
психолог
Ноябрь
январь
Педагог
психолог
Исследование эмоцирнального
благополучия, самосознания, Я
концепции
Изучение осознанной
познавательной потребности
Снижение тревожности,
закрепление адекватной
позитивной самооценки,
формирование Яконцепции
Педагог
психолог
Воспитатели
Педагог
психолог
Февраль
Март
Педагоги
Родители
Изучение родительских ожиданий
от перехода к школьному обучению
Январь
Повышение родительской
компетентности в вопросах
психологической готовности к
школьному обучению, снижение
тревожности
Показать детям, что взрослые
прошли тот же путь, дать детям
ресурс знаний о том, как родители
преодолевали школьные трудности,
какие радости были в их школьной
жизни. Активизация связи
"родителидети"8
9
Контрольное
исследование мотивации
учения у старших
дошкольников
Акция психолога
"Кораблик мечты"
Анализ результатов реализации
Проекта
Повторное анкетирование
родителей
Формирование позитивного
целеполагания, укрепление детско
родительских отношений, создание
ощущения праздника от перехода к
новой социальной роли
Апрель
Педагог
психолог
Май
Педагог
психолог
Воспитатель
Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопрос анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы
согласны.
1. Знаете ли Вы возрастные особенности своих детей?
а. Знаю и могу поделиться этим опытом.
б. Имею представления, но недостаточно.
в. Нет.
2. Знакомы ли Вы с понятием "Психологическая готовность к школе" и
предпосылками благополучного вхождения в школьноучебную деятельность?
а. Да
б. Имею представление, но недостаточно.
в. Нет.
3. Знакомы ли Вам требования, предъявляемые современной школой к будущим
первоклассникам?
а. Да
б. Имею представления, но недостаточно.
в. Нет.
4. Удается ли Вам выстраивать доверительные, добрые отношения с ребенком при его
подготовке к школе?
а. Да, и могу поделиться опытом создания позитивных взаимоотношений в семье.
б. Не всегда.
в. Нет, нуждаюсь в помощи.5. Как Вы думаете, кто должен заниматься подготовкой детей к школе?
а. Совместно семья и учреждения образования.
б. Учреждения образования.
в. Семья.
6. К кому Вы отнесли бы себя с точки зрения воспитания своих детей?
а. Новичок
б. Ученик.
в. Выпускник.
г. Бывалый.
д. Мудрец.
Спасибо за участие!
Обработка результатов.
Вопросы 15:
первый вариант ответавысокий уровень;
второй вариант ответасредний уровень;
Общий показатель по каждому уровню высчитывается путем нахождения среднего
третий вариант ответа низкий уровень.
арифметического: складываются проценты каждого уровня (отдельно высокого, среднего и
низкого) по всем вопросам и делятся на 5 (по числу вопросов).
Вопрос 6: подсчитывается количество ответов по каждому из предложенных вариантов
(новичок, ученик и т. д.) без процентов (например, до реализации программы новичков было
15, а после 7).Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом
России 22. 12. 2010г. рег. №17785
2. Диагностика и развитие дошкольников. Е.Н.Веракса. М.: РИД ГРУПП, 2011.
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я". Уроки психологии в начальной школе. М.: Генезис,
2009.
4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е.В.
Белинская. Спб.: Речь, 2006.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и
педагогов / Н.Л.Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых», Москва, 2000.
7. И.Вачков. Волков И.В. Психология для малышей. М.: ПедагогикаПресс, 1996.
8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. М.:
Трикета, 2004.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования "Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г.
Регистрационный №30384