Формирование психологически комфортной образовательной среды в условиях образовательного пространства (из опыта работы инновационной площадки «Психолого-педагогические технологии здоровьесберегающего обучения при использовании интерактивного оборудования»)
Оценка 4.7

Формирование психологически комфортной образовательной среды в условиях образовательного пространства (из опыта работы инновационной площадки «Психолого-педагогические технологии здоровьесберегающего обучения при использовании интерактивного оборудования»)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.02.2017
Формирование психологически комфортной образовательной среды в условиях образовательного пространства (из опыта работы инновационной площадки «Психолого-педагогические технологии здоровьесберегающего обучения при использовании интерактивного оборудования»)
Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Поэтому важно обеспечить максимально комфортное пребывание ребенка в данной среде.статья о работе экспериментальной площадки в МБОУ СОШ Гнилуша
Фаустова Светлана Ивановна.doc

Фаустова Светлана Ивановна, педагог-психолог.

Научный руководитель: к.псих.н.,доцент,зав.лабораторией психолого-педагогического сопровождения ФГОС Климова Ирина Викторовна.

МБОУ СОШ с.Гнилуша Задонского муниципального района Липецкой области.

Формирование психологически комфортной образовательной среды в условиях образовательного пространства (из опыта работы инновационной площадки «Психолого-педагогические технологии здоровьесберегающего обучения при использовании интерактивного оборудования»)

Здоровье ребенка,  его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом  определяются средой, в  которой он живет. Для ребенка от 6 до17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Поэтому важно обеспечить максимально комфортное пребывание ребенка в данной среде.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова дано следующее определение комфорта: «Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

Существует три структурные составляющие данного понятия: интеллектуальная, физическая и психологическая комфортность.

Интеллектуальная комфортность- это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке. А также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника – это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно- пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими  зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Психологическая комфортность – это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, испытываемые школьниками, находясь в учебном учреждении.

Источником психологической комфортности является: положительное  эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Одним из важных моментов создания модели безопасной школы является благоприятный климат на уроке, который зависит от многих факторов.

Психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

ü учитель должен входить вкласс с хорошим бодрым настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель

ü учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию.

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым и тд. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена и что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что  даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.  С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворенности от того, что результат,  к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Одним из самых эффективных методов, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды, является проектная деятельность.  В процессе совместного обсуждения достигается максимальный эффект сплочения, взаимопонимания и развития  толерантного сознания и отношения друг к другу. Важную роль  в создании благоприятной психологической атмосферы в школе, на мой взгляд, играет обучение учащихся жизненноважным навыкам, которые могут заложить основы  соответствующему воспитанию адекватного поведения, установлению нормальных взаимоотношений с окружающими: умение принимать решения, решать проблемы, творчески мыслить,  устанавливать межличностные контакты, владеть эмоциями, сопереживать.

C мая 2014 г. на базе МБОУ СОШ  с.Гнилуша работает инновационная площадка ГАУ ДПО ЛО «Институт развития образования» по теме «Психолого- педагогические технологии здоровьесберегающего обучения при использовании интерактивного  оборудования в образовательном процессе». Задача педагога- психолога школы в рамках данного проекта заключается в подборе, разработке, апробации и внедрении специальных психолого-педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья (физического, интелектуального, психологического) обучающихся. Оказание психологической помощи не только педагогам, но и родителям в выборе стратегий взаимодействия с ребенком при специально организованном использовании интерактивного оборудования с целью отслеживания здоровьесберегающего эффекта обучения на этапе начальной школы. Таким образом, работа психолога становится обязательным элементом системы управления образовательным процессом, перехода на ФГОС и создание социально-психологических условий для всестороннего развития личности.

В своей работе педаго-психолог опирается на методики Джеральдина Чейни, Керна-Иерасика. Активно принимают участие в работе инновационной площадки родители, регулярно проводятся обучающие тренинги, ежегодные мониторинги и анкетирования помогают отслеживать уровень психологической грамотности родителей при организации досуга учащихся. Еженедельно педагог-психолог проводит упражнения на создание благоприятного настроя учащихся, занятия на выявление и коррекцию психологической интернет - зависимости, на формирование доброжелательной обстановки в классе. Регулярно проходят беседы с обсуждением причин и последствий интернет - зависимости, воздействия гаджетов на психику ребенка.

Традиционными в школе стали открытые мероприятия в начальной школе, в ходе которых педагог-психолог проводит эмоциональный настрой учащихся на работу, анализ действий, корректировку настроения во время мероприятия.

Большое внимание уделяется арт-терапии и цветотерапии при работе с детьми. Учащиеся знают, как влияет цвет на их эмоциональное состояние, как можно скорректировать свою работу. Классные кабинеты также оформлены с целью создания психологического комфорта на уроке с учетом требований СанПина (цветовое оформление стен, классной доски, штор).

Участники образовательного процесса отмечают положительное влияние работы психолога, регулярно следуют его методическим рекомендациям и активно используют их в работе.

Школа - один из первых институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги и  родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Использованная литература:

1.Баева И.А.,Гаязова Л.А.Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал      «Психологическая наука и образование: www.psyedu.ru/issn:2074-588/E-mail: psyedu@mgppu.ru

2.Кан- Калик В.А.Учителю о педагогическом общении.- М., 1987

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-4-е изд.,- М.:Азбуковник, 1999-944с.

4. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е изд./Под ред.И.В.Дубровиной- СПб.:Питер, 2009.- 592с.

5.Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции,тренинги, семинары/ авт. –сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.-239с.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Интернет-ресурсы:

htpp://www.openclass.ru

htpp://otvet.mail.ru

htpp://pedsovet.org


Скачано с www.znanio.ru

Фаустова Светлана Ивановна, педагог-психолог

Фаустова Светлана Ивановна, педагог-психолог

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха

Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха

Оказание психологической помощи не только педагогам, но и родителям в выборе стратегий взаимодействия с ребенком при специально организованном использовании интерактивного оборудования с целью отслеживания здоровьесберегающего…

Оказание психологической помощи не только педагогам, но и родителям в выборе стратегий взаимодействия с ребенком при специально организованном использовании интерактивного оборудования с целью отслеживания здоровьесберегающего…

СанПина (цветовое оформление стен, классной доски, штор)

СанПина (цветовое оформление стен, классной доски, штор)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017