«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
администрации
5 кл—7 кл
26.04.2018
Данная статья - размышление об актуальности внедрения ФГОС в систему современного образования. Учителя начальной школы преуспели в этом вопросе, а у учителей среднего звена возникает масса трудностей по реализации ФГОС. Особое внимание в статье уделяется важности формирования регулятивных УУД, от которых зависит успех ребенка в обучении и дальнейшей жизни.Статья, имеющая практическое значение для учителей, работающих в 5-7 классах.
публикация 2018.docx
Выступление на педагогическом совете лицея по теме
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
Однажды я посмотрела фильм про финскую школу. Он меня буквально
потряс. Согласно международным исследованиям, в Финляндии самые
читающие дети планеты, самый высокий уровень знаний в мире, II место по
естественным наукам, V по математике.
При всем этом финские дети проводят минимальное количество времени за
учебой, им практически не задают домашнего задания, нет понятия
репетиторство, они не пишут контрольные и не сдают экзамены!
В чем секрет финского образования?
1. Дети, не напрягаясь в школе, учатся не «вопреки», а с желанием идут в
школу, потому что там им помогают найти ответы на интересующие их
вопросы, они чувствуют себя успешными, имеют возможность общаться со
сверстниками.
2. Получают только те знания, которые имеют личностную значимость для
каждого. Они с первого класса знают, что такое портфолио, контракт,
банковская карта, могут высчитать процент налога на полученное наследство,
создать вебсайт и др.)
3. Не запоминают большое количество дат, не изучают устройство доменной
печи, так как это не пригодится в жизни, а в случае необходимости, эту
информацию они знают как и где добыть самостоятельно.
4. Имеют свободное время и могут его заполнить любимым делом: вокалом,
музыкой, проектной и исследовательской деятельностью, спортом.
5. Не делятся на способных, и слабоуспевающих. Дети, способные к
математике и способные к рисованию – одинаково способные.
6. Они имеют право на ошибку и не боятся ее совершить. Выполнив успешно
задания первого уровня, могут взять задание сложнее, а могут опять
выполнить такого же уровня, если пока не чувствуют себя готовыми к
трудностям.
Все это натолкнуло меня на мысль, что принципы финского образования и
есть ФГОСы, такая система образования, которая способствует изменению
общей парадигмы
∙ от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к
определению цели обучения как формирования умения учиться;
∙ от ориентации на учебнопредметное содержание школьных предметов к
пониманию личностной значимости учебного процесса как смыслового;
•
учебного сотрудничества.
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли
Но, осваивая и внедряя ФГОСы, мы встречаем очень много противоречий: 1. Наша российская школа пока ещё продолжает ориентироваться на
обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного
исполнителя. А сегодняшнее, информационное общество запрашивает
человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно
переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к
самостоятельным действиям и принятию решений.
2. Наш подход к образованию – авторитарный я сказал, вы меня слушаете,
я умнее. Но учитель перестал быть единственным источником знаний, мы не
можем быть для них авторитетами, так как мы не знаем все. Такая ситуация,
когда дети знают больше взрослых за всю историю возникла впервые.
3. Дети сегодня имеют массу прав и возможностей, родители выступают за
свободное воспитание. Они говорят своим детям: «Будь цел и здоров и
пробуй себя во всех сферах. Будет необходимость поступить в ВУЗ, мы
найдем тебе репетитора. Развивайся». Происходит расхождение во взглядах
на принципы образования у родителей и учителей. Отсюда и бесконечные
конфликты:
изза большого объема домашнего задания, не позволяющее ребенку иметь
свободное время для развития;
изза повышенных требований к знаниям, не имеющих, по мнению родителей,
практической пользы, о чем они могут судить, опираясь на свой жизненный
опыт;
изза несовпадения оценки учителем способностей ребенка к предмету и его
самооценки, порождающую комплексы, мешающих ребенку в дальнейшей
жизни чувствовать себя уверенно и быть успешным.
4. ЕГЭ проверяет знания дат, терминов, очередности событий и т.д. и мы,
готовя их к экзамену, «натаскиваем» учеников на запоминание фактического
материала. Но наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет
при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику эти
знания даже не пригодятся, а потребуются такие знания, которые в школе
сейчас преподаются в недостаточном объеме.
Еще недавно мне казалось, что эти противоречия неразрешимы. Но пройдя
курсы повышения, я поняла, что, мы способны их решить, и большие
возможности для этого предоставляют новые стандарты.
Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают
возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание
учащимися ее целевой направленности. Ведь умение учиться необходимо для
каждого человека в любом возрасте. Это залог его нормальной адаптации в
обществе, а также профессионального роста.
Среди нас, взрослых есть те, у кого эти УУД развиты достаточно хорошо,
эти люди планируют свою систему профессионального саморазвития и реализуют этот план, открыты для нового, самосовершенствуются. А есть и
те, кто ничего не успевает, не может спланировать свою работу так, чтобы
достичь поставленной перед собой цели. Изматываются, устают, отчаиваются.
Нас в свое время, учили решать сложные примеры и задачи, запоминать
важные факты, но не учили способам преодоления жизненных проблем.
Какие виды УУД нам пропагандирует современное образование?
Виды универсальных учебных действий:
1. регулятивные (включающие саморегуляцию);
2. познавательные;
3. коммуникативные.
В контексте регулятивных УУД мы должны научить ребенка:
• целеполаганию как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Мы учим
детей ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения. Цель должна быть конкретная, понятная, реальная,
точная, побуждающая к действию. Цель учителя и ученика – это не одно и
тоже. Не обязательно цель должна быть обозначена в начале урока.
На уроке истории в 5 классе, изучая тему «Ассирийская держава»
совместно с учениками формирую в начале урока цель через вопрос: Что
позволило Ассирии стать такой могущественной? Мы говорим о ее великих
правителях, о непобедимом войске, об осадных орудиях, о первой в истории
человечества империи, казалось бы, обреченной на вечную славу. Но в
конце урока задаю новый вопрос: а где сегодня этот великий народ и его
могущественное государство?
Вот, где побуждение к действию: ребенок хочет найти ответ, почему
этого государства сегодня нет на карте? Одни будут искать в
Интернете, другие читать новый
параграф, третьи дождутся
следующего урока, но они будут его ждать, чтобы узнать, что живут и
сегодня почти в каждой стране, в том числе и нашей, люди, называющие
себя айсорами. Они знают, что происходят прямо от древних
властителей мира ассирийцев, но у них нет ни своей земли, ни страны, ни
государства, ни царя, их ремесло, которое передается по – наследству –
чистильщики обуви.
Ребенок усваивает какойлибо материал в форме учебной деятельности,
когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. И
начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых
для детей.
Значит, прежде всего, на уроке необходимо создавать условия для
формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Возвращаясь
к опыту финской школы, можно сделать вывод, если мы не смогли
мотивировать, зачем ребенку знать данную тему, то и изучать ее нет смысла.
• планированию – определению последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
На уроке ребенок учится составлять план своего ответа, в группе – план
работы по реализации проекта, в жизни – от планирования дел на день до
планов на жизнь.
Опять же наш опыт 10 летней давности: дневники исследователя,
которые мы заводили в НОУ. На весь год ученик составлял план своей
исследовательской работы, она не была для него стихийной, дневник
помогал равномерно распределить силы, работать не рывками, а
планомерно.
• прогнозированию – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
Кстати, наша методика «Мои учебные достижения», которой мы
активно увлекались 10 лет назад – очень актуальна в новых условиях
ФГОСов.
• контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
На первом этапе важно представить детям этот эталон, инструкцию,
правило – образец, к которому они должны прийти в результате учебной
своей деятельности. Научить его выполнять работу по образцу. На дом
должны быть заданы те задания, которые закрепляют отработанный на
уроке материал, и если у ребенка возникают трудности при выполнении
д\з, значит, учитель на уроке не достиг цели. Ребенок должен идти в
школу без страха за нерешенную задачу, а с желанием дойти до истины с
помощью учителя или своих одноклассников. Это называется
сотрудничество, кооперация, очень важные в нашей жизни, в профессии.
Когда на курсах нам сказали, что учителя, увлекшись презентациями,
иллюстративными методами объяснения нового материала на уроках ,
забыли о простых и нужных таблицах, я не поверила. Мы искренне
надеемся, что ученики 67 класса, если их не научили в начальной школе,
точно научились это делать на другом уроке. Но столкнувшись с этой
формой была удивлена: не умеют!!!
Чертили – 15 мин. Вспомнили параллельные и горизонтальные,
вертикальные прямые.
Далее выясняли значение слов: событие, исторический факт, результат.
Следующий этап: определить, что писать в таблицу?Стало понятно, что
нужны «маркеры» по которым ребенок найдет главную мысль в тексте.
Умение выделять главное – еще один результат такой работы. И последнее, определение личностной значимости такой работы. На
что были потрачены 45 мин.жизни ребенка? Или что нам показала эта
таблица?
Мы создали сравнительноинформационную таблицу по истории средних
веков в 6 классе по теме «Германия, Англия и Франция в XIIXIII вв.»
Зачем? Если мы хотели сравнить состояние этих стран в данный
исторический промежуток, это один результат и вывод, но мне
захотелось пойти дальше в желании придать личностную значимость
данному учебному событию. Я предложила детям добавить колонку
«Россия». Одни ученики заполнили по алгоритму дома, используя учебник,
который мы начинаем изучать во втором полугодии, другие использовали
разные источники в Интернете, третьи будут ждать уроков по истории
России, чтобы понять, как в данный исторический период отстает Русь
от западных стран и как дорого за это заплатит 240 летним
порабощением монголотатарам. И вот личностнозначимый вывод на
лицо:
если не идешь в ногу со временем,
ты отстаешь от других и становишься уязвимым.
Также и с дополнительными заданиями. Мы наивно полагаем, что
ребенок в 5 классе уже умеет делать презентацции. А кто его этому
учил? Навряд ли среди нас есть те учителя,которые на уроке или после
учили ребенка создавать слайд, делать анимации, вставлять картинки,
кто рассказал, что должно быть на слайде. Эту презентацию, как и
многое другое из домашнего задания, они делают с родителями, те, в
свою очередь активно вовлекаясь в учебный поцесс, ждут адекватную
оценку за свой труд, и если ребенок приносит оценку ниже ожидаемой,
справедливо обижаются и конфликтуют с учителем.
Если мы сформируем такой вид УУД как контроль, мы обеспечим
возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
сформируем компетентности в любой предметной области. И если ученик
запоминает и удерживает правило, инструкцию во времени, то потом он уже
выходит за рамки инструкций, мыслит креативно,находит нестандартный
вариант решения задачи.
• коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его
продукта. Ученик, работая по составленному плану, должен научиться
использовать наряду с основными и дополнительные средства получения
информации (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
Тогда мы не будем бороться с телефонами на уроках, а будем
использовать их технические возможности, в которых дети разбираются
лучше нас, взрослых. Обучая о коррекции учебной деятельности, важно научить ребенка
начинать и заканчивать действие в нужный момент (что особенно важно на
ЕГЭ – есть дети, не способные рассчитать время на выполнение заданий,
не успевшие переписать ответы в бланк и т.д.)
• оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Здесь важно
научить ребенка понимать причины своего неуспеха и находить способы
выхода из этой ситуации. Тогда мы получим не забитую комплексами
личность, а способного преодолевать трудности человека. В рамках УУД
мы учим ребенка в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Оценка
становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что
именно и каким образом следует совершенствовать. Когда, ученик
сможет адекватно оценивать себя, его самооценка совпадет с оценкой,
выставленной учителем, это исключит конфликт. Важно поощрять детей
за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на
решение задачи, любой ответ, даже неверный. Этот подход финской школы
и наших ФГОСов тоже совпадает. Тогда ребенок будет более свободен, не
будет бояться сделать ошибку, за которой последует плохая оценка. Это
сработает на побуждение к действию, а не отобьет у ребенка желание
учиться.
• волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии;
способности к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий. Учащийся должен заставлять себя
доделывать начатое задание, причем на должном уровне. Это должно стать
его внутренней потребностью, тогда и домашнее задание перестанет быть для
него мукой.
И последнее. Если мы сможем отойти от устарелого стереотипа «Учить
предмету» и перейдем к ФГОСовскому «Учить учиться!», мы сможем
реализовать свое главное профессиональное предназначение: подготовить
ребенка к жизни, сделать его успешным в этой жизни.
Когда учителя финской школы спросили, чему он учит учеников? Он
ответил: «Быть счастливыми!» Корреспондент уточнил: «А вы какой предмет
преподаете?» Он ответил: «Математику!»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
«Формирование регулятивных УУД: от переосмысления к практике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.