Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.
Оценка 4.8

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Оценка 4.8
Научные работы
doc
история
5 кл—11 кл
03.04.2018
Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.
В данной научной работе обобщается опыт педагогической работы учителя истории по формированию полиэтнической культуры школьников на уроках истории, краеведения, во внеурочной работе, описывается методика оценки влияния полиэтнической культуры на становление российской гражданской идентичности школьников в МБОУ СШ №64 города Ульяновска.
Формирование полиэтнической культуры школьников.doc
Формирование полиэтнической культуры школьников  как фактор становления их российской гражданской  идентичности на уроках истории.     В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и духовно­нравственному   воспитанию   молодёжи,   что   глубоко   связано   с формированием российской гражданской идентичности.    Россия изначально формировалась   как   многонациональное   государство.   Поэтому   культурный компонент российской гражданской идентичности включает в себя 3 ступени: во­первых, осознание значимости культуры и традиций, истории своего  народа; во­вторых, понимание особенностей развития культуры своего народа в контексте динамики российской культуры и традиций; в­третьих,   понимание   роли   и   места   российской   культуры   в   мировой   культуре.         Российская гражданская идентичность является одним из инструментов формирования   мировоззрения   молодежи   и   критерием   самоопределения молодых   людей   в   культуре,   социуме,   профессии.   Одним   из   важнейших факторов   гражданского   воспитания   является   воспитание   патриотизма, чувства   единения  со   своей   Родиной   и  культурой.  А   культура,  это   прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков.                    Воспитание патриотизма и духовности, любви к Родине, гуманного отношения ко всему окружающему – это сложно. В реальной жизни наших детей окружает непривлекательная действительность:  фильмы,   переполненные   сценами   насилия,   где   рассказывается   о беспредельной власти криминальных структур;  газеты, пестрящие материалами похожего содержания;  правосудие, способное наказать только слабых мира сего;  безработица, пьянство, наркомания;  компьютерные   игры,  в  которых   победитель   тот,  кто   более   жесток   и изворотлив.        Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный   предмет   ­   история,   так   как   именно   эта   учебная   дисциплина, привлекает   внимание   учащихся   к   важным   вопросам   самоопределения личности,   к   проблемам   нравственного   выбора,   личной   вины,   поведения   в различных   ситуациях,   их   эмоционального   переживания.   Огромную   роль   в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях я, как учитель истории,   уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные   свидетельства,   письменные   источники,   рассказывающие   о разных   событиях.  Краеведение   —   это,   по   большому   счету,   историческая память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой родины. Это знание о людях, живущих вокруг и своими жизнями делающих историю.   Краеведение   является   основой   для   формирования   гражданской, этнической   и   социальной   идентичности   учащегося,   потому   что   позволяет школьнику соотнести свою жизнь с жизнью своих земляков, а через них — с жизнью своего народа, страны.           Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории   древнего   мира.   Материал   курса   дает   учителю   возможность   для формирования   в   умах   учащихся   устойчивой   связи:   терпимость   ведет   к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй   Персидская   держава). древности   (Ассирия,   Вавилонское   царство, Рассматривая причины их гибели, необходимо уделить внимание тому, что народы   были   объединены   в   эти   империи   насильно,   завоеватели   проявляли нетерпимость   к   обычаям   и   культуре   покоренных   народов.   Это   привело   к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели. Формирование национальной гражданской идентичности продолжается при   изучении   истории   средних   веков.   Материал   курса   дает   возможность закрепления понятий и представлений об идентичности, сформированных при изучении   истории   древнего   мира   и   дает   возможность   раскрыть   сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается   при   изучении   темы   «Нидерландская   буржуазная   революция», события   которой   во   многом   были   обусловлены   отсутствием   религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.             Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает   курс   отечественной   истории.   Его   содержание   позволяет   не   только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали   с   финно­угорскими   и   балтскими.   Терпимость   к   соседям, ведущим   несколько   иной   образ   жизни,   закладывала   основы   национальной терпимости,   присущей   до   известного   момента,   будущей   российской государственности. При изучении темы «Образование государства Киевская Русь»   педагог, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только   терпимость,   проявлявшаяся   в   этих   взаимоотношениях,   помогла создать  мощное   государство.  Вопрос   о  «монголо­татарском  иге»  подводит преподавателя  и учащихся к формированию гражданской идентичности  по отношению   к   носителям   иных   этнических,   религиозных   и   культурных традиций.   Подчеркивая   негативные   стороны   монгольского   завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух   резко   различных   культур,   выразившееся   в   заимствовании   русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так,   в   Поволжье   это   выразилось   в   распространении   культуры   земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.                    Сложный   материал   для   формирования   толерантного   сознания представляет   история   войн.   Для   этого   учитель   акцентирует   внимание учащихся   на   фактах   проявления   толерантности   даже   в   условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне   1812   г.   необходимо   показать,   что   даже   в   условиях   наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.        Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм   и   толерантность.   Задача   учителя   показать,   что   нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870­х гг. или   современные   политические   лидеры,   проповедующие   террористическую борьбу.   Исторический   опыт   применения   террора   в   политической   борьбе   возможность   достижения   между свидетельствует,   что   он   исключает   противоборствующими сторонами конструктивного компромисса.          Историческое   наследие   последнего   столетия   России,   которое     рассматривается   подробно   в   11   классе,   богато   самыми   разнообразными событиями   ­   трагическими   катастрофами,   и   в   то   же   время   великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд,   перед   изучением   любого   раздела   истории   XX   века   целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему. Таким   образом,   учебный   предмет   «История   России»   имеет   широкие возможности   для   формирования   гражданской   идентичности.   Необходимо наиболее   полно   реализовать   их,   постоянно   заострять   внимание   детей   на аспектах   тех   или   иных   исторических   событий,   учить   школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя­предметники, педагоги дополнительного образования.          Воспитать граждан Отечества ­ дело очень сложное еще и потому, что понятие   «Отечество»   для   каждого   своё,   по   разному   видят   люди   будущее своего Отечества. В трагические переломные периоды истории нашей Родины понять   это   было   легче   людям   с   различными,   подчас   противоположными взглядами: все, как один, вставали на защиту Отечества. Горя, бед, трагедий было предостаточно в нашей истории. И все­таки, несмотря на это, хочется верить и надеяться на то, что прийти к единству в этом вопросе нам поможет любовь   и   горячее   желание   служить   на   пользу   России.   А   знание   истории, культуры,   искусства   своей   родины,   страны;   любовь   к   своему   народу   и активное участие  в  сохранении и развитии  национальной   культуры;  знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним   отношение,   умение   строить   отношения   с   представителями   других культур   и   народов   на   принципах   толерантности   являются   важнейшими факторами  формирования полиэтнической культуры школьников.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.