ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
23.05.2017
ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
К особенностям развития самостоятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении относятся такие проявления самостоятельности в различных видах деятельности, как умение планировать и выполнять поставленные задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при выполнении заданий; умение вносить элементы творчества в самостоятельную деятельность. Развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста способствуют применяемые педагогом методы наблюдения, объяснения, поручения, постановка дошкольников в позицию «взрослых», формирование у дошкольников обширного кругозора - этому посвящена данная статья.
Формирование самостоятельности у дошкольников.docx
ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ С.М. Михайлова г. Лесосибирск К   особенностям   развития   самостоятельности   детей   дошкольного возраста   в   дошкольном   образовательном   учреждении   относятся   такие проявления самостоятельности в различных видах деятельности, как умение планировать   и   выполнять   поставленные   задачи   без   указаний   и   помощи   со стороны взрослого; умение находить новые знания, опираясь на полученный опыт;   умение   преодолевать   трудности   при   выполнении   заданий;   умение вносить   элементы   творчества   в   самостоятельную   деятельность.   Развитию самостоятельности   детей   старшего   дошкольного   возраста   способствуют применяемые   педагогом   методы   наблюдения,   объяснения,   поручения, постановка   дошкольников   в   позицию   «взрослых»,   формирование   у дошкольников обширного кругозора. С   целью   изучения   уровня   сформированности   самостоятельности старших   дошкольников,   нами   была   организована   и   проведена   опытно   – экспериментальная работа с детьми. Исследование проводилось в МБДОУ № 31   «Аленушка»   г.   Лесосибирска,   выборка   исследования   составила   19 дошкольников   старшей   группы.   Данное   ДОУ   реализует   образовательную Программу,   разработанную   индивидуально   для   данного   учреждения педагогическим   коллективом   ДОУ   на   основе   требований   примерной образовательной программы.  Цель   опытно   –   экспериментальной   работы   заключается   в   создании педагогических условий, способствующих формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Первым   этапом   опытно   –   экспериментальной   работы   явилась диагностика самостоятельности старших дошкольников. Выбор методик был продиктован   следующими   соображениями:   они   являются   частью   рабочей программы,  по   которой   осуществляет   деятельность   ДОУ,  где   планируется   направленной   на   формирование внедрение   нами   программы, самостоятельности   старших   дошкольников,   и   применяются   педагогами   с целью диагностики самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Для этого нами были организованы три серии наблюдений: наблюдение за игровой деятельностью, художественно – изобразительной деятельностью, трудовой   деятельностью   и   методика   «Дорисовывание   кругов»   (Комаровой Т.С.). На   данном   этапе   экспериментального   исследования   нами   были разработаны уровни, на основе критериев развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, предложенные А.Г. Гогоберидзе: – стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого; – умение поставить цель деятельности;  – умение осуществить элементарное планирование;  –   умение   реализовать   задуманное   и   получить   результат,   адекватный поставленной цели;  – проявление инициативы и творчества в решении задач;  – рефлексивные умения дошкольника ­ умений анализа и самоанализа полученного результата деятельности [15]. На   основе   критериев   нами   были   выделены   уровни   развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Высокий   уровень.   Дошкольник   проявляет   интерес   к   поиску   новых способов решения задачи, в деятельности демонстрирует высокий творческий результат,   в   своей   деятельности   дошкольник   полностью   не   зависит   от взрослого, при выполнении заданий – упорно стремится к цели, преодолевая трудности,   достигая   ее   без   посторонней   помощи.   Обращает   внимание   на качество выполнения деятельности. Средний   уровень.   Дошкольник   проявляет   интерес   к   заданию деятельности, но сталкиваясь с трудностями, стремление к выполнению задач деятельности исчезает. У дошкольника сформировано умение ставить цель и осуществлять   элементарное   планирование.   Реализовывать   задуманное   в деятельности   до   конца   успешнее   получается   под   руководством   взрослого. При достижении дошкольником значимых для него результатов деятельности наблюдается проявление творчества.  Низкий уровень. Дошкольник самостоятельно не проявляет интерес к деятельности, не умеет самостоятельно, при помощи взрослого ставить цель деятельности   и   осуществлять   элементарное   планирование.   Не   способен демонстрировать элементы творчества в осуществляемой деятельности.   – «Дорисовывание кругов» (Комарова Т.С.)  Цель:   выявить   творческую   составляющую   самостоятельности дошкольников.  На   альбомном   листе   бумаги   нарисованы   графитным   карандашом   6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать [20]. Результаты   выполнения   детьми   задания   оценивались   по   3­х   бальной системе, определенной Т.С. Комаровой: Оценка 3(высокий уровень) – ставится тем детям, которые наделяют оригинальным   образным   содержанием   преимущественно   без   повторения одного или близкого образца. Оценка 2(средний уровень) – ставится тем детям, которые наделяют образным   содержанием   все   или   почти   все   круги,   но   допускают   почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.). Оценка   1(низкий   уровень)   –   ставится   тем,   кто   не   смог   наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно. После   проведения   нами   наблюдений   за   игровой,   трудовой   и художественно   –   изобразительной   деятельностью   старших   дошкольников получены уровни развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, представленные в таблице 1. Таблица   1   ­   Результаты   диагностики   самостоятельности   детей   старшего дошкольного   возраста   в   ходе   наблюдений   за   игровой,   трудовой   и художественно – изобразительной деятельностью Уровень самостоятельности Игровая деятельность Трудовая деятельность имя Ф.   ребенка 1. Лев Б. Низкий 2. Аня Б. Средний 3. Юра Д. Высокий 4. Равиль З. Высокий 5. Лиза К. Высокий 6. Катя К. Высокий 7.Кристина Л. Средний Высокий 8. Сережа М. 9. Соня М. Высокий Высокий 10. Вера О. Средний 11. Артем О. Средний 12. Федор П. 13. Саша П. Средний Средний 14. Арина П. Низкий 15. Света Р. 16. Костя Р. Средний 17. Лиза С. Средний 18. Максим С. Средний 19. Маша Т. Низкий Средний Средний Средний Средний Высокий Средний Средний Средний Высокий Высокий Низкий Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Средний Средний Средний Художественно–  изобразительная  деятельность Средний Средний Средний Средний Высокий Средний Средний Средний Высокий Высокий Низкий Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Средний Средний Средний Анализ   результатов   наблюдения   за   игровой   деятельностью   детей старшего   дошкольного   возраста   показал,   что   7   дошкольников   (36,4%) продемонстрировали высокий уровень самостоятельности. Юра Д., Равиль З., Лиза   К.,   Катя   К.,   Сережа   М.,   Соня   М.,   Вера   О.   демонстрировали разнообразные замыслы   в играх, которые возникали у них самостоятельно, данные дошкольники показали, что они умеют планировать игровые задачи и осуществлять   их   без   помощи   педагога,   в   процессе   игр   дошкольники самостоятельно   включали   в   игровую   деятельность   разные   предметы– заместители, придумывали новых героев и события, игровые действия у них разнообразны и сопровождаются ролевыми высказываниями, рассуждениями, которые   обращены   к   партнерам   по   игре,   игрушкам,   воображаемым собеседникам. Сережа М. постоянно пытался вовлечь в игровую деятельность Льва Б., который предпочитает одиночные игры, и ему это удавалось, при этом   Сережа   М.   самостоятельно   придумывал   Льву   Б.   роль,   руководил процессом   игры.   Все   дошкольники   с   высоким   уровнем   развития самостоятельности в игровой деятельности показали себя, как инициаторы начала игры и дальнейшего развития ее сюжета. 9 детей (46,8%) показали средний   уровень   развития   самостоятельности   в  игровой   деятельности,  при этом способы решения задач в игре у данных дошкольников сформированы неплохо,   однако   ролевое   взаимодействие   со   сверстниками   и   предметами однообразно,   они   следуют   привычным   действиям,   данные   дошкольники   не умеют   планировать   дальнейший   сюжет   начатой   игры,   ориентируясь   на сверстников с высоким уровнем развития самостоятельности или на педагога. 3 дошкольников (15,6%) имеют низкий уровень развития самостоятельности в игровой   деятельности.Лев   Б.,   Света   Р.,   Маша   Т.   предпочитают индивидуальные игры, не проявляя инициативы к организации коллективной игры,   игровые   замыслы   возникают   у   данных   дошкольников   по   инициативе педагога или сверстников, при этом все–таки дошкольники не сопротивляясь, с удовольствием принимают приглашение в игру и берут роль, которую им отводят. Анализируя   результаты   наблюдения   за   трудовой   деятельностью,   мы выявили,   что   3   дошкольников   (15,6%)   имеют   высокий   уровень   развития самостоятельности в трудовой деятельности, Лиза К., Соня М. и Вера О. во всех   видах   и   формах   труда,   коллективных   и   индивидуальных,   стараются выполнить поручения педагога самостоятельно, при этом помочь товарищу в затруднительных   ситуациях,   также   девочки   проявляют   инициативу   к выполнению   трудовых   задач,   обращаясь   к   педагогу   с   просьбой   «Можно полить   цветы?»,   «Покормить   рыбок?».   Наблюдение   за   сборами   детей   на прогулку   неоднократно   показывали,   что   Вера   О.   постоянно   помогает сверстникам   одеваться,   застегивает   замки   на   куртках,   контролирует правильность их одевания, что говорит о высоком уровне освоения Верой О. трудовых навыков. 11 детей старшего дошкольного возраста (57,2%) показали средний   уровень   развития   самостоятельности   в   трудовой   деятельности. Наблюдение   за   трудовыми   действиями   данных   детей   показало,   что   их трудовые навыки и умения сформированы хорошо, они умеют спланировать трудовой процесс, однако дошкольники не всегда доводят начатое до конца, не   обращают   внимание   на   результат   труда.   Например,   это   проявляется   в коллективной   трудовой   деятельности   по   уборке   в   группе,   данные дошкольники бросают одно поручение, не домыв игрушки, начиная другое, которое также не доводят до конца, и только под руководством педагога, нехотя, заканчивают выполнение трудовых поручений.  5 дошкольников (26%) продемонстрировали  низкий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. Артем О., Федор П., Саша П., Света   Р.,   Костя   Р.   при   сформированных   трудовых   навыках,   не   умеют планировать трудовой процесс, педагогу приходится постоянно объяснять и контролировать выполнение ими трудовых поручений. Например, в процессе дежурства Федор П. и Света Р., не могли самостоятельно договориться друг с другом о своих обязанностях, постоянно мешая друг другу, путаясь в своих действиях, при этом процесс завершился только под руководством педагога. Результаты   наблюдения     художественно–изобразительной деятельностью   детей   старшего   дошкольного   возраста   показали   следующие за результаты:   3   дошкольника   (15,6%)   имеют   высокий   уровень   развития самостоятельности в художественно–изобразительной деятельности. Лиза К., Соня   М.,   Вера   О.   проявляют   интерес   к   изобразительной   деятельности, изобразительные   навыки   развиты   хорошо,  изображения   девочек   аккуратны, часто   данные   дошкольники   используют   в   своих   рисунках   сюжетыразной тематики, проявляют самостоятельность в выборе изобразительных средств, не   прибегая   к   помощи   педагога,   девочки   уделяют   много   времени изобразительной деятельности, занимаясь ею с увлечением.11 детей (57,2%) демонстрируют средний уровень развития самостоятельности в данном виде деятельности.   Данные   дошкольники   умеют   спланировать   художественно–   но   зачастую   это   заключается   в изобразительную   деятельность, кратковременных желаниях, часто рисунки остаются незаконченными, так как дошкольники отвлекаются и переключаются на другую деятельность, данные дети не задаются целью создать качественной изображение. 5 дошкольников (26%)  имеют низкий уровень развития самостоятельности в художественно– изобразительной деятельности. Артем О., Федор П., Саша П., Света Р., Костя Р.  не  проявляют   интереса   к   изобразительной   деятельности,  если   начинают подобную   деятельность,   то   только   под   влиянием   других   детей   или предложения   со   стороны   педагога,   рисунки   детей   однотипны,   часто   не закончены,   изобразительные   средства   однообразны,   никакого   творческого замысла не просматривается. Таблица   2   ­   Результаты   диагностики   творческой   самостоятельности   по методике «Дорисовывание кругов»  Ф. Имя ребенка Уровень самостоятельности 1. Лев Б. 2. Аня Б. 3. Юра Д. 4. Равиль З. 5. Лиза К. 6. Катя К. 7. Кристина Л. 8. Сережа М. 9. Соня М. 10. Вера О. 11. Артем О. 12. Федор П. 13.Саша П. 14. Арина П. 15. Света Р. 16. Костя Р. 17. Лиза С. 18. Максим С. 19. Маша Т. Полнота выполнения задания низкий средний высокий высокий высокий высокий средний высокий высокий высокий средний средний средний средний низкий средний средний средний низкий Творческое содержание Средний показатель средний средний средний средний высокий средний средний средний высокий высокий низкий низкий низкий средний низкий низкий средний средний средний низкий средний средний средний высокий средний средний средний высокий высокий низкий низкий низкий средний низкий низкий средний средний низкий Анализ полученных изображений показал, что 3 детей (15,6%) имеют высокий уровень развития творческой самостоятельности в изобразительной деятельности, Вера О., Лиза К., Соня М. в своих работах не допустили ни одного   повтора,   рисунки   дошкольников   отличались   разнообразием   и оригинальностью   решений.   Данные   дошкольники   предложили   множество необычных решений в своих рисунках, изобразив «воздушный шар», «цветок», «будильник», «солнышко», «неваляшку», мордочки животных и т.д. Кроме того,   работы   данных   дошкольников   были   выполнены   аккуратно,   форма передачи изображений  не содержали никаких искажений, были нарисованы точно,   аккуратно   закрашены,   соблюдена   симметрия   рисунков   их расположение   на   листе.   9   дошкольников   (46,8%)   продемонстрировали средний результат творческой самостоятельности при выполнении задания. В основном   данными   детьми   были   задействованы   все   круги,   однако изображения   детей   тематически   повторялись,   например   данные   старшие дошкольники   изображали   несколько   «ромашек»,   меняя   лишь   цвет,   другие аналогично изображали разноцветные «воздушные шары». Катя К., Максим С. задействовали в своих работах лишь 5 кругов, кроме того, работы их были выполнены небрежно, неаккуратно закрашены, в целом содержание рисунков характеризовалось однообразием. 7 дошкольников (36,4%) показали низкий уровень   творческой   самостоятельности.   Рисунки   данных   детей   были выполнены не до конца, задействованы не все круги, у некоторых изображений не хватало деталей, например, изображение «цветка без стебелька», рисунки были   выполнены   небрежно,   цвета,   задействованные   данными   детьми   при выполнении работы, также были однообразны, например, Костя Р. рисовал преимущественно черным карандашом.  Таким образом, проведенные нами наблюдения за игровой, трудовой, художественно–изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста, а также диагностика их творческой самостоятельности, показали, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень развития самостоятельности в различных видах детской деятельности. Анализ   результатов   наблюдений   и   диагностики   самостоятельности   в изобразительной   деятельности   дает   нам   возможность   говорить   о необходимости   реализации   опытно–   экспериментальной   работы, направленной на формирование самостоятельности старших дошкольников в игровой, трудовой и художественно–изобразительной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

ФОРМИРОВАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017