Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.
Оценка 4.8

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
воспитательная работа
Взрослым
18.02.2019
Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.
Задача учителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Укрепление связей учителей и родителей, единство моральных требований в семье и школе – условия успешного решения задач по воспитанию детей.
Косарева_статья.doc
Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности. Говоря о семейных ценностях, необходимо сначала разобраться в том, как определяют значение  понятия «семья» различные источники: совокупность близких родственников, живущих вместе [1, 14]; основанная   на   браке   или   кровном   родстве   малая   группа,   члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [2, 48]. Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности. В каждой семье складываются свои устои, традиции, индивидуальный  стиль жизни. Но далеко не каждую семью можно назвать благополучной, не каждая семья дает ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Это связано со многими причинами: ростом количества разводов, рождением детей вне брака, которое увеличивает количество неполных семей. Сегодня утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи. Образ   жизни   многих   семей   порождает   детскую   грубость,   чёрствость, равнодушие. Эти качества иногда начинают проявляться уже в начальной школе, а  в   подростковом   и   старшем   школьном   возрасте   еще   более   закрепляются,   и становится практически невозможным что­либо изменить в характере ребенка.  Большую   роль   в   корректировке   семейного   воспитания,   в   воспитании будущего семьянина играет школа. Работая в этом направлении, педагог решает следующие задачи: формирование у ребенка  представления о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитание  уважительного отношения к семье, знакомство   со   способами   выражения   заботы,   уважения,   благодарности, расширение знаний о родственных связях, родословной.  В процессе обучения и воспитания в школе дети усваивают такие понятия,   преданность,   родословная,   забота, как   родство,   любовь,   уважение, благодарность,   сострадание,   честность,   искренность,   доверие[5].   Это   и   есть   семейные   ценности,   на   которых   базируется   крепкая   благополучная   семья.   С ранних   лет   у   детей   необходимо   формировать   представление   о   хорошей, дружной   семье,   о   том,   что   создание   крепкой   семьи   ­   это   ежедневный   труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом ­ умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов. Мероприятия,   проводимые   в   нашей   школе   в   рамках   внеурочной воспитательной деятельности, способствуют решению этих задач. Мы   считаем,   что   ничто   так   не   укрепляет   отношения   между   людьми, членами семьи, как  совместный труд на благо общего дела.  Учебный год в нашей школе начинается с конкурса поделок из природного материала «Флора», в котором принимают участие ученики 1­11 классов и их родители,   выступающие   не   только   в   роли   экспертов,   консультантов,   но   и являющиеся   простыми   участниками   конкурса,   создавая   вместе   с   детьми «шедевры» из овощей, фруктов и цветов.  Самый   благодарный,   искренний   и   добрый   праздник   ­   Международный День Матери. В рамках этого праздника проводится конкурс рисунков «Портрет моей   мамы»,   фотовыставка   «Мамочка   любимая   моя»,   а   также   совместные праздники и КВН, в которых принимают участие команды детей и их мам. Совместное   семейное   творчество   продолжается   и   в   «Мастерской   Деда Мороза»   в   процессе   изготовления   новогодних   игрушек   и   в   оформлении семейных газет различной тематики.  С   введением   новых   образовательных   стандартов   с   целью   оценки достижения   школьников   в   1­х   классах   была   принята   система   детского портфолио, одним из разделов которого является раздел «Мой мир», в котором ребенок   представляет   информацию   о   своей   семье,   своем   имени,   составляет генеалогическое   древо   своей   семьи.   [7].   Настоящую   гордость   испытывает ребенок,   когда   рассказывает   о   своих   предках.   Ведь   работая   совместно   с родителями   над   этим   проектом,   ребенок   не   только   знакомится   с   именами прабабушек и прадедушек, он узнает о семейных традициях, укладе жизни. В рамках программы «Здоровый образ жизни», которая действует в нашей школе, самым ярким мероприятием является спортивное соревнование «Папа, мама, я ­ спортивная семья», участие в котором формирует такие качества, как сплоченность,   взаимовыручка,   умение   совместно   принимать   решение   и осуществлять его. Многие родители  наших  учеников ­ бывшие  выпускники  нашей  школы, поэтому одним из самых популярных является проект «История моей школы в истории моей семьи». Он включает в себя и выпуск газет, рассказывающих об   историко­ учениках   разных   лет,   и   пополнение   экспонатов   школьного   краеведческого музея «Память», и встречи выпускников. Совместные   праздники,   экскурсии,   фестивали   семейного   творчества,   а также Дни открытых дверей способствуют укреплению связей не только  между детьми и их родителями, когда ребенок чувствует поддержку своей семьи, а родители радуются успехам  сына или дочери, но и  укреплению связей между родителями и школой.  Задача   учителя   –   всеми   доступными   ему   средствами   достигать взаимодействия,   согласия   с   родителями   в   воспитании   общей   культуры,   в   ориентирующего   на создании   эмоционально­благоприятного   климата, общечеловеческие ценности. Укрепление связей учителей и родителей, единство моральных требований в семье и школе – условия успешного решения задач по воспитанию детей. Формированию семейных ценностей способствует и работа на уроках в начальной школе. В рамках учебных программ УМК «Планета знаний»  и ОС «Школа 2100» предполагается   систематическое   участие   обучающихся   в   проектной деятельности различной тематики («Наша речь», «Алфавит», «Школа» и др.). Основным источником сбора информации  для обучающихся является беседа со взрослыми,   а   работа   по   осуществлению   проекта   предполагает   совместную деятельность ребенка и родителя. Многие   задания   по   математике   своим   содержанием   способствуют формированию значимости понятия «семья». Например, знакомство с числом 5 предполагает чтение следующего выражения: 5­ это число пальцев на руке. 5­ это число вершин у звезды. 5­ это три сестры и два брата. 5­ это на один больше четырех. 5­ это отлично! Это здорово! [4, 78]. Изучение   темы   «Ты   и   твоя   семья»   в   курсе   «Окружающий   мир» формирует у обучающихся представление о значении семьи, правилах общения в ней.   С   помощью   заданий   учебника   первоклассники   учатся   анализировать взаимоотношения   в   семье,   выбирать   поручения     по   своим   силам,   вежливо общаться со взрослыми.  Приведем пример задания в рабочей тетради. Расскажи о своей семье. Допиши предложения.: Самые вкусные пироги у нас печет ___________________ Самый сильный и смелый у нас ___________________   Лучше всех у нас в семье поет ___________________ Я люблю ходить гулять с ___________________________ Интересные сказки умеет рассказывать __________________ Ключевое понятие темы­ «Семья будет жить счастливо, если в ней все будут помогать друг другу» [3, 24]. Учитель начальных классов, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он может и обязан.  Наше будущее зависит оттого, какое поколение войдет в него, с какими нравственными   ценностями   и   ориентациями.   Таким   образом,   сохранение семейных ценностей ­ это сотворение будущего.   Это созидательный труд на благо поколений. Н.   И.   Пирогов   сказал:   «Конечная   цель   разумного   воспитания   детей заключается   в   постепенном   образовании   в   ребенке   ясного   понимания   вещей окружающего   мира.   Затем   результатом   понимания   должно   стать   возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» [5, 89]. Список литературы 1.Балашов   Н.В.   И   сотворил   Бог   мужчину   и   женщину:   Комментарии   к Социальной Концепции Русской православной Церкви. ­ М.: 2001. ­ 96 С.; 2.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. ­ М.: 1989. ­ 420 С.  3.Вахрушев   А.А.   и   др.   Окружающий   мир   1   класс   (учебник,   рабочая тетрадь к учебнику).­ М.: Баласс, 2011. 4.Нефедова М.Г., Башмакова М.И. Математика 1 класс. – М.: Астрель­ 2010. 5.Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Записки старого врача.­ Иваново: 2008. 6.Богданова Л А. http://www.goroo­orsha.by 7.http://www.solnet.ee

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.

Формирование семейных ценностей у обучающихся начальной школы средствами учебной и внеучебной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019