Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Оценка 5
Научные работы
docx
история
Взрослым
30.10.2018
Изменения в социально-политической и экономической жизни нашей страны повысили требования к качеству и уровню подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений . Для выполнения заказа государства и общества по формированию разносторонне развитой творческой личности, воспитания конкурентоспособного специалиста, большое значение имеет качественное преподавание дисциплины. Материал статьи раскрывает опыт формирования толерантности при изучении истории. В истории значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих студентам , прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача преподавателя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и компромисса.
Статья Абдулкахировой.docx
Формирование толерантности и противодействия
терроризму на уроках истории
П.Б.Абдулкахирова, преподаватель истории
Хасавюртовского
аграрноэкономического колледжа
республики Дагестан
Быть человеком, значит не только обладать знаниями , но и давать для будущих поколений
то ,что предшественники делали для нас
Изменения в социальнополитической и экономической жизни нашей страны
повысили требования к качеству и уровню подготовки выпускников средних
профессиональных образовательных учреждений
Девиз аграрно экономического колледжа : «Мы работаем для того , чтобы
содействовать социальноэкономическому развитию Дагестана и России
,осуществляя подготовку конкурентоспособных
кадров на рынке труда,
воспитанных в духе высокой толерантности»
Для выполнения заказа государства и общества по формированию
разносторонне развитой творческой личности, воспитания конкурентоспособного
специалиста, большое значение имеет качественное преподавание дисциплины.
И очень важно, чтобы студенты с первых дней обучения в колледже
вовлекались в образовательный процесс, иначе нет и смысла говорить о
конкурентоспособном выпускнике и формирования толерантного сознания..
Так, изучение истории дает чрезвычайно богатый материал для воспитания
толерантности у студентов. Это длительный и сложный процесс, основой
которому служит материал курса истории. Обращение к формированию
толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во
многом это связано с содержанием самого материала истории. Попрежнему
значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и
других явлений, дающих студентам , прежде всего, представление о возможности
силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом
направлении показывает, что каждый курс исторического образования дает
обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача
преподавателя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в
урок идеи терпимости и компромисса.
Исследования процесса адаптации студентов нового набора проведенные
психологом колледжа в сентябре 2012 года показали , что студенты устают на
уроках , в том числе на уроках истории
Был проведен опрос среди студентов первого курса по поводу причин
утомляемости: Причины
утомляемости
1
2
3
4
Перезагрузка учебной
работой
Работа в неполную силу
Учение без увлечения
Непонимание
материала
учебного
Результаты
анкетировани
я
5%
12%
53%
30%
Среди преподавателей колледжа
Преподаватель истории, как воспитатель призван раскрыть студентам красоту
человеческих поступков исторических личностей, научить отличать добро от
попустительства .
Поэтому преподавателю, данные результаты показали важность выбора
методов обучения, так как они являются составной частью современных
педагогических технологий. Ведь от уровня мастерства преподавателя, его
умения правильно, интересно проводить занятия зависит качество обучения,
эффективность усвоения учебного материала студентами, их познавательная
активность и развитие толерантного сознания.
немало истинных воспитателей,
приобщающих студентов не только к знаниям, но и к добру, оказывающее
заметное влияние на формирование их идеалов и жизненных позиций.
Ведь современный урок – это прежде всего урок на котором преподаватель
применяет все возможности для активного и умственного развития личности. Эта
идея единства воспитания, обучения и развития носит триединый характер
современного урока познавательный, развивающий и воспитательный.
Для повышения качества обучения предмета истории в Хасавюртовском
аграрноэкономическом колледже, кроме образовательных традиционных
методов используются элементы современных (инновационных) образовательных
технологий: проблемное обучение (анализ ситуаций); блочномодульное(по
содержанию рабочих программ и
календарнотематических планов);
педагогический менеджмент (урокидискуссии, урокиигры, фронтальный опрос).
Такая разнообразная работа дает хорошие результаты в учебе.
Динамика успеваемости студентов по предмету «История» в Хасавюртовском
аграрноэкономическом колледже, до и после внедрения новых образовательных
стандартов , представлена в виде таблиц №1; № 2;
Курс
Первый
курс
Второй
курс
Средний
балл
Средний
3,31
балл
3,45 Курс
Первый
курс
Второй
курс
3,53
3,56
Выше указанным учебным достижениям студентов способствовали :
использование преподавателем разнообразных активных методов обучения ,
укрепление материальной учебной базы и различных видов контроля знаний:
опорный, учебный, игровой, тестовый;
подготовка студентами кроссвордов и ребусов;
широкое внедрение практических работ с учетом региональных возможностей ;
возрастающий с каждым годом интерес студентов к предмету.
Также положительные результаты дает использование информационных
технологий. Данная технология способствует освоению знаний по истории,
формирует умение работать самостоятельно с разнообразной исторической
информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, снимает
психологическую нагрузку.
Информатизации учебного процесса администрация колледжа уделяет
большое внимание: создан Интернет–зал, достаточное количество компьютерных
классов с выходом в Интернет, во многих кабинетах установлены компьютеры.
Хорошо оформлен и кабинет истории. Здесь есть интерактивная доска,
позволяющая использовать электронные пособия в широком формате. Создан
большой банк мультимедийных материалов, электронных пособий и учебных
фильмов, в пополнении, которого активное участие принимают студенты
Перед преподавателем истории стоят сложные задачи , определенные
государственными образовательными стандартами и самой жизнью. Результат не
только система знаний, но и воспитание значимых личностных качеств:
интеллекта, креативности, социальной активности. Если студент научился
критически и творчески принимать и понимать поступающую историческую
информацию, это является показателем интеллигентности и благоприятствует
формированию коммуникабельности, терпимости, успешности, позитивного
отношения к миру.
Ведь как писал Р. Эмерсон «Истинный показатель цивилизации – не уровень
богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик
человека, воспитываемого страной»
Студентов на уроках истории в колледже привлекают сюжеты , связанные с
ролью личности в историческом процессе, вопросы культурного развития нашей
страны, бытовая история. Они не остаются в стороне от событий, происходящих
в родном Дагестане, современной России и в мире.. Им это интересно, ведь это
их мир. Ведь многие проявления экстремизма и терроризма происходят из за непонимания сути и сущности происходящего и является одной из самых
трудно преодолимых проблем в учебном процессе.
Мотивация достижения – это огромный творческий ресурс , который мы,
преподаватели, должны закладывать в условиях нового образования.
Обращение к формированию толерантности при изучении исторического
материала крайне необходимо.
Формирование толерантности начинается с
изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает преподавателю
благодатную возможность для формирования в умах студентов устойчивой
связи: терпимость ведет к устойчивости, как в обществе, так и в государстве.
Это положение формируется при изучении великих империй древности
(Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их
гибели, необходимо особое внимание студентов обратить на то, что народы были
объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к
обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней
неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели
при появлении внешней опасности.
На конкретном историческом материале преподаватель показывает, что
компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При
изучении грекоперсидских войн необходимо обратить внимание студентов , что
противоречия между греческими полисами оставались попрежнему очень
сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были
вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал
себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение
компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости
греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у студентов
формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к
стабильности.
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность
противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить студентов , что
нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо
усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция»,
события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной
толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных
причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом,
студенты усваивают положение о конструктивной роли толерантности в
историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений»..
Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению
Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира,
преподаватель проводит мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба
является – в какойто мере – проявлением терпимости, которая стала потом
«нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения
будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же
воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого со
они
казались
самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба –
Святополком Окаянным.
Как показывает многолетняя практика, такое изложение этих исторических
событий способствует формированию у студентов активной жизненной позиции,
неприятия к терроризму и к любой форме проявления экстремизма.
Как мы видим, материал курса истории дает возможность рассмотреть такую
важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача преподавателя
показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной
цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские
революционные народники 1870х гг. или современные политические лидеры,
проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения
террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне
затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами
конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной
неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми
ни
стороны.
Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить
студентов ,что достижение долгосрочных политических целей невозможно на
пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и
понимание их позиций. Разумеется, толерантного отношения к террору быть не
может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но
адекватным.
Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории
приводит к положительным результатам..
Именно образование, предоставляющее собой систематический процесс
обучения и воспитания, способно формировать у подрастающего поколения
знания и представления о корнях, пагубных последствиях террористических
действий, о путях их предупреждения, коллективной борьбы по окончательному
искоренению терроризма на всей планете
терроризму.
Ведь именно в юношеском возрасте закладываются основы духовного и
физического процветания нации. При этом немаловажную роль наряду с семьей
играет личность преподавателя колледжа.
Общество не должно оставаться безучастным к проблеме терроризма и
экстремизма болезни отражающей, как правило, на молодежи республики.
Все мы хорошо осознаем, что на выработку и формирования мировоззрения
молодого поколения
огромную роль играет и мудрое слово духовных
наставников, шейхов, алимов, имамов. И в рамках этой акции колледж проводит
встречи с алимами, духовными наставниками. Итогом является мудрое слово
или обращение, с призывом к добрым делам и начинаниям, созидательному
труду, взаимопониманию и поддержке.
Все это дает хорошие результаты , противодействует терроризму, воспитывает
студентов в духе толерантности . И как результат, среди террористов
практически нет выпускников нашего колледжа, несмотря на то ,что наш
В колледже значительно усилена наглядная агитация противодействия колледж один из крупных СПО в республике и расположен в городе Хасавюрте,
который является одним из сложных городов в республике в отношении
экстремизма.
Реализация комплекса современных образовательных технологий проявилась в
главном прочном усвоении программы курса(несколько групп СПО закончили
учебный год по предмету «История» только на «хорошо» и «отлично») и
повышении качества подготовки квалифицированных специалистов колледжа,
различающие истинное благо Отечества от кажущегося и ложного.
Думаю, что и мне как педагогу, как члену коллектива колледжа удалось
внести в формирование толерантности у студентов, свою лепту, помочь ребятам
лучше узнать историю своей Родины и осознать свое место в обществе.
.П.Б.Абдулкахирова. Методическое пособие «Противодействие терроризму в
разделе Отечественной истории»
2.Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений.
Мн.: Харвест,2000. 448 с Федеральные законы от:
3.03.2006 № 35ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального
закона от 27.07.2006 № 153ФЗ);
4.Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по
противодействию терроризму».
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Формирование толерантности и противодействия терроризму на уроках истории ( Статья )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.