ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
5 кл
04.06.2019
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В данной статье описываются приемы работы на занятиях внеурочной деятельности для педагогов - классных руководителей. Приведены примеры использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности через декоративно прикладное искусство. В век технического прогресса очень важно растить не только умных, но и здоровых детей.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цвелодубова О.В.   Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования  ценности здорового и безопасного образа жизни в процессе занятий  внеурочной деятельности по духовно­нравственному, физкультурно­ спортивному, социальному, общеинтеллектуальному и  общекультурномунаправлениям. Abstract. The article deals with the  possibilities of forming the value of a healthy and safe way of life in the process of  pursuing after­school activities in the spiritual, moral, physical culture, sports,  social, general intellectual and general cultural fields. Ключевые слова:  здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, направления внеурочной  деятельности, формирование культуры здорового образа жизни.  Keywords: healthy lifestyle, extracurricular activities, out­of­school activities,  formation of a healthy lifestyle culture.  Введение федерального Государственного стандарта второго поколения  позволило увидеть процесс образования с новой стороны. Уроки передачи  знаний и умений от учителя к ученику лекционного типа превратились в  процесс открытия ребѐнком нового знания. Роль учителя изменилась. Теперь  он не просто источник нового знания, а проводник, научный руководитель  каждого учащегося в исследовательской работе по своему предмету. Новые  образовательные стандарты дали возможность учащимся разнообразить их  досуг. Занятия внеурочной деятельности позволяют расширять свои  познавательные возможности, приобретать новые творческие умения,  совершенствовать коммуникативные навыки, проявлять свою  индивидуальность. Занятия внеурочной деятельности помогают педагогам в  успешном решении задач воспитания и социализации. Такие  широкомасштабные изменения в сфере образования не могут не затронуть  вопросы формирования культуры здорового образа жизни. В Федеральном  государственном образовательном стандартеосновного общего образования  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни отнесено к  личностным результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования. Личностные результаты – это совокупность  ценностных отношений ребѐнка, как к себе, так и к окружающим. Таким  образом, задача учителя: сформировать у каждого учащегося внутреннюю  мотивацию, целенаправленную потребность к ведению здорового образа  жизни. Для достижения этого результата, необходимо добиться того, чтобы  принципы здорового образа жизни стали базовыми ценностями ребѐнка. Формирование любой ценности проходит в несколько этапов: этап  эмоционального восприятия и оценивания, этап осознания и этап включения в  собственную систему ценностей. «В многообразных действиях и  деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные  отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.  Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей… Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По  существу, вся культура человечества связана с историей возникновения,  развития и усложнения потребностей людей.». Чтобы сформировать  потребность в здоровом образе жизни, учитель должен сначала рассказать  учащимся о том, что включает в себя здоровый образ жизни, а затем показать,  и что более весомо доказать невозможность успешного существования  индивида без соблюдения правил здорового образа жизни. Здоровый образ  жизни – понятие комплексное, включающее себя такие аспекты жизни  школьников, как культура питания, личная гигиена, соблюдение режима труда и отдыха, отношение к физкультуре и спорту, к вредным привычкам,  благоприятное психо­эмоциональное состояние, профилактика заболеваний.  Рассмотрим возможности формированияценности здорового и безопасного  образа жизни в процессе занятий внеурочной деятельности по разным  направлениям. Наиболее полно формируется потребность в здоровом образе  жизни во время занятий детских объединений физкультурно­спортивного и  оздоровительного направления. Этому есть много сопутствующих факторов.  Ведущей деятельностью для детей младшего школьного возраста является  игровая. Спортивные занятия в большей степени состоят из игровых ситуаций. Стремление к победе, возникающее в любой спортивной игре, направляет  детей к соблюдению определѐнных норм и правил. В результате, на занятиях  внеурочной деятельности по этим направлениям, дети с одной стороны  занимаются любимым делом – играют, а с другой стороны происходит  усвоение норм здорового образа жизни. Во­первых, ребята понимают, что для  достижения победы необходимы постоянные тренировки и хорошая  физическая форма. Для этого учащиесязанимаются систематически и  соблюдают санитарно­гигиенические нормы, режим дня, принципы здорового  питания. Вредные привычки исключаются сами собой, так как именно они  приводят к снижению результатов. Во­вторых, занимаясь в объединениях  физкультурно­спортивного и оздоровительного направления, ребята видят  положительную динамику своих спортивных достижений,что мотивирует  продолжать тренировки и добиваться в деятельности определенных  результатов.В­третьих, только согласованные действия в команде позволяют  принять нужную стратегию. Работа в команде помогает усвоению социальных  ролей, формированию ответственности за свои действия, объективному  оцениванию своих возможностей. Эти качества позволяют ребѐнку  формировать благоприятное психо­эмоциональное состояние во время  коллективной работы. При правильно организованной работе учителя для  учащихся, посещающих занятия в объединениях физкультурно­спортивного и оздоровительного направления, необходимость ведения здорового образа  жизни становится единственно возможной формой поведения для достижения результатов. Во время занятий музыкально­хореографических объединений  общекультурного направления формирование ценности здорового и  безопасного образа жизни происходит также органично, как и при спортивно­ оздоровительных занятиях. Искусство вокала и хореографии диктует свои  нормы и правила поведения по отношению к здоровью. К тому же, сами  занятия музыкально­хореографической деятельностью позволяют учащимся  прийти в состояние психологической гармонии с собой и окружающими  людьми. Занятия внеурочной деятельности по духовно­нравственному,  социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному  направлениямосновной своей целью не ставят формирование культуры  здорового и безопасного образа жизни. Поэтому для осуществления этой  работынеобходимо использовать разнообразные творческие и  психологические приѐмы. Одним из приѐмов является личный пример. Во  время занятий внеурочной деятельности между учащимися и учителем  складываются особенные отношения, отличающиеся от отношений на уроке.  Формат занятий внеурочной деятельности подразумевает более свободное  поведение и общение детей с руководителем.В процессе занятий  руководитель между делом может рассказать о том, как он бережѐт здоровье,  а также привести пример знаменитых и известных людей, которые вели  здоровый образ жизни. Обязательно озвучивать вслух элементы  здоровьесберегающих технологий на уроке: проветривание, слежение за  осанкой, направление света, расстояние от предмета до глаз. Очень важно не  только озвучить сам процесс, но и объяснить учащимся, почему это так  важно, почему на это следует обратить внимание. Большие возможности в  формировании культуры здорового образа жизни открываются во время  занятий на природе. На открытой местности могут быть организованы занятия по всем направлениям внеурочной деятельности. С одной стороны, природный ландшафт – это источник вдохновения, с другой – источник материала для  творчества, с третьей –социальный объект, требующий заботы, а также ­  источник поисковой деятельности. Вне зависимости от целей посещения  природного ландшафта и времени года, учитель имеет возможность обратить  внимание на пользу пеших прогулок и физических нагрузок, напомнить о  необходимости соблюдения режима дня, а также включения в него прогулок  на свежем воздухе, поговорить с ребятами о санитарно­гигиенических нормах  во время пребывания на природе. Особое внимание стоит обратить на  стабилизацию эмоционального состояния любого человека во время  пребывания на природе. Ребята должны почувствовать что, наблюдая за  неповторимыми пейзажами родного края, их настроение повышается, они  способны посмотреть на свои проблемы с нескольких сторон и найти ответы  на внутренние вопросы.  Заострить внимание на вопросахформировании культуры здорового образа  жизни помогают тематические дни и праздники. В нашей Гимназии они  проходят каждую четверть. В эти дни каждый учитель и педагог дополнительного образования проводит уроки и занятия, направленные на  формирование различных составляющих здорового образа жизни. Результатом занятий внеурочной деятельности становятся творческие работы, из которых  впоследствии организуется выставка в рекреациях. Например, детское  объединение «Волшебный сундучок» (общекультурное направление)  представляет работы «Я и моѐ сердце» в технике бумагопластика и квиллинг.  Ребята коллективно изготовили большое сердце, а потом индивидуально  выполнили работы, отражающие факторы, положительно влияющие на работу  сердца. Воспитанники детского объединения «Я­гражданин своего города»  (социальное направление) представили проекты «Город здоровья». В проектах ребята отразили свои пожелания и рекомендации по благоустройству  дворовых территорий микрорайона. Учащиеся детского объединения «Шаг в  будущее» (общеинтеллектуальное направление) представили брошюры  «Любимое ли блюдо?» Ребята провели анализ знакомых и любимых всеми  блюд, выявили плюсы и минусы этих блюд для здоровья, а также подчеркнули особенности приготовления, влияющие на сохранение полезных свойств  продуктов. Ребята из детских объединений «Сердце города» (духовно­ нравственное направление), «Домисолька» и «Танцевальная палитра»  (общекультурное направление) организовали проведение флешмоба «3  минуты для себя». Основная мысль флешмоба: каждый может найти  несколько минут в день на то, чтобы обратить внимание на своѐ здоровье.  Стоит отметить, что для получения воспитательного эффекта применять  вышеописанные приѐмы и проводить мероприятия необходимо периодически,  педагоги должны подходить к организации деятельности активно и творчески. Только соблюдая эти условия, занятия внеурочной деятельности будут  способствовать пониманию учащимися важности сохранения физического и  духовного здоровья, а впоследствии возникновению у ребѐнка стойкой  потребности следить за состоянием своего здоровья и вести здоровый образ  жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Скачать файл