Формирование у дошкольников культуры питания как составляющей здорового образа жизни

  • Педсоветы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы формировать у дошкольников культуру питания нужно провести огромную работу. Малыши учатся правильно держать ложку и самостоятельно аккуратно кушать, дети средней группы приобретают навыки работы с вилкой, а старший возраст уже самостоятельно сервируют стол. Для того чтобы решать эту задачу в детском саду составляется меню на 10 дней.
Иконка файла материала прав пит.docx
Формирование у дошкольников культуры питания как составляющей здорового образа жизни Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не   только   отсутствие   болезней   и   физических   дефектов.   Есть   много   факторов,   влияющих   на состояние здоровья. К ним относятся: наследственность, психологические факторы, окружающая среда,   образ   жизни,   питание.   Поэтому   в   образовательный   процесс   включены   программы направленные на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни. В течение десяти лет в образовательных   учреждениях   России   работает   программа   "Разговор   о   правильном   питании". Программа включает  три  модуля:  "Разговор о правильном питании"  ­ для детей 6­8 лет,  "Две недели в лагере здоровья" ­ для детей 9­11 лет и «Формула правильного питания» ­ для подростков 12­14   лет.   Авторы   программы   ­   сотрудники   Института   возрастной   физиологии   Российской академии   образования:   академик   РАО,   доктор   биологических   наук   М.М.Безруких;   кандидат биологических   наук   Т.А.Филиппова;   кандидат   педагогических   наук   А.Г.Макеева.   Инициатором разработки   проекта   и   его   спонсором   стала   компания   "Нестле".   Программа   рекомендована Министерством   образования   Российской   Федерации   для   использования   в   образовательных учреждениях. Внедрение   программы   «Разговор   о   правильном   питании»   в   дошкольных   учреждениях   в настоящее   время   носит   актуальный   характер.   В   условиях   неустойчивого   развития   экономики проблема   здорового   образа   жизни   населения   приобретает   социальную   значимость.   Культура питания ­ важнейшая составляющая часть здорового и безопасного образа жизни. Основы культуры питания   закладываются   уже   в   детском   возрасте.   Среди   многих   факторов   окружающей   среды, постоянно  действующих  на  детский  организм  и   оказывающих  влияние  на  его   рост,  развитие  и формирование устойчивого иммунитета, питанию принадлежит ведущая роль. В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы. Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей   знакомы   с   основными   принципами   здорового   питания   детей.   Несмотря   на   то,   что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, далеко не все считают   необходимым   рассказывать   детям   о   важности   рационального   питания.   Недостатки   в организации питания детей наблюдаются и в практике работы образовательных учреждений, и в домашних условиях. Ошибки   в  организации   питания   чаще  всего   обусловлены   неосведомлённостью   персонала дошкольных образовательных учреждений и родителей в вопросах состава пищи, рационального использования продуктов и приготовления блюд. Дети   находятся   в   дошкольных   учреждениях   в   течение   11­ти   часов,   и   их   питание обеспечивается в основном этими учреждениями кроме выходных и праздничных дней. Следовательно,   от   того,   насколько   правильно   организовано   питание   в   ДОУ,   во   многом зависит здоровье и развитие детей.Цель   программы:   формирование   у   дошкольников   полезных   привычек   и   предпочтений   в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью. Реализация принципов правильного питания. 1.Получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья. 2.Сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей. 3.Расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа. В ДОУ нами была организована работа по формированию у детей культуры питания в трёх направлениях: 1.   Организация   питания   в   детском   саду   строится   на   соблюдении   основных   принципов рационального питания. Разработано 10­ти дневное перспективное меню. Для каждой возрастной группы составлен график приёма пищи, в котором предусмотрено три основных приёма – завтрак, обед   и   полдник.   Большое   значение   уделяется   правильному   сочетанию   блюд   в  рационе,   что   не только вносит разнообразие, но и повышает усвоение отдельных продуктов. Способ приготовления пищи     также   имеет   большое   значение.   Культура   питания   включает   в   себя   правила   внешнего оформления блюд, сервировки стола, поведения ребёнка за столом. Всё это формирует навыки поведения и культуру питания детей, обеспечивает их здоровье и правильное развитие. 2.   Организация   образовательного   процесса:   внедрение   здоровьеформирующих   и здоровьесберегающих   технологий,   основанных   на   концептуальных   идеях   образовательной программы "Разговор о правильном питании". Разработка учебно­методического сопровождения (методических и дидактических материалов) УМК "Разговор о правильном питании". Для работы с детьми   педагогами   детского   сада   выбраны   наиболее   интересные   формы   работы.   Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. На занятиях возможно развитие наглядно­ образного   и   наглядно­действенного,   логического   мышления,   формирование   положительных эмоций,   развитие   навыков   работы   с   тетрадью,   творческих   способностей.   Это   происходит ненавязчиво,   естественно,   в   доступной,   интересной,   игровой   форме.   При   изучении   темы   дети опираются   на   свой   опыт,   показывая   неплохие   знания   в   бытовых   сферах   жизни.   Это   создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей. 3. К участию в программе «Разговор о правильном питании» были привлечены родители детей   старшей   –   подготовительной   группы.   Для   работы   с   родителями   были   использованы различные формы работы: родительские собрания, консультации, совместные домашние задания для   детей   и   родителей,   выставки,   оформление   стенгазет.   Активное   привлечение   родителей позволяет   сконцентрировать   внимание   старшего   поколения   на   необходимости   использованияздоровых   и   полезных   продуктов   в   своем   рационе,   объединить   усилия   детского   дошкольного учреждения   и   семьи   по   формированию   у   детей   и   взрослых   основ   здорового   образа   жизни   и правильного питания. В   условиях  СП   «Детский   сад     «Колосок»   ГБОУ   СОШ   им.   П.В.   Кравцова     с. Старопохвистнево  был   проведён   предварительный   опрос   родителей   и   детей   старшей   ­ подготовительной   группы,  посещающих   СП.   Результаты   опроса   показали,   что   только   47% родителей  и 24%   детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим   детям   о   важности   правильного   питания.   Для   значительной   части   воспитанников   были выявлены следующие н е д о с т а т к и  в организации питания в домашних условиях по выходным дням:  нарушения в режиме питания в выходные дни (53%);   частое потребление колбасных изделий (37%).   потребление кондитерских изделий и сладостей (64%).   недостаточно   частое   потребление   основных   продуктов   питания:   молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (59%).              В  рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки). Проведённые   исследования   подтвердили   недостаточный   уровень   знаний   у   родителей   об организации правильного питания детей. По   промежуточным   результатам   исследования   эффективности   программы   «Разговор   о правильном питании» более 75% родителей и воспитателей отметили положительные изменения в поведении   детей,   связанном   с   питанием.   После   курса   обучения   дети   начинают   отдавать предпочтение   полезным   продуктам   и   блюдам,   соблюдают   режим   питания,   правила   гигиены   и придерживаются норм этикета за столом. Так как питание является неотделимой частью здорового образа жизни и оказывает влияние на рост и развитие детского организма. По итогам проведённой работы педагогическим и медицинским персоналом ДОУ можно сделать вывод: у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др. Большинство родителей отметили, что программа «Разговор о правильном питании» помогла им решить многие проблемы с организацией питания детей. Участие в программе не только меняет поведение самих детей, но и способствует формированию культуры питания в их семьях. Работа по формированию у детей основ здорового образа жизни, основ правильного питания продолжится.