Чтобы формировать у дошкольников культуру питания нужно провести огромную работу. Малыши учатся правильно держать ложку и самостоятельно аккуратно кушать, дети средней группы приобретают навыки работы с вилкой, а старший возраст уже самостоятельно сервируют стол. Для того чтобы решать эту задачу в детском саду составляется меню на 10 дней.
Формирование у дошкольников культуры питания как
составляющей здорового образа жизни
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней и физических дефектов. Есть много факторов, влияющих на
состояние здоровья. К ним относятся: наследственность, психологические факторы, окружающая
среда, образ жизни, питание. Поэтому в образовательный процесс включены программы
направленные на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни. В течение десяти лет в
образовательных учреждениях России работает программа "Разговор о правильном питании".
Программа включает три модуля: "Разговор о правильном питании" для детей 68 лет, "Две
недели в лагере здоровья" для детей 911 лет и «Формула правильного питания» для подростков
1214 лет. Авторы программы сотрудники Института возрастной физиологии Российской
академии образования: академик РАО, доктор биологических наук М.М.Безруких; кандидат
биологических наук Т.А.Филиппова; кандидат педагогических наук А.Г.Макеева. Инициатором
разработки проекта и его спонсором стала компания "Нестле". Программа рекомендована
Министерством образования Российской Федерации для использования в образовательных
учреждениях.
Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в дошкольных учреждениях в
настоящее время носит актуальный характер. В условиях неустойчивого развития экономики
проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость. Культура
питания важнейшая составляющая часть здорового и безопасного образа жизни. Основы культуры
питания закладываются уже в детском возрасте. Среди многих факторов окружающей среды,
постоянно действующих на детский организм и оказывающих влияние на его рост, развитие и
формирование устойчивого иммунитета, питанию принадлежит ведущая роль. В настоящее время
наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и
заболеваний пищеварительной системы. Как показывают исследования специалистов, только 20%
родителей знакомы с основными принципами здорового питания детей. Несмотря на то, что
практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, далеко не все
считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Недостатки в
организации питания детей наблюдаются и в практике работы образовательных учреждений, и в
домашних условиях.
Ошибки в организации питания чаще всего обусловлены неосведомлённостью персонала
дошкольных образовательных учреждений и родителей в вопросах состава пищи, рационального
использования продуктов и приготовления блюд.
Дети находятся в дошкольных учреждениях в течение 11ти часов, и их питание
обеспечивается в основном этими учреждениями кроме выходных и праздничных дней.
Следовательно, от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом
зависит здоровье и развитие детей.Цель программы: формирование у дошкольников полезных привычек и предпочтений в
области питания и ценностного отношения к собственному здоровью.
Реализация принципов правильного питания.
1.Получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением
здоровья.
2.Сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного
питания детей.
3.Расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и
традициями русского народа.
В ДОУ нами была организована работа по формированию у детей культуры питания в трёх
направлениях:
1. Организация питания в детском саду строится на соблюдении основных принципов
рационального питания. Разработано 10ти дневное перспективное меню. Для каждой возрастной
группы составлен график приёма пищи, в котором предусмотрено три основных приёма – завтрак,
обед и полдник. Большое значение уделяется правильному сочетанию блюд в рационе, что не
только вносит разнообразие, но и повышает усвоение отдельных продуктов. Способ приготовления
пищи также имеет большое значение. Культура питания включает в себя правила внешнего
оформления блюд, сервировки стола, поведения ребёнка за столом. Всё это формирует навыки
поведения и культуру питания детей, обеспечивает их здоровье и правильное развитие.
2. Организация образовательного процесса: внедрение здоровьеформирующих и
здоровьесберегающих технологий, основанных на концептуальных идеях образовательной
программы "Разговор о правильном питании". Разработка учебнометодического сопровождения
(методических и дидактических материалов) УМК "Разговор о правильном питании". Для работы с
детьми педагогами детского сада выбраны наиболее интересные формы работы. Программа
представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у
детей основ культурного и здорового образа жизни. На занятиях возможно развитие наглядно
образного и нагляднодейственного, логического мышления, формирование положительных
эмоций, развитие навыков работы с тетрадью, творческих способностей. Это происходит
ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении темы дети
опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает
ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и
воспитании детей.
3. К участию в программе «Разговор о правильном питании» были привлечены родители
детей старшей – подготовительной группы. Для работы с родителями были использованы
различные формы работы: родительские собрания, консультации, совместные домашние задания
для детей и родителей, выставки, оформление стенгазет. Активное привлечение родителей
позволяет сконцентрировать внимание старшего поколения на необходимости использованияздоровых и полезных продуктов в своем рационе, объединить усилия детского дошкольного
учреждения и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и
правильного питания.
В условиях СП «Детский сад
«Колосок» ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова
с.
Старопохвистнево был проведён предварительный опрос родителей и детей старшей
подготовительной группы, посещающих СП. Результаты опроса показали, что только 47%
родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания.
Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать», другие «завтракают, но предпочитают
еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать
своим детям о важности правильного питания. Для значительной части воспитанников были
выявлены следующие н е д о с т а т к и в организации питания в домашних условиях по выходным
дням:
нарушения в режиме питания в выходные дни (53%);
частое потребление колбасных изделий (37%).
потребление кондитерских изделий и сладостей (64%).
недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока,
овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (59%).
В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель,
сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень знаний у родителей об
организации правильного питания детей.
По промежуточным результатам исследования эффективности программы «Разговор о
правильном питании» более 75% родителей и воспитателей отметили положительные изменения в
поведении детей, связанном с питанием. После курса обучения дети начинают отдавать
предпочтение полезным продуктам и блюдам, соблюдают режим питания, правила гигиены и
придерживаются норм этикета за столом.
Так как питание является неотделимой частью здорового образа жизни и оказывает влияние
на рост и развитие детского организма.
По итогам проведённой работы педагогическим и медицинским персоналом ДОУ можно
сделать вывод: у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее,
таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др. Большинство родителей отметили, что
программа «Разговор о правильном питании» помогла им решить многие проблемы с организацией
питания детей. Участие в программе не только меняет поведение самих детей, но и способствует
формированию культуры питания в их семьях. Работа по формированию у детей основ здорового
образа жизни, основ правильного питания продолжится.