Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Оценка 4.6

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
история +1
6 кл—11 кл
14.02.2018
Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Согласно Программе развития универсальных учебных действий, входящей в новый Стандарт основного общего образования, в современном школьном образовании важной задачей является формирование у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы. Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся (учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным (для учителя – педагогическим) содержанием и практическим смыслом.
Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.docx

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

 

Согласно Программе развития универсальных учебных действий, входящей в новый Стандарт основного общего образования, в современном школьном образовании важной задачей является формирование у школьников основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы.

Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся (учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным (для учителя – педагогическим) содержанием и практическим смыслом.

Проект может быть монопредметным, межпредметным и внепредметным. В первом случае он вполне вписывается в классно-урочную систему.

Проект – это завершенная форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося. Количество проектов обычно меньше, чем исследовательских работ, но именно проекты завершают логику интерактивного школьного обучения, ориентированного не на бесконечное повторение.

Традиционное школьное обучение почти не ставит задачи обеспечить свободную творческую, эвристическую деятельность ребенка, так как «зажато в тиски» отметок и поурочных планов. Это также мешает раскрытию творческого потенциала учителя.

Проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

•  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

•  учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

•  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

•  развивают у себя исследовательские умения;

•  развивают системное и проектное мышление.

Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектное мышление включает в себя фундаментальные методы познания, необходимые для любой созидательной деятельности.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Базовые принципы проектной формы организации деятельности школьника:

•  свобода обучающегося;

•  взаимодействие его с группой обучающихся;

•  гибкое распределение учебного времени.

Суть проектного обучения – ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что оно:

•  личностно-ориентированно;

•  использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

•  самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

•  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

•  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Проектная форма деятельности школьника, как полезная альтернатива классно-урочной деятельности, может стать тем звеном, которое преобразует содержание, способы, среду образования, а значит, принципиально изменит деятельность ученика и учителя.

Цель школьного обучения – развить способности учиться и действовать самостоятельно (значит, важны такие качества учителя и ученика, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация).

Самореализации ребенок учится, поэтому творческие работы получаются не сразу, но абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество: об этом говорит опыт учителей, которые целенаправленно создают в школе свободное творческое пространство, делая обучение эффективным и занимательным.

Целью организации творческой работы учащихся является формирование у них умения приобретать знания из различных источников, развитие мыслительной деятельности и практической деятельности, которые служат критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет истинности, позволяют осознать целесообразность деятельности в противовес пассивности, воспитывают активную личность, понимающую то, что решение может придти только в коллективном обсуждении в разнопозиционном обществе.

Дидактическими целями являются развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование к самостоятельному расширению и добыванию новых знаний, развитие интереса к творческому отношению к делу, поддержание интереса и стремления к освоению компьютерной техники и информационных технологий, воспитание уверенности в себе и в своих силах, подготовка ребят к труду в новом информационном обществе, воспитание ценностного отношения к своему и чужому труду, связанному с использованием компьютерной техники.

Методические задачи: поставить эксперимент и решить поставленную творческую задачу, научить ребят самостоятельно анализировать и синтезировать умения и навыки, применяя ранее усвоенные сведения и приобретения новых знаний и умений, привить навыки автоматизации исследовательской работы.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации самого проекта.

 

         Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Среди разнообразных направлений новых образовательных (педагогических) технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, уделяется заслуженное внимание проектной технологии. Начинать ее необходимо в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

 

При осуществлении проектного  метода необходимо учитывать, что

-   Образовательный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

-   Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

-   Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

-   Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Метод проектов - важное средство творческого развития обучающихся.

            В нашей школе внедряются индивидуальные и групповые проекты.   Мы участвуем в различных конкурсах лицейского, районного республиканского уровня.  Много учебных проектов исторического, культурного, естественно-биологического направления.

_____________________________________________________________________

 

Заметно возросла исследовательская деятельность учащихся. Была выявлена закономерность: проектная работа очень влияет на эффективность предпрофильного обучения школьников, они тесно взаимосвязаны. Кроме того, проектная деятельность влияет на формирование проектной культуры учащихся - особой созидательной, творческой культуры мышления, решимости и способности личности решать стоящие перед ней проблемы. Однако, проектная культура  не может возникнуть сама автоматически, ее надо культивировать, и учащихся необходимо приобщать к ней. Она является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности, она направлена на преобразование окружающей их действительности и превращение богатства человеческой истории во внутреннюю сущность личности.

 

         Если рассмотреть отдельно проектную и исследовательскую деятельность, то нужно отметить, что:

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

В исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. При этом приемам исследовательской деятельности следует специально обучать юного исследователя. Приобщать к методам научного познания. Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно-исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (через факультативы, элективные курсы и др.)

При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»:

•  Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

•  Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

•  Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

При этом определённую специфику имеет деятельность ученика и учителя.

Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний. От юного исследователя требуется знание и выполнение ряда процедур, характерных для процесса получения нового знания, а именно:

Деятельность ученика:

•  Распознавание и четкое формулирование проблемы.

•  Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.

•  Намечает план действий.

•  Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.

•  Проверка гипотезы.

•  Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.

 

Деятельность педагога:

•  Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.

•  Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников.

•  Обучает приемам подготовки презентации различных типов.

•  Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.

Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником.

Способы действий и приемы учителя при этом не соответствуют ни способам деятельности учеников на уроке, ни способам познания. Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск.

Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Чаще всего для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point , все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Продолжительность презентации определяется регламентом, но чаще всего составляет 10-15 мин.

Принято придерживаться определённой последовательности в изложении:

•  титульный слайд (название работы, автор(ы), руководитель(и), консультант(ы);

•  цель работы, рабочая гипотеза;

•  теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости);

•  использованные методы;

•  этапы работы, описание результатов;

•  объяснение результатов;

•  выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме;

•  благодарности;

•  источники информации.

 

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

•  постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса),

•  изучение теории, связанной с выбранной темой,

•  выдвижение гипотезы исследования,

•  подбор методик и практическое овладение ими,

•  сбор собственного материала,

•  его анализ и обобщение,

•  собственные выводы.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Результаты организации и управления творческой деятельностью учащихся:

•  Повышение уровня познавательной активности учащихся.

•  Повышение уровня обученности учащихся по различным предметам.

•  Появление черт личности, присущих исследователям.

•  Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью.

•  Связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся.

__________________________________________________________________

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:
1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.
2.Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
3.Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

1.     степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2.     степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.     практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4.     количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5.     степень осмысления использованной информации;

6.     уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.     оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.     осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.     уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10. владение рефлексией;

11.                      творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.                      социальное и прикладное значение полученных результатов.

Итак, проектная деятельность и проектная культура помогают формировать и воспитывать научное мышление, что позволяет развивать человеческую личность. В своем опыте мы попытались скомпоновать черты и свойства проектной культуры, основываясь на использованной литературе и педагогической практике коллектива школы.

         Исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности формирует и развивает личные качества учителя и ученика. Работая над проектом, учитель и ученик становятся равноправными участниками творческого образовательного процесса. На практике реализуются принципы педагогики сотрудничества. Ставя перед собой цель и самостоятельно, осознанно и целенаправленно двигаясь к ней, ребенок получает применимые на практике знания, умения и навыки, развивает свою компетентность и функциональную грамотность.

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное  общеобразовательное  учреждение

«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.»

 

 

Подготовила: Аппаева Индира Хамитовна

учитель истории и обществознания.

31.10.17г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  2017г.


 

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности

Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания

Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания

Дидактическими целями являются развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование к самостоятельному расширению и добыванию новых знаний, развитие интереса к творческому отношению к делу, поддержание…

Дидактическими целями являются развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование к самостоятельному расширению и добыванию новых знаний, развитие интереса к творческому отношению к делу, поддержание…

Получаемый результат должен быть социально и практически значимым

Получаемый результат должен быть социально и практически значимым

В нашей школе внедряются индивидуальные и групповые проекты

В нашей школе внедряются индивидуальные и групповые проекты

Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно

Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно

В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации

В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации

Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью

Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования

Итак, п роектная деятельность и проектная культура помогают формировать и воспитывать научное мышление, что позволяет развивать человеческую личность

Итак, п роектная деятельность и проектная культура помогают формировать и воспитывать научное мышление, что позволяет развивать человеческую личность

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018