Тема доклада «Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания в учреждениях СПО»
Добрый день, уважаемые коллеги, участники заседания!
Предлагаю вашему вниманию доклад по теме «Осуществление профессиональной направленности в преподавании обществознания в учреждения СПО»
Целью данного выступления является представление педагогического опыта по реализации принципа организации преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществознание» с учетом профессиональной направленности. (Слайд №_2__)
Актуальность данной темы выражается в нескольких проблемах. Первое, что следует отметить, это то, что общество постоянно эволюционирует. Технологический прогресс, изменения в политической сфере, социальные движения и экономические трансформации - все это влияет на общественную жизнь. При подготовке рабочих кадров в современных условиях необходимо учитывать важность перемен происходящих в общественной жизни.
Второе, что следует обозначить, что решая вопрос о профессиональном выборе, все большее количество выпускников школ в качестве приоритетного рассматривают среднее профессиональное образование. Причем многие из них этот выбор осуществляют уже после девятого класса.
А далее, придя в техникум получать профессию/специальность, на первом курсе выпускники девятых классов оказываются в среде привычных для них общеобразовательных «школьных» дисциплин, и нередко у обучающихся возникает вопрос: «Зачем нам надо изучать тот или иной предмет общеобразовательной программы, я ведь пришел получать специальность или профессию?». (Слайд№___3__) И в этот момент важно сформировать по существу новый мотивационный интерес к обучению. Все компоненты учебного процесса в этой связи целесообразно ориентировать на приобретение студентами умений и знаний, способствующих решению профессиональных задач. Будущий профессионал или специалист, принимая ту или иную информацию, должен иметь возможность применять ее к реальным ситуациям, событиям, жизненным задачам, к будущей профессиональной деятельности.
Поэтому на первом курсе среднего профессионального образования на плечи педагога ложится задача одновременного обеспечения освоения студентами общеобразовательной программы и формирования профессиональной составляющей при реализации программ дисциплин.
В процессе решения вышеуказанных проблем перед педагогом встают множество педагогических и методических задач, поэтому адаптация содержания общеобразовательной подготовки к профилю обучения может решить данную проблему и повысить интерес к обучению у обучающихся. Достижение этого возможно на основе освоения общеобразовательных предметов в рамках профессиональной направленности.
Среди всех общеобразовательных дисциплин обществознание обладает наибольшим потенциалом для включения в свое содержание компонента, связанного с профессией/специальностью.
Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины "Обществознание" позволяет студентам увидеть связь между изучаемыми теоретическими знаниями и их будущей профессиональной деятельностью. (Слайд № _4__)Это помогает им осознать, что обществознание не является просто абстрактным предметом, а имеет практическое применение в реальной жизни.
Кроме того, профессиональная направленность в преподавании обществознания способствует развитию у студентов критического мышления, аналитических навыков и способности к самостоятельной работе.(Слайд № _4_ )Эти навыки являются неотъемлемыми для успешной профессиональной деятельности в современном мире, где требуется постоянное обновление знаний и адаптация к изменяющимся условиям.
Так же, профессиональная направленность в преподавании обществознания помогает студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии.(Слайд №__4__) Они понимают, что их профессиональная деятельность будет направлена на решение социальных проблем и улучшение жизни людей. Это мотивирует студентов и помогает им лучше понять свою роль в обществе.
Обществознание с его комплексным изучением всех сторон общественной жизни позволяет найти профессиональное содержание применительно к любой сфере. Освоение программы общеобразовательной дисциплины направлено как на достижение предметных образовательных результатов, так и на формирование общих компетенций. Общие компетенции, универсальные для всех направлений подготовки среднего профессионального образования, являются важной составляющей результатов освоения образовательных программ, и обществознание вносит существенный вклад в этот процесс.
В первую очередь, для реализации этого направления необходимо выделить темы профессиональной направленности. (Слайд № _5,6__)
Все эти темы позволяют подготовить основу для освоения обучающимися их будущей профессии или специальности, приобщить к выполнению трудовых обязанностей, освоить юридическую составляющую по организации производственной деятельности. В целом, все это должно повлиять на повышение качества общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО.
Профессионально ориентированное содержание может быть ориентировано на направление подготовки, профиль. Например, при изучении темы «Общество и общественные отношения. Развитие общества» техническому и естественно-научному профилю может быть предложено более пристально рассмотреть направления цифровизации в профессиональной деятельности и роль науки в решении глобальных проблем, а социально-экономическому и гуманитарному профилю – социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. При работе над темой «Биосоциальная природа человека» рекомендуется выделить время для дискуссии о проявлении особенностей характера человека в профессиональной деятельности по конкретной профессии или специальности. Вопросы межличностного общения целесообразно рассмотреть на примере взаимодействия в профессиональном сообществе.
При изучении особенностей познавательной деятельности человека рабочая программа рекомендует рассмотреть основные направления использования научных знаний по выбранной специальности.
Также, для более успешного освоения профессии или специальности, для формирования основных компетенций будущего специалиста, необходимо использовать наиболее эффективные формы и методы обучения.(Слайд № ___7__).
Это выполнение проектных заданий, деловые игры, семинары, практические работы, экскурсии.
К методам, активизирующим познавательную и практическую деятельность студентов в процессе выделения профессиональной направленности, относятся деловые игры, во многом способствующие повышению активности студентов в познавательной, практической творческой деятельности, формированию у них умений анализировать ситуацию с точки зрения формулировки ближних и дальних целей и условий их достижения, самопознания.
Условно можно выделить несколько типов игр:
Первый тип - игры - «заигрывания», фактически не затрагивающие вопросов профессиональной деятельности (тренинг общения, игры на внимание, память, на смекалку и т.д.). (Слайд№____8,9__)
Второй тип - игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности.
Третий тип - игры, моделирующие сам процесс профессиональной деятельности, построение личного профессионального плана (ЛПП), профессиональных жизненных перспектив.
Четвертый тип - ценностно-ориентационные игры, отражающие ту нравственную позицию студентов, на фоне которой происходит профессиональная деятельность.
Деловая игра может сделать информацию о профессиональной деятельности более значимой, благодаря включению студентов в знакомство с профессией через исполнение роли. Изменится статус студента: из пассивного слушателя и зрителя он станет активным участником. Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать имитационную модель профессиональных отношений, включить студентов в эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется при исполнении определенных ролей, взятых на себя студентами.
Достижение задач профессиональной направленности может быть реализовано и через проектную деятельность. При этом важно помнить, что в процессе обучения обучающимся целесообразно предлагать как небольшие проектные задания, которые могут выполняться на занятиях, так и более долгосрочные проектные работы, темы которых связаны с выбранной профессией или специальностью. Темы проектов могут быть максимально разнообразны. На (Слайд №____10_) приведены несколько примеров:
- составление кодекса этики и служебного поведения по выбранной специальности/профессии;
- создание правового справочника для молодого специалиста по выбранной специальности/профессии;
- оформление рекомендаций по поиску работы и поведению на собеседовании;
- создание презентаций и других обучающих материалов для использования на занятиях по курсу обществознания для обучающихся по выбранной специальности/профессии;
- организация конференции о выдающихся представителях профессии или развитии профессиональной деятельности в определенном регионе;
- оформление информационного стенда о состоянии и развитии экономики в выбранной отрасли.
Преподавателю обществознания целесообразно реализовывать задачи профессионализации с помощью заданий, которые могут стать одним из самых реальных инструментов профессионализации непосредственно на занятиях.
Задания, учитывающие профессиональную направленность, можно условно разделить на три группы.
К ним относятся задания ориентированные на обучающихся по любой специальности/профессии. Приведем несколько примеров подобных заданий.
Тема «Биосоциальная природа человека и его деятельность». На основе текста составьте небольшую памятку эффективной коммуникации в трудовом коллективе.Слайд11
Тема: «Социальная структура общества. Положение личности в обществе». Задание: охарактеризуйте особенности молодежи в составе профессиональной группы на примере выбранной специальности. Задание: сформулируйте ожидания общества от роли (специальность или профессия). Сделайте вывод об особенностях профессиональной социальной роли. (Сай12)
Тема: «Духовная культура личности и общества». Задание: раскройте смысл высказывания Ю. Лотмана «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта» на примере сохранения и развития профессионального опыта в наше время (на примере выбранной специальности), также выполнение практических заданий в форме групповой работы.(Слайд 13)
Тема «Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя». Задание: С помощью источников интернета сделать анализ труда и возможностей карьерного роста своей специальности: изучить структуру и динамику рынка труда в строительной отрасли, а также возможности для профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице. (Слайд 14)
Тема «Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений». Задания направлены на решение жизненных ситуаций, профессиональных ситуаций, на заполнение официальных документов и т.д. (Слайд 15)
Подобные задания могут применяться на разных этапах учебного занятия, не только для закрепления и проверки усвоения материала. Важно отметить, что профессиональная направленность в обществознании хорошо реализуется посредством включения проблемных вопросов, связанных с профессией/специальностью, в изложение основного учебного материала.
С этой целью, к примеру, обращаясь к обучающемуся, осваивающему программу профессий «Мастер по ремонту легковых автомобилей» при актуализации тем профессиональной направленности, может быть обращен вопрос «Какое влияние автомобили оказывают на городскую среду?», «Как влияют автомобильные пробки, загрязнения и нехватка парковочных мест на городскую среду и жизнь человека?» или вопрос проблемного характера «Как все это меняет жизнь общества?».
При изучении раздела права целесообразно остановиться на вопросах правового регулирования профессиональной деятельности. Так, при изучении темы «Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений» на этапе получения нового знания в содержание может быть включен материал профессиональной направленности «Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности».
В условиях сочетания общего и профессионального образования преподавание обществознания приобретает особую специфику – профессиональную направленность обучения, осуществить которую можно путём применения эффективных методов обучения, составления и выполнения познавательных заданий с профессиональной направленностью.
В заключении важно отметить, что профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины "Обществознание" играет важную роль в активизации познавательной деятельности студентов и повышении эффективности образовательного процесса. Она помогает вызвать интерес к выбранной специальности или профессии, развивает критическое мышление и аналитические навыки, а также помогает студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии. Поэтому, образовательные учреждения должны уделять особое внимание профессиональной направленности в преподавании обществознания на первых этапах обучения. Спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.