Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Оценка 4.8

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.01.2018
Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Формирование учебной мотивации у обучающихся - актуальная проблема современной школы Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились и с удовольствием занимались на уроках и дома. Но часто приходится констатировать обратное. Мы сталкиваемся с тем, что у обучающихся нет потребности в получении и усвоении новых знаний, нет желания учиться... Формирование у детей учебной мотивации - это длительный и кропотливый процесс.Данная работа содержит основные направления по формированию учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Формирование учебной мотивации.doc
Формирование  учебной мотивации обучающихся начальной школы Педсовет Калистратова С.Б. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её   актуальность   обусловлена   обновлением   содержания   обучения,   постановкой   задач формирования   у   школьников   приёмов   самостоятельного   приобретения   знаний   и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Древняя   мудрость:   можно   привести   коня   к   водопою,   но   заставить   его   напиться нельзя.   Да,   можно   усадить   детей   за   парты,   добиться   идеальной   дисциплины.   Но   без пробуждения   интереса,   без   внутренней   мотивации   освоения   знаний   не   произойдёт,   это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас,   и   учителям,   и   родителям   в   отношении   детей   приходится   с   сожалением констатировать:   «не   хочет   учиться»,   «мог   бы   прекрасно   заниматься,   а   желания   нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.  в начальной школе учебная мотивация   является   достаточно   большой   проблемой   —   дети   отвлекаются,   шумят,   не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация. Для   формирования   у   детей   учебной   мотивации   требуется   специальная педагогическая работа это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. В.С.Мухина утверждает,   что   готовность   к   школьному   обучению   –   это   желание   и осознание   необходимости   учиться,   возникающее   в   результате   социального   созревания ребёнка,   появления   у   него   внутренних   противоречий,   задающих   мотивацию   к   учебной деятельности. Готовность   к   школе   сегодня   рассматривается   как   комплексная   характеристика, включающая в себя следующие компоненты:  психофизиологический (созревание организма);  педагогический (всё, чему научили ребёнка); 1  психологический (особенности развития и формирования). Какой   из   трёх   компонентов   наиболее   важен   при   определении   школьной   зрелости? Основными показателями психологической готовности к обучению являются:  зрелость   психических   процессов   (определённый   уровень   развития   восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.);  эмоционально   –   волевая   готовность   (снижение   импульсивности,   эмоциональная устойчивость)  сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и др.  От психологической готовности детей к обучению зависит успешность последующего обучения в школе. Обсуждая   проблему   готовности   к   школе Д.Б.   Эльконин на   первое   место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности:  умение   детей   сознательно   подчинять   свои   действия   правилам,   обобщенно определяющим способ действия;  умение ориентироваться на заданную систему требований;  умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;  умение   самостоятельно   выполнять   требуемое   задание   по   зрительно воспринимаемому образцу. Передо мной встала задача: создать такие условия для развития личности ребёнка, используя   систему   методов,   приемов,   форм   работы   и   учитывая   психологические   и индивидуальные   особенности   ребенка,   чтобы   формировалась   положительная   учебная мотивация. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету? Школьники   младшего   возраста   любят   мечтать   и   играть,   разгадывать   загадки, раскрывать   тайны.   Они   стремятся   к   приключениям.   Однотипная   и   длительная   работа быстро их утомляет. Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей: 2  материал урока должен  быть интересен детям;    согласование расписания с особенностями возраста; согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей). Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне ­ и я запомню, дай сделать ­ и я пойму.  ­ Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке. Организация   учебной   деятельности   как   один   из   путей   формирования мотивации. Содержание   учебного   материала   усваивается   учащимися   в   процессе   учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, ­ от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер. Системно­деятельностный подход. Мотивационный этап. На этом этапе ученики должны осознать,  почему и для чего  им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу  Создание учебно­проблемной ситуации,    которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Формулировка   основной   учебной   задачи   Учебная   задача   показывает   учащимся   тот ориентир,   на   который   они   должны   направлять   свою   деятельность   в   процессе   изучения данной   темы.   После   того,   как   основная   учебная   задача   понята   и   принята   учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся.  Операционально­познавательный этап. 3 На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными  действиями и операциями, входящими в это содержание.  Рефлексивно­оценочный этап. Этот   этап   итоговый   в   процессе   изучения   темы,   когда   учащиеся   учатся рефлексировать   (анализировать)   собственную   учебную   деятельность,   оценивать   ее, сопоставляя   результаты   с   поставленными   основными   и   частными   учебными   задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу   по   подведению   итогов   изучения   пройденного   раздела   необходимо организовать   так,   чтобы   учащиеся   могли   испытать   чувство   эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания   нового,   интересного.   Тем   самым   будет   формироваться   ориентация   на переживание   таких   чувств   в   будущем,   что   приведет   к   возникновению   потребностей   в творчестве,   в   упорной   самостоятельной   учебе,   то   есть   к   появлению   положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Дидактическая игра Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает. Благодаря   введению   игры   любой   урок   становится   интересным,   живым   и увлекательным   учебным   предметом   для   всех   детей,   в   том   числе   и   для   тех,   кто   не отличается большими способностями в учении. Современные педагогические  технологии располагают значительным  количеством разнообразных   дидактических   игр   и   занимательных   упражнений,   которые   повышают мотивацию учащихся. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи­смекалки, задачи­шутки, драматизированные игры,     4    интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. Различные   формы   коллективной   деятельности   учащихся   на   уроке   играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности   может   формироваться   нужная   мотивация.   Однако,   приемы,   применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети,   на   которых   эти   приемы   не   оказывают   ожидаемого   действия.   Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не   может   отказаться   выполнять   свою   часть   работы,   иначе   подвергнется   осуждению   со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя. Значение оценки, отметки в становлении мотивации учебной деятельности. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего   средства,   и   потому   необходимо   стремиться   делать   это   наилучшим образом. Между тем, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что­то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности Для   формирования   положительной   устойчивой   мотивации   учебной   деятельности важно,  чтобы   главным   в  оценке  работы  ученика  был качественный   анализ этой  работы, подчеркивание   всех   положительных   моментов,   продвижений   в   освоении   учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот 5 качественный   анализ   должен   направляться   на   формирование   у   детей   адекватной самооценки   работы,   ее   рефлексии.   Балльная   отметка   должна   занимать   в   оценочной деятельности  учителя  второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать  в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по­видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того­то и того­то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой   анализ   учитель   для   себя   фиксирует.   При   тематической   форме   учета   и   оценки работы учащихся это сделать легко. Внеурочная деятельность Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством,  которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить  интересы школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана  со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть  должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.  Формы внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет­конкурсы, проведение викторин, проектно­исследовательская деятельность, тематические праздники, экскурсии, и многие другие.       Практическое использование этих и многих других приемов способствует  повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается  на результатах обучения учебному предмету у учащихся. По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов  существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в  6 возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем  учащимся было интересно и доступно приобретать знания. Организация соревнования учащихся В   школах   пока   мало   используется   такое   средство   стимулирования   учебной деятельности   как   организация   соревнования   учащихся.   Организация   длительного соревнования   в   учебе   или   внеклассной   работе   оказывается   очень   хлопотливым   делом Требуется  постоянно  подогревать  интерес  детей  учетом  результатов,  новыми   формами соревнования,   внесением   в   него   игрового   элемента.   В   процессе   действительно увлекательного   для   детей   соревнования   они   сплачиваются,   привыкают   помогать   друг другу,   вырабатывают   у   себя   навыки   ответственности,   прилагают   энергичные   усилия   и просто   живут   интересной   жизнью,   т.   е.   становятся   настоящим   коллективом.   Поэтому педагогам   не   стоит   пренебрегать   интеллектуальными   поединками   типа:   "Что?   Где? Когда?" или "Брейн­ринг", КВН или конкурсы. Как показывает практика, они могут увлечь своим соревновательным азартом практически весь класс. Педагогический стиль общения Важную   роль   в   стимулировании   познавательного   интереса   имеет   позитивная психологическая   атмосфера   урока,   выбор  демократического  стиля   педагогического взаимодействия:   принятие   своих   учеников   независимо   от   их   учебных   успехов, преобладание   побуждения,   поощрения,   понимания   и   поддержки.   Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей ­ взглядом, улыбкой, кивком. Виды наказаний и обоснованность их применения Наказание   проявляется   в   замечании,   выговоре,   общественном   порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы   педагогические   наказания   были,   по   возможности,   наиболее   эффективны, следует соблюдать следующие правила: 1. Наказание должно быть справедливым 7 2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма,   агрессивности   и   активного   высокомерия   по   отношению   к   товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь. 3.   Нельзя   строить   наказание   на   критике   физических   недостатков   или   каких­либо личностных   особенностей   ученика,   выставляющих   его   в   невыгодном   свете,   например неуклюжей   походки,   дефектов   речи   и   т.   п.   К   сожалению,   педагоги   иногда   не   могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. 4.   Наказывая   ученика,   педагог   должен   каким­то   образом   показать,   что   его   личное отношение   к   ребенку   не   меняется   и   что,   в   принципе,   ребенок   имеет   возможность восстановить свою добрую репутацию. Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку   они   тесно   связаны   с   индивидуальными   психологическими   особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше. Заключение                  Итак,   мною   рассмотрены   разные   пути   формирования   положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника. Какие   же   условия   способствуют   развитию познавательного   интереса   у учащихся? 1. Организация   обучения,   при   которой   ученик   вовлекается   в   процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. 2. Работа в группах и парах. 3. Применение ИКТ на уроках 4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 8 5. Чем   больше   новый   материал   связан   с   усвоенными   ранее   знаниями,   тем   он интереснее для учащихся. 6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания. 7.  Чем   чаще   проверяется   и   оценивается   работа   школьника,   тем   интереснее   ему работать. 8. Позитивная психологическая атмосфера урока. 9. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. 10.  В обучении должны создаваться возможности для творчества. 11.  Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. 9

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование учебной мотивации у обучающихся начальной школы.

Формирование  учебной мотивации у обучающихся начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018