Формирование умения и желания учиться у младших школьников
Оценка 4.9

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
классное руководство +2
Детсад—1 кл
27.03.2017
Формирование умения и желания учиться у младших школьников
При освоении любой деятельности приобретаются определенные способности. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения важное событие в психическом развитии ребенка: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим самого себя, меняющим себя сознательно и целенаправленно. В статье приводятся некоторые приемы и методы, позволяющие развить у детей желание учиться.
Формирование умения и желания учиться у младших школьников.docx
Формирование умения и желания учиться у младших школьников Подготовила: Романюк Анжелика Михайловна, учитель МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска Тамбовской области При   освоении   любой   деятельности   приобретаются   определенные   способности.   В   учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения важное событие в психическом развитии ребенка: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым  становится хозяином, субъектом   собственного   развития   –   человеком   обучающим   самого   себя,   меняющим   себя сознательно и целенаправленно. Обучение в начальной школе не достигает основной развивающей цели – формирования умения учится, если: ­младший школьник не способен  рефлексировать, т.е.  различать: "это я уже знаю и умею”, "этого я еще совсем не знаю, надо узнать”, "это я уже немного знаю, но надо еще разбираться”. ­у   ученика   известные   ему   понятия   не   организованы   системно:   упорядочены,   логически взаимосвязаны, обладают полнотой признаков. Умение   учится,   как   индивидуальная   способность   вначале   существует   лишь   в   совместной, разделенной   между   участниками   форме:   в   форме   учебного   сотрудничества.   Учебное сотрудничество   учителя   с   учеником   есть   прообраз   будущей   индивидуальной   способности ребенка к учебному совершенствованию. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным   экспонатом,   с   каким   –   нибудь   фактом   культуры,   с   любым   умелым   и   знающим человеком.   Первым   таким   источником   для   ребенка,   как   правило,   оказывается   учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, ­ вот тот начальный уровень развития умения учиться, который   может   и   должен   быть   достигнут   младшими   школьниками.   О   полноценном сотрудничестве   школьника   нельзя   говорить   до   тех   пор,   пока   ребенок   не   обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия с взрослым,  вовлекать  взрослого в  сотрудничество.  Учебное  обращение  к  взрослому  означает следующее: ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи. Существуют три типа заданий, специально предназначенных для самостоятельно,   по   собственной   инициативе   строить   новый   вид   взаимодействия   с взрослым,   вовлекать   взрослого   в   сотрудничество.   Учебное   обращение   к   взрослому означает   следующее:   ребенок   знает,   чего   он   не   знает;   хочет   это   узнать;   указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи. Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания: ­   воспитывающие   неимитационное   поведение   ребенка   на   уроке,   критичность   его мышления; ­тренирующие в обнаружении границы собственных знаний; ­ формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию. К первой группе заданий относятся:  а) Задания – "ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав. б) Задания – "ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику. ­ Какое слово длиннее: нос или носики? ­Что легче 1 кг ваты или 1кг кирпичей? ­ В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Бык­ корова, заяц­зайчиха, ворон – ворона, кот – кошка. в) Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя: ­даны   схемы   слов   из   5   и   7   клеток.   Покажите   ту   схему,   которая   соответствует количеству звуков в слове "яблоко”. ­ Даны числа 8,5,4,2,1,7. Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел. Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами "и мы…” (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение   является   логичным).   "Я   люблю   ходить   в   гости   к   друзьям…   Вчера   моя подруга отмечала свой день рождения… Она позвала меня и еще много друзей… Я принесла   ей  подарок…   Это  был  большой   плюшевый  медведь…  На  шее   у  него  был большой красный бант… Подруга очень обрадовалась моему подарку… "Спасибо, ­ сказала   она…   ­   Я   очень   люблю   большие   мягкие   игрушки…Они   всегда   такие забавные…”   А   потом   все   сидели   за   праздничным   столом…   На   нем   стоял   большой торт… А скоро и я буду справлять свой день рождения… Интересно, что подарят мне мои друзья?..” Вторая группа: а)   Простейшие   упражнения,   позволяющие   определить,   способен   ли   ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад. ­ Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у козлят, что это за часть речи. 1 козленок сказал: "Это существительное женского рода”. 2 козленок сказал: "Это существительное мужского рода”. 3 козленок сказал: "Это глагол”. Кто из козлят точно не прав? б) Задания имитирующие позицию учителя. ­ Учащиеся познакомились с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих. Найдите те слова, которые можно предложить другим ученикам для записи: врач,ночь, грач, едешь, речь,мяч, тишь,поешь,печь, овощ,рожь Третья группа заданий включает: а) Задания с недостающими данными ­ В слове пять букв. Сколько в нем слогов? ­К какой части речи относится слово "”? б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель. ­   Я   загадала   одно   слово.   Задайте   любые   уточняющие   вопросы   о   слове,   ничего   не спрашивая о его значении. в) ситуации скрытого незнания, т.е. ситуации, в которых дети точно знают, что они этого не знают. Подобные вопросы и задания могут даваться задолго до изучения темы или в начале ее изучения. ­А как нам записать слово "руч.нки”? Все   описываемые   задания   требуют   совершенно   определенной   атмосферы   урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины. Сотрудничество детей друг с другом Одна   из   самых   продуктивных   форм   организации   учебной   дискуссии   –   совместная, групповая   работа   детей.   В   непосредственном   взаимодействии   с   учителем   ребенку трудно освоить взрослые приемы, необходимые для того чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, т.е. с детьми. Начинать организацию такого сотрудничества  можно, и даже необходимо,  с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2­4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает одного из учеников к доске и просит составить предложение по схеме И   показывает   вместе   с   ним   как   надо   помогать   друг   другу,   чтобы   задание   было выполнено правильно. Учитель: Игорь, какое предложение ты придумал? Еще не придумал? А я придумала: "На улице идет мокрый снег и дует ветер”. Хорошее я составила предложение? Игорь: Да. Учитель:   А   правильно   я   составила   предложение?   Оно   подходит   к   нашей   схеме? Проверь,   пожалуйста.   (Ребенок   проверяет   и   убеждается,   что   предложение   слишком длинное). Учитель: Что же нам делать? Давай его сократим так: "На улице идет мокрый снег”. Игорь: Я проверил, оно опять не подходит. Одно слово лишнее. Учитель: Какое же слово можно убрать? Игорь: Слово – сильный. Учитель: Твое предложение я проверю сейчас по схеме. (Проверяет, показывая образец контроля по схеме). Наше предложение подходит к схеме. Значит, мы вместе с тобой задание выполнили правильно. Давая  подобные  задания  ученикам,  важно при  проверке  акцентировать  внимание  на характер взаимодействия учеников, а не на результат их действий. Для организации совместной работы детей на уроке необходимо учителю учитывать определенные правила: Цели организации совместной работы детей на уроке Каждому ребенку дать эмоциональную и содержательную поддержку. Это необходимо для   того,   чтобы   у   робких   и   слабо   подготовленных   детей   не   развилась   школьная тревожность,   а   у   лидеров   не   проявились   неприятные   черты   характера. Каждому   ребенку   дать   возможность   утвердиться   в   себе,   попробовать   свои   силы   в микроспорах. Каждому ребенку дать опыт выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это могут быть функции контроля и оценки, постановки задач и деятельности. Групповая работа на уроке дает учителю не только дополнительные мотивационные средства   вовлечения   детей   в   содержание   обучения,   но   и   возможность   органически сочетать на уроке обучение и воспитание ­ строить человеческие и деловые отношения детей. планирование     Общие правила организации групповой работы 1.   При   построении   учебного   сотрудничества   необходимо   прорабатывать   "ритуалы” взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить о помощи. 2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец, т. е. с одним из учеников   показать   у   доски   весь   ход   работы.   Важно   дать   детям   речевые   примеры обращения   друг   к   другу:   "Ты   согласен?”,   "А   как   ты   думаешь?”,   "Почему   ты   так думаешь?” 3. Любую совместную работу необходимо разбирать.  4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать   и   то,   что   самому   слабому   нужен   не   столько   сильный   ученик,   сколько терпеливый и доброжелательный. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к   слабым,   им   нужны   равные   по   силам.   И   не   стоит   соединять   детей   с   плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с разным темпом работы. 5.   Для   того,   чтобы   группа   сработалась   необходимо   3­5   занятий,   поэтому   часто пересаживать детей не стоит. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. 6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие   достоинства:   дружелюбие, вежливость…   доброжелательность,   терпеливость, Интерактивные игры Особое значение в формировании навыков сотрудничества имеют интерактивные игры. Предлагая детям такие игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После окончания игр дети анализируют и обсуждают полученный опыт. Игра"Мостик   дружбы”­   дети   образовывают   пары,   придумывают   какой   –   нибудь мостик   (при   помощи   рук,   ног,   туловища).   Потом   можно   построить   мостик   втроем, вчетвером и т.д. до тех пор пока будут находиться желающие. Заканчивается тем, что все дети становятся в круг и поднимают руки вверх, изображая большой мост дружбы. "Равновесие”­диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общение. Выполняется в паре, используйте возможность выполнить   это   задание   с   разными   партнерами.   Используются   три   позиции:   сидя напротив   друг   друга,   взяться   за   руки   и   отклониться   назад,   при   этом   удерживать равновесие;   стоя   на   коленях;   стоя,   поставив   ступни   ног   вплотную   друг   к   другу   и отклонившись. "Браво”  ­   эта   игра   способствует   сплочению   группы.   Дети,   в   чей   адрес   раздаются аплодисменты,   получают   точно   такое   же   наслаждение   от   игры,   как   и   те,   кто   им рукоплещет. Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех  сторон.  Спросите  детей,  кто из   них хочет  первым  встать  на этот  пьедестал  и насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо   всех   сил.   Когда   дети   увидят,   как   аплодисменты   приятны   стоящему   на   стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее. Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться   только   при   определенной   организации   обучения.   Главным   условием обучения,   направленного   на   организацию   учебного   сотрудничества,   является постановка таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на универсальность, все прежние формы сотрудничества ребенка со взрослым, которыми он владел до школы остаются.   Исполнительское   сотрудничество,   игровое   имеют   свое   место   на   уроке, совсем не заменимо непосредственное, эмоциональное общение детей с учителем. Учебное сотрудничество должно занять свое место в ряду других форм сотрудничества для   того,   чтобы   ученики   смогли   вступать   с   учителями   в   полноценные   учебные отношения, выросли критичными, самостоятельными.

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников

Формирование умения и желания учиться у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017