Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.8

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
музыка
Взрослым
10.12.2018
Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Федеральные государственные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ведь современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: -анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; -отличаться мобильностью; -быть способным к сотрудничеству.
Позднышева О.П. Итоговая работа.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС (итоговая работа) Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Кемерово 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………..3 Глава   I.   Сущностные   характеристики     универсальных   учебных   действий обучающихся ………………………………………………. Глава II.  Методы и приемы формирования УУД на уроках музыки…………. Заключение……………………………………………………………………….. Список литературы и интернет источников….………….................................. Введение   Федеральные   государственные   стандарты   представляют   собой совокупность   требований,   обязательных   при   реализации   основных образовательных   программ   начального   и   общего   образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход,   ставящий   главной   целью   развитие   личности   учащегося.  Ведь современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: ­анализировать   свои   действия,   самостоятельно   принимать   решения, прогнозируя их возможные последствия; ­отличаться мобильностью; ­быть способным к сотрудничеству.                    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться. Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит   становление   и   развитие   системы   ценностных   ориентаций   и мотиваций   личности,   поэтому   содержание   предмета   “Музыка”   становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. При   изучении   музыки   закладываются   основы   систематизации, классификации   явлений,   алгоритмов   творческого   мышления   на   основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие   памяти, фантазии, воображения  учащихся, приводит  их  к  поиску нестандартных способов решения проблем.  Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование   универсальных   учебных   действий.   Достижение   этой   цели становится   возможным   благодаря   овладению   учащимися   универсальными учебными действиями. Глава   I.   Сущностные   характеристики     универсальных   учебных действий   В   широком   значении   термин   «универсальные   учебные   действия» означает   умение   учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом  значении) термин   «универсальные   учебные   действия»   можно   определить   как совокупность   способов   действия   учащегося   (а   также   связанных   с   ними навыков   учебной   работы),   обеспечивающих   его   способность   к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая процесса.  УУД   подразделяются   на   личностные,   познавательные,   регулятивные, коммуникативные.  организацию     этого   (самоопределение,   нравственно­ Личностные:  этическая   ориентация)   ­  действия   обеспечивают   ценностно   –   смысловую ориентацию   смыслообразование,  Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни   в     целом,   выбор   ценностных   ориентиров,   определение   своего способа жизни.  Смыслообразование   –  установление   учащимися   связи   между   целью учебной   деятельности   и   её   мотивом.   Ученик   должен   знать   и представлять   себе   какое   значение,   смысл   имеет   для   него   учение,   и уметь находить ответ на него.  Нравственно­этическая   ориентация   –  исходит   из   социальных   и личностных ценностей. Личностные   учебные   действия   обеспечивают   ценностно­смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются: в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и   отстаивать   свою   эстетическую   позицию;   в   формировании   ценностно­ смысловых   ориентаций   и   духовно­нравственных   оснований,   развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.  Они обеспечивают:    осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения   вершинных   образцов   отечественной   музыкальной   культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;  формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;  формирование   представлений   о   нравственных   нормах,   развитие доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;  формирование   мотивации   к   музыкальному   творчеству, целеустремленности   и   настойчивости   в   достижении   цели   в   процессе создания   ситуации   успешности   музыкально­творческой   деятельности учащихся. Виды заданий:  1)   высказывание   своего   отношения   к   музыкальному   произведению   с аргументацией; 2)   анализ   характеров   музыкальных   героев   на   основе   личного   восприятия произведения.     действия  обеспечивают Регулятивные   учащегося организовывать   свою   учебно­познавательную   деятельность,   проходя   по   её этапам:   от  осознания   цели  –  через   планирование   действий –  к  реализации намеченного,  самоконтролю   и   самооценке   достигнутого   результата,  а  если надо, то и к проведению коррекции.     способность  целеполагание ­  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;    планирование  —   определение   последовательности   промежуточных целей   с   учетом   конечного   результата;   составление   плана   и последовательности действий;  прогнозирование  —   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения знаний, его временных характеристик;    контроль  в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с заданным   эталоном  с   целью   обнаружения   отклонений   и   отличий   от эталона;  коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;  оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. Они обеспечивают  учащимся возможность научиться:    принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,   контролировать   и   оценивать   собственные   учебные действия;  договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной музыкальной деятельности;  осуществлять   взаимный   контроль,   адекватно   оценивать   собственное поведение и поведение окружающих;  прогнозировать   содержание   музыкального   произведения   по   его названию и жанру;  предвосхищать   композиторские   решения   по   созданию   музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;  мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий   контроля   и   самоконтроля,   оценки   и   самооценки   процесса   и результатов учебных действий Виды заданий:  1) выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя; 2) выполнять учебные действия в качестве композитора; 3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; 4) использовать установленные правила. Познавательные учебные действия:  общеучебные  универсальные действия (выделение и формулирование познавательной   цели,   поиск   информации,   структурирование   знаний, построение   речевого   высказывания,   выбор   наиболее   эффективных способов   решения   задач,  рефлексия   способов   действия,  контроль     и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);   логические  универсальные   действия   (анализ   объектов   выделения признаков,   синтез,   классификация   объектов,   установление   причинно­ следственных   связей,   логическая   цепь   рассуждений,   доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);  постановка   и   решение   проблемы  (формулирование   проблемы, самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера).     на уроке музыки:  музыкальных   произведений, Познавательные универсальные действия     сравнение,   анализ,   обобщение,   построение   рассуждений,   выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;  адекватное   восприятие   многозначности   содержания   их   образов, интерпретаций одного произведения;  выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных   творческих   замыслов,   подготовка   своего   выступления   и   само выступление с аудио­, видео ­ и графическим сопровождением;  удовлетворение   потребности   в   культурно­досуговой   деятельности,   в расширении и углублении знаний  в области музыкального искусства. Они обеспечивают учащимся умение:   осознание   существования   различных  слушать   собеседника   и   вести   диалог;   участвовать   в   коллективном обсуждении,   принимать   различные   точки   зрения   на   одну   и   ту   же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;  понимать   композиционные   особенности   устной   (разговорной, музыкальной)   речи   и   учитывать   их   при   построении   собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;  приобрести   опыт   общения   со   слушателями   в   условиях   публичного предъявления   результата   творческой   музыкально­исполнительской деятельности;  создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Виды заданий: ­поиск и выделение необходимой информации; ­работа с научными понятиями, терминологией. Коммуникативные учебные действия:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов ­ инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  решение конфликтов ­ выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка   альтернативных   способов   разрешения   конфликта,   принятие решения и его реализация;  управление поведением партнера  ­ контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в   соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи     в   соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение  выразить  и  обосновать  свою точку  зрения, умение уважать  мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по­своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь   выразить   и   грамотно   обосновать   свою   точку   зрения,   при   этом уважительно   относится   к   мнению   друг   друга,   даже   если   она противоположная. Виды заданий:  1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном); 2) инсценирование и драматизация; 3) рисуем музыку; 4) участие в диалоге. 5) Уметь участвовать в хоровом пении Как может быть выражено универсальное учебное действие? Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные  учебные действия? 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем  разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается  внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает  детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его  вчерашними достижениями. 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе  обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в  жизни. 3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах,  анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.  4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей,  обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают,  объясняя, что все учатся на ошибках. 5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость  или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 6. Учитель включает детей в открытие новых знаний. 7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с  информацией ­ пересказу, составлению плана, знакомит с разными  источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам  эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на  общие способы действий в той или иной ситуации. 8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с  ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные  формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная  отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно  выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат  оценивать и свою работу. 10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а  также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется  совместный план действий. 11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству  спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог  показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При  этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их  совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие  ценности. 14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.  Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из  предложенных. 15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. Глава II.  Методы и приемы формирования УУД на уроках музыки В   свете   переориентации   современной   педагогики   практической потребностью сегодня становится разработка новых подходов к содержанию обучения, методов активизации учебного процесса и оптимальных приемов практической   работы.   Одним   из   актуальных   направлений   поиска   в   сфере образования является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.           В игровых  технологиях дискуссия, практические действия и обучение других выходят на первый план, т.е. в них задействованы самые эффективные методы   работы   и   учитель,   если   он   хочет   работать   эффективно,   должен использовать именно их. Игру   как   метод   обучения   люди   использовали   с   древности.   Но   в современной   школе,   делающей   ставку   на   оптимизацию   и   интенсификацию учебного   процесса,   игровая   деятельность   нередко   выступает   в   качестве самостоятельных технологий. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает   существенным   признаком   –   чётко   поставленной   целью   обучения. Педагогические           игровые   приёмы   надо   рассматривать   как   средство побуждения, стимулирования учащихся к обучению.           В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки всё чаще появляется деятельность, основанная на создании игровой ситуации. Это происходит на уроках тех учителей, которые хотят уйти от репродуктивных   форм   работы   (я   сказал   ­   дети   повторили;   я   спел   ­   дети повторили; я показал – дети повторили). Ну  и, конечно, игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке. Музыкальная игра имеет следующие задачи: 1.КОРРЕКЦИОННЫЕ:  развитие   слухового,   тактильного   восприятия, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координации движений и нормализация их темпа и ритма;  формирование   выразительных   средств:   интонации,   мимики,   жестов   зрительного, движения. 2.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:  укрепление сердечно ­ сосудистой системы;  развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;  развитие способности снимать эмоциональное напряжение;  развитие быстроты реакции. 3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;  развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;  формирование умственных умений и действий. 4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  воспитание музыкальной, речевой, двигательной культуры;   эстетическое отношение к окружающему;  развитие чувств, эмоций высшего порядка. 5. РАЗВИВАЮЩИЕ:  познавательную активность;  устойчивый интерес к действованию;  саморегуляцию и самоконтроль;  внимание, память, мышление;  ориентировку в пространстве. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала,   расширяют   их   кругозор,   развивают   творческое   мышление, художественное   воображение,   активизируют   память,   наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и  способствуют воспитанию гармоничной личности.          Если учителя будут играть с учениками в игры (скандировать, сочинять, петь,  хлопать,   топать,   играть   на   музыкальных     инструментах,   разыгрывать целые музыкальные спектакли), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют  многими музыкальными навыками. «Дружное ЭХО»  Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую   может   служить   игровой   разминкой   между   различными   видами деятельности   на   уроке.   Присутствующие   отвечают   на   звуки   ведущего (учителя   или   сверстника)   дружным   эхом.   Усложнениями   в   задании­ упражнении   могут   быть:   отбивание   ведущим   серии   хлопков   (3­6)   в определенном   (сложном)   ритме;   замена   хлопков   постукиванием   по   стулу, стене,   коленям   или   притопыванием.     Например,   ученики   после непродолжительных  тренировок  на  нескольких  занятиях  научились  дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у детей  интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто­то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто­то хлопнул еще раньше о стену, которая   была   у   него   за   спиной.  А   кто­то   все   еще   растерянно   стоит   и   не понимает, почему его не подождали.   «Эхо»   можно   использовать   в   разных   моментах   урока.   Но продолжительность его не должна быть большой. “Создай паспорт” Этот прием используется:   для систематизации, обобщения полученных знаний;  для   выделения   существенных   и   несущественных   признаков   изучаемого явления;  для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения  с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану.  Опорные   слова   для   паспорта   выбираются   самими   школьниками,   а   в младших классах учителем. Например,  вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта 1. Имя – Лакримоза; 2. Создатель – В.А.Моцарт; 3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»; 4. Где служит – в церкви, костёле; 5. Особые   приметы  –   траурная   музыка,   звучит   на   латинском   языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра. «Сочинение загадок» (методика А.А. Нестеренко)  Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать   загаданный   объект.   Развивая   умственные   способности   ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Можно   использовать некоторые модели для составления загадок на   основе   описания   признаков   объектов   из   методики   А.А.   Нестеренко «Страна Загадок». Ученики  вполне справляются с составлением метафор как на   полуактивном   уровне,   т.е.   в   сотворчестве   с   педагогом,   так   и самостоятельно.  По   определению   философов,   метафора   –   это   перенос   свойств   одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Цель педагога: создать условия для усвоения детьми модели составления метафоры. Ребенок может самостоятельно создать фразу метафорического плана после усвоения модели составления   метафоры.   При   создании   метафоры   не   используются   слова, обозначающие загадочный объект и его специфическое свойство. Фактически имеют дело с загадочной фразой, в которой неясно обозначен объект с его характеристикой.   «Сочинение   загадок»  способствует   развитию   у   детей   воображения, образного мышления, представлений об окружающем мире и формированию у них эмоционально­ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности   (природный   мир,   рукотворный   мир,   мир   человеческих отношений). Алгоритм   сочинения   загадок   А.А.   Нестеренко   благодаря   своей универсальности может использоваться на протяжении всего урока. Загадка составляется в несколько этапов:  Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.   Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.  Исключить объекты, обладающие такими же признаками.   Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной). Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы:  загадки по признакам: Какой? Что такое же? HO! НE! загадки по действиям: Что делает? Что делает то же действие? HO! НE! загадки по ассоциации: На что похоже? Чем отличается? KAK. A НE. Можно помочь в создании загадки наводящими вопросами. Например: — Придумайте, на что похож …  — С чем можно сравнить …  — Назовите, какие признаки есть у …  — Что может делать … Есть струны,   Но не скрипка. Похожа на грушу, Но не съедобна ....домбра При составление загадок можно использовать и другую модель «Какой? Кто   такой   же?»   У   объекта   выделяется   признак,   отвечающий   на   вопрос «какой?»,  и  делается   подборка  объектов,  у  которых  данный  признак   ярко выражен.   После   заполнения   таблицы   вставляем   между   правыми   и   левыми столбцами «как» или «но не». Например: Какая?             Кто такая же?  нарядная                барышня            Нарядная, как барышня.  Сверкающая          звезда                 Сверкающая, как звезда.  привлекающая      модница             Привлекающая внимание, но не модница       внимание                                                    Ответ: новогодняя елка. «Метод моделирования музыкального образа, произведения». «Кто?   и   Как?».  Например,   целью   урока   в   2   классе   ставлю   раскрытие художественного   содержания   посредством   выполнения   целостного анализа.   После   слушания     произведения   Э.   Грига   «В   пещере   горного короля» учащиеся задумались над вопросом: «Как передвигались гномы – входили или выходили из пещеры? Кто думает по­другому?». Это своего рода   маленькое   исследование,   но   исследование   музыковедческое.   Дети обязательно   обратят   внимание   на   характер   динамических   нюансов,   на звуковедение, тембровую окраску, на темповое изменение. Этот вопрос легче   обсуждать   во   втором   классе   вдвоем,   так   как   многие   дети   еще стесняются отвечать. Системное сравнение по картинам  Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности на уроке музыки, в основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание   как   художественно­образное   отражение   действительности. Синтез   процессов   восприятия   картины   и   музыки   и   Можно     применить методику   обучения   системному   сравнению   по   картине   и   музыкальному произведению.  Этапы построения занятия: 1. рассматриваются   оба   произведения,   состоящие   из взаимосвязанных объектов (восприятие картины, прослушивание музыкального произведения); 2. уточняются   действующие   объекты   и   их   основные характеристики   (в   картине   –   изображенные   объекты,   в музыкальном произведении – звучание отдельных инструментов); 3. берется   основная   система,   которая   требует   сравнения,   и поочередно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов   первой   системы   (музыкального   произведения)   на объекты второй системы (картины)). Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э. Грига «Утро» и картиной     «Утро   весны»   В.   Кудревича.   Целью   данной   работы   является создание   условий   для   описания   пейзажа   на   основе   сравнения   тембров музыкальных инструментов. Дети   представляют,   что   они   попали   в   картину.   Рассказывают,   что   они могут там услышать. Затем детям предлагается взять в помощники музыку Грига «Утро» и пробуют звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину. ­ Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра? ­ Придумаем красивые сравнения. Получившиеся сравнения детей: ­звуки флейты нежные, как первые лучи солнца; ­мелодия гобоя, как качающееся дерево; ­оркестр звучит, как темнеющий лес вдали. Разновидностью   может   служить   соединение   ранее   предложенного варианта работы с картиной и музыкальным произведением и последующим выражением чувств, переживаний ребенка в рисунке. Картина А.Барановского «Мелодии   осени»   и   музыка   А.   Вивальди   «Осень.   Времена   года» способствовали   осознанию   детьми   выразительности   смысла   музыкального языка,   торжественности в предрассветной природе последних дней золотой осени.   услышать   мелодии   звенящей   чистоты   и   возможностью   «Шапка вопросов» Это вид работы требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Способствует   углублению   знаний   учащихся   о   каком­либо   музыкальном произведении, стиле, композиторе и т.д. После знакомства с произведением (стилем, композитором) дети должны написать записку с тремя вопросами: 1. Вопрос «на знание материала», свидетельствующий о том, что я знаю   эту  музыку, литературное  произведение   и.т.д. ­ ситуация знающего и проверяющего других ученика. 2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать ­ ситуация незнающего, но желающего узнать ученика. 3. Вопрос   ­   просьба   дать   совет   (на   выяснение   другого   мнения   о ­ситуация произведении   по   сравнению   со   своим) сомневающегося, советующегося ученика.   Все  записки   складываются   в  шапку,  перемешиваются   и  вытаскиваются   по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками. Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими. «Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства. Символическая аналогия. В   разделе   «Пение»   очень   удачно   на   занятиях,   особенно   в   начальных классах,   проходят   приемы   разучивания   и   исполнения   песен   по   схемам   по методу  Символическая   аналогия.   Дети   сами   или   с   помощью   учителя придумывают   ассоциации,   рисунки­символы,   движения­символы   к   тем   или иным словам песни и легко запоминают их. Например, так выглядит песня «Солнышко лучистое» «Солнышко лучистое» (Сл. Л. Мироновой) Солнышко лучистое Улыбнулось весело, Потому что мамочке Мы запели песенку.  Припев: Песенку такую:Ля­ля­ля! Песенку простую:Ля­ля­ля!  За окном воробушки Закружились весело, Потому что мамочке Мы запели песенку. Припев: Песенку такую:Ля­ля­ля! Песенку простую:Ля­ля­ля!  Ручейки весенние Зазвенели весело,  Потому что мамочке Мы запели песенку Дихотомия.  «Да­нетка» (методика Т.А. Сидорчук) Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый материал   из   проблемного   поля.   Метод   дихотомии  позволяет   достаточно быстро   и   качественно   сузить   поле   поиска   необходимой   информации,   для решения творческой задачи.  Основной прием для сужения поля поиска – игра «Да­нет».  Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да ­ нет». Задавать вопросы ­ это такое же ценное умение, как и давать ответы. Вот несколько примеров использования этого приёма.  «Нотный ряд». (Музыкальный ряд) Этот   вариант   игры   «Да­нет»   провожу   с   целью   закрепить   знания   о последовательности нот в звукоряде в пределах одной октавы. ­ Ребята я на звукоряде загадала нотку. Найдите её, придерживаясь правил. ­  Это нота ФА? ­ Это нота выше ФА? ­ Это нота между фа и си? И т.д. Можно   по   аналогии   провести   игру   «Музыкальный   ряд»,   в   которой ученикам необходимо найти загаданный инструмент. «Слово – предложение – вопрос ­ ответ»  Очень   полезное   и   эффективное   упражнение  Слово   –   предложение   ­ вопрос­ответ.   Учитель указывает на ученика и говорит: “Слово” Ученик говорит какое­ то слово, которое ему нравится или кажется интересным.   Учитель   указывает   другого   ученика   и   говорит:   “Предложение”.   Этот ученик произносит предложение, в которое включено это слово.  Далее по указанию учителя третий ученик задаёт вопрос к предложению второго ученика — не формально, а по смыслу.   Когда учитель указывает четвёртого ученика, тот отвечает на вопрос так, будто он был задан ему.  Возможен   усиленный   вариант,   когда   учеников,   работающих   со   словом, пять:   первый   называет   слово,   второй   объясняет   его   значение,   третий составляет   предложение.   Вместо   значения   можно   требовать   синоним, антоним, предложения можно составлять с ними, а не с исходным словом. Можно придумать множество и других вариантов. Вот несколько примеров: •  слово  — предложение  — вопрос  —  ответ  .  Танец –  Любит русский  и испанец веселый и задорный танец.­ Перечисли известные тебе танцы? ­ Вальс, ча­ча­ча, хип­хоп, тик­тоник, менуэт.  •  имя   —   предложение   —   вопрос   —   ответ.  Чайковский   –   Чайковский известный русский дирижер и композитор. – Какое его произведение стало «визитной карточкой»? – Балет «Щелкунчик» «Угадай портрет, закрепленный на доске» ­ Я загадала имя композитора. Оно есть среди имён, записанных на доске (или среди портретов которые вы видите). Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет». На   доске:   Н.Паганини,   В.А.Моцарт,   Л.Бетховен,   И.С.Бах,   Ф.Шопен, Ф.Шуберт. Возможные вопросы учащихся: ­ о месте, где жил и работал композитор; ­ о музыкальных предпочтениях; ­ о любимых музыкальных инструментах; ­ о фактах из биографии; ­ о музыкальных сочинениях (не указывая названия). В другой раз можно поставить вопрос иначе:  ­ Он совершил «кражу». И хотя все об этом узнали, он не был предан суду. (В.А.Моцарт) ­ Его лучшее детище обязано своим рождением чьей­то смерти. (Реквием.  В.А.Моцарта) “Слушание с остановками” Непременное   условие   для   использования   и   приема   “слушание   с остановками” найти оптимальные моменты для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по   два   или   три   вопроса,   чтобы   очевиднее   стала   динамика   изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Этот приём особенно эффективен на этапе слушания музыки,   что   музыкальное   сочинение   достаточно продолжительное, как, например, мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», сказка С.Прокофьева «Петя и волк» и т.д.   при   условии, «Синквейн» Существует целый ряд приёмов для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления,   помогают   классифицировать,   анализировать,   систематизировать полученные   знания.   К   таким   приемам   относятся:   кластеры   (Word­web), инсерт, метод ассоциаций, синквейн и др. "Сinq" во французском значит пять.  Это стихотворение из пяти строк, которое   строится   по   правилам.  Синквейн   используется   на   заключительной стадии   урока   –   рефлексии,   для   анализа   изучения   материала,   целостного осмысления, обобщения полученной информации. Строгие правила составления “синквейнов” таковы:   тема, выраженная одним словом – существительным.   описание темы в двух словах – прилагательные.   описание действия тремя словами – глаголами.   фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.   одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.   Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно   предложить   ребятам   составить   один   “синквейн”   на   двоих,   что облегчит   задачу.   Синквейн   может   быть   предложен,   как   индивидуальное самостоятельное   задание;   для   работы   в   парах;   реже   как   коллективное творчество. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом.  Петя Любопытный, храбрый. Гуляет, спасает, ловит. Смелый мальчик не боится волка. Герой. Вальс прекрасный мелодичный тревожит волнует кружит Вальс уносит в небеса Волшебство! Песня красивая добрая звучит веселит радует Песня учит добру Свет!   Романс тихий добрый  успокаивает привлекает учит Лекарство от душевной боли Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве: Сердце!  инструмента для синтезирования сложной информации;  способа оценки понятийного багажа учащихся;  средства развития творческой выразительности. «Буквенный диктант» Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет   тему,   а   ученики.   Смысл   диктанта   в   следующем:   учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. Например: О – клавишно – духовой инструмент (орган); Р – музыкальное сочинение траурного характера в память о погибших (реквием); З – сказочный балет С.Прокофьева («Золушка»); Б ­  низкий мужской голос (бас)  А – легенда о домбре (Аксак кулан); Из первых букв оставляем слово­анаграмму – Образ  При   использовании   приема   «Буквенный   диктант»   вопросы формулируются   из   соответствующей   темы,   из   любых   предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Пение и хлопки Одна часть класса поёт мелодию песни, а другая, отстав на один­два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. Пара за парой Получивший   карточку,   учащийся   поднимает   её   над   головой   и   следит   за другими. Получивший карточку с фамилией композитора должен найти себе пару – произведение композитора. Пары встают друг за другом. Проигрывают те, кто последними нашли свою пару. Хлопки В заданном ритме хлопать по кругу в одном направлении. Каждый ученик выполняет   один хлопок, по команде учителя направление меняется. Лови хлопок Хором поётся общая песня. На ОДИН хлопок учителя учащиеся продолжают петь мысленно, на ДВА хлопка – снова хором. (Следить, чтобы при мысленном пении сохранялся ритм). Живое слово Участвуют   3   команды.   Учитель   раздаёт   каждому   игроку   заранее заготовленные буквы. Буквы   имеют   3   цвета.   Участники   сначала   должны   собраться   в   команды (каждая   команда   имеет   свой   цвет),   а   затем   составить   из   букв   название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее. Примечание: участников столько, сколько кол­во букв. Кто быстрее С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию.  Задание:   каждый   участник   друг   за   другом   делает   шаг   вперёд   и   говорит название музыкальных инструментов. Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». Свой оркестр Учитель   Для игры понадобятся записи звучания разных инструментов и    открытки с изображением   музыкальных   инструментов.   включает приготовленные   записи, а   дети угадывают на слух инструмент и показывают соответствующую   открытку.  Какой   инструмент   изображен   на   рисунке,   на таком инструменте «играют ребята». И еще очень любимы мною некоторые игровые приёмы:   Музыкальное   рисование  развивает   творческую   фантазию,   навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа  в руках   кисточку   или   просто   кистью   руки   «рисуют»   в   воздухе   картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу. Ритмодекламация  – это четкое произнесение текста или стихов в заданном  ритме.         Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие  музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное  правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится  осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и  тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и  тому же персонажу или событию может изменяться по­разному.           Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения  звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых  инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными  движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа,  динамики, ритма речи.           Использование ритмодекламации способствует формированию  естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания,  развитию четкой дикции и выразительного    исполнения различных  настроений в речевом или музыкальном материале. Инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицировали связано с вокально­хоровой деятельностью, импровизацией   и   слушанием   музыки.   Исходя   из   характера   музыки,   её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.  Особенно нравится детям исполнять русские   народные   песни   и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов ­ и ложки, и трещотки, и колокольчики, и бубны, и  самодельные  погремушки. Играя   на   музыкальных   инструментах,   дети   не   только   глубже   постигают характер,  настроение,   жанровые   особенности   и  формы   произведения,  но   и через игру учатся передавать его. Педагогические игры ­ достаточно обширная группа методов и приемов организации   педагогического   процесса.   Часто   подготовка   игры   требует большего количества времени, чем её проведение. Все выше перечисленные игры, приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных   на развитие   творческих   способностей   учащихся.   Общение с музыкальным искусством через игровые методы  дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации. Развивая   музыкально —  творческие   способности   у учащихся,  учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Таким   образом,   роль   учителя   музыки   в развитии   современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием. Заключение         Одаренный ребенок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя.   Наша   же   задача,   как   педагогов,   состоит   в   том,   чтобы   в различных   видах   деятельности,   используемых   на   уроках   помочь   ребенку раскрыть свои способности в чём­ либо, и потом направить его внимание в ту область   деятельности,   в   которой   способности   ребенка   проявились   бы   с большей   силой.   Творчески   подходя   к   развитию   различных   способностей   у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как   яркую,   творчески   –   одарённую   личность.   В.А.Сухомлинский   говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать,   что   человек   живет,   опираясь   на   различные   эмоции,   значит,   и развивать   способности   ребенка   нужно,   тоже   опираясь   на   них,   конечно, хотелось   бы,   чтобы   это   были,   лишь   положительные   эмоции.   Список литературы и интернет источников 1. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. 2010. ­ № 1. ­ С. 114­118. 2.   Как   проектировать   универсальные   учебные  Гальперин   П.Я.   Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин.­ М.: Изд­во МГУ, 1985.­45с. 3.  Иляшенко   Л.К.,   Мешкова   Л.М.,   Лаврентьева   Т.М.   Основные   виды   и функции   универсальных   учебных   действий   в   условиях   реализации федерального   государственного   образовательного   стандарта   второго поколения   //   Перспективы   науки.   2012.   ­   №   36   (36).   ­   С.   037­040.   4. Мещерякова   Л.М.,   Шалашова   М.М.,   Оржековский   П.А.   Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий // Химия в школе. 2013. ­ № 1. ­ С. 9­12.  5.Пидкасистый   П.И.   Самостоятельная   познавательная   деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. ­ М.: Педагогика, 1980. ­ 240 с. Использованные ресурсы  1. http://multiurok.ru/musikalka/blog/formirovaniie­uud­na­urokakh­muzyki­ 1.html 2.http://www.sozvezdieoriona.ru/load/proekt_quot_formirovanie_programmy_uud _na_urokakh_muzyki_2_klass_quot_na_primere_programmy_pod_redakciej_e_kr itskoj/5­1­0­757 3. http://festival.1september.ru/articles/583771/ 4.     http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/muzyka/2012/10/27/universalnye­ uchebnye­deystviya­formirovanie­i­razvitie­na 5. http://sch7.minsk.edu.by/

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018