Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки
Оценка 4.8

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Оценка 4.8
Документация +4
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.05.2018
Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки
Один из способов формирования УУД - использование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности. На первый план выходит процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем. В процессе проектной и исследовательской деятельности формируются общеучебные умения и навыки.Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности-доклад
Формирование УУД через работу по организации проектной деятельности на уроках музыки -доклад.docx
Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской  учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности. В   современном   динамично   развивающемся   информационном   обществе,   когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации.  С внедрением ФГОС второго   поколения   в   начальной   школе   учителя   должны   научить   ребенка   не   только читать, писать и считать, чему сейчас успешно учат в школе, но и должны привить новые   умения,   например,   универсальные   учебные   действия,   составляющих   основу умения   учащихся,   навыки   решения   творческих   задач   и   навыки   поиска   анализа   и интерпретации.  Один   из   способов   формирования   УУД   ­  использование   проектной   и исследовательской   деятельности  учащихся   на   уроках   музыки   и   во   внеурочной деятельности. На   первый   план   выходит   процесс   познания,   чтобы   подготовить   ученика, способного   гибко   адаптироваться   в   меняющихся   жизненных   ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем. В процессе проектной и исследовательской деятельности формируются общеучебные умения и навыки. 1. Рефлексивные умения:  ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые умения:   умение   самостоятельно   найти   недостающую   информацию   в   информационном поле;   умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);   умение находить несколько вариантов решения проблемы;  умение выдвигать гипотезы;   умение устанавливать причинно­следственные связи  3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:   умения коллективного планирования;   умение взаимодействовать с любым партнером;  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;   навыки делового партнерского общения;   умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.  5. Коммуникативные умения:  умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы  умение вести дискуссию;   умение отстаивать свою точку зрения;   умение находить компромисс;  навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки:  навыки монологической речи;   умение уверенно держать себя во время выступления;   артистические умения;   умение использовать различные средства наглядности при выступлении;   умение отвечать на незапланированные вопросы. Если рассматривать результаты обучения, то именно метапредметные результаты подразумевают навык видеть проблему, формулировать ее и творчески самостоятельно решать. Это не что иное, как владение учащимися исследовательскими умениями:  осмысливать задачу, выявлять проблему, выдвигать гипотезы;  наблюдать, экспериментировать;  устанавливать причинно­следственные связи;  классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученное;  находить несколько вариантов решения, выбирать рациональный;  формулировать выводы;  оценивать свою работу исследовательского характера и других. В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:  первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;  второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;  третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. Толчком   к   началу   исследования   может   послужить   удивление,   любопытство, выдвинутая проблема или просьба. Условия эффективности исследовательской деятельности: 1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Учитель должен хотеть провести это исследование.  2. Творческая атмосфера  3.   Ученик   должен   получить  удовлетворение   от   своей   работы,   учитель  ­   от   своей деятельности и от работы ученика.  4. Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности. 5. Уровень исследовательских задач должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников, исследовательские методы быть доступны для начальной школы с учетом уровня развития компонентов психики (мышление, память, восприятие) 6. Материально­техническое и учебно­методическое информационное оснащение. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся  ­   индивидуальную  (подготовка   сообщений,   подбор   литературы,   мини­ исследования в уроке); ­ парную, групповую, которую они выполняют в течении определенного отрезка времени. Работа над совместным исследовательским проектом, выполненным группой учащихся. ­   массовая   работа.  Популяризация   научных   знаний   и   открытий,   встречи   с интересными людьми, в том числе с деятелями науки и культуры, посещение музеев, участие в олимпиадах и научно­практических конференциях. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.  Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие интеллектуальных (в беседах о музыке), и собственно музыкальных способностей школьников: вокально­ хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально­исполнительских навыков.  В музыкально­ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в   использовании   выразительных   движений,  характерных   для   пластики   определенного персонажа,   выборе  танцевальных   элементов.  Например,  распускающийся   цветок   под музыку Э.Грига «Утро», «Путешествие на опушку леса», где детям предлагается изобразить в движениях как они перескакивают с кочки на кочку, убегают от волка, рассматривают цветы бабочек на полянке и и т.д.   Я веду курс внеурочной интегрированной деятельности по танцевально­игровой  гимнастике, занятия сгруппированы с целью решения запланированных проектов: «День Учителя», Грация, «Песенка за песенкой», Новогодний карнавал, Хоровод,  Великая победа, Весенний звездопад и др. Исследовательские умения проявляются уже в обсуждении будущего номера: Выбор характера танца зависит от цели номера, например, ко дню учителя – весёлый,  энергичный «Танец пчёлки Майи», а к 9 мая – танец «Журавли». Выбор музыкального сопровождения. Я подготавливаю несколько предположительных  музыкальных произведений, соответствующие тематике праздника. Дети сами  определяют какие варианты подходят к номеру, с этим справляются и первоклассники. Разработка сюжета, развития танца. В репертуаре начальной школы несложные по  сюжету танцы, но тем не менее дети на 3­4 году обучения могут выбрать, чем танец  можно начать, как закончить, в чём кульминация. Подбор движений к танцу. Я увидела, что, чем больше давать инициативу  заинтересованным детям, тем больший отклик можно получить. Дети 2­4 года обучения с удовольствием предлагают свои варианты движений, танцевальных связок, очень  гордятся, что в танец включили именно «их движения». Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин: 1 – песенное начало российской музыкальной культуры; 2 – общедоступность хорового пения; 3 – значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Хоровое пение не заключается только в том, чтобы исполнять песни так, как этого требует учитель.  Соответственно рождается творческий проект. Проекты бывают разные по своей сложности.   1.   Информационные   проекты  ­   направлены   на   добывание   информации,   её анализ и обобщение. Результат:  видеофильмы,   альбомы,   стенгазеты,   квилт,   презентации   по   творчеству композиторов,   истории   создания   музыкальных   сочинений,   о   событиях музыкальной   жизни   страны,   о   музыкальной   культуре   прошлого,   настоящего, будущего. 2. Исследовательские  ­ предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования   темы,  формулирование   проблемы   исследования,  выдвижение гипотезы   решения   обозначенной   проблемы   с   последующей   её   проверкой. Обсуждение полученных результатов.  Результат:  интегрированные   проекты   в   области   исследования   какого­либо   направления искусства.  3. Творческие  ­  подразумевают   разработку   и   представление   творческого продукта.  видеофильм   (подборка   документальных,   художественных)   фильмов   по   этюды,   фонохрестоматия   музыкального   материала, Результат:  выбранной   теме, музыкальный, танцевальный номер,  4. Ролевые,   игровые  ­ участники   таких   проектов   принимают   на   себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результат:  Музыкально – театральная постановка, литературно­ музыкальная гостиная. 5. Практико  ­ ориентированные ­ результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.  Результат:    музыкальный   словарь,   памятка,   документ,   созданный   на   основе   полученных результатов исследования, программа действий, справочный материал. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи  обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Чаще всего я использую творческий проект. 1 класс. В рамках темы «Музыка осени» дети сочиняют мелодию, вокально  импровизируют, играют в композитора. В декабре мы разыгрываем песню «Почему медведь зимой спит», исполняя каждую  роль дети меняют интонацию, голос для персонажа, проявляют своё творчество. «У каждого свой музыкальный инструмент» ­ дети исполняют свои партии на  музыкальных инструментах, поют нужные куплеты. 2 класс. На уроке «Разыграй песню» мы узнаём о значении русской народной песни,  разучиваем некоторые из них, узнаём о играх­драматизациях, разыгрываем песню  «Бояре, а мы к вам пришли». Музицируем под песни, например, «Зимушка­зима». В 3 классе, знакомясь с операми, балетами, дети выполняют декорации, эскизы  костюмов актёров. В 4 классе через музыку, через народную песню дети в образной форме передают  настроение, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Ребятам очень нравится сочинять сказки, музыкальные истории, рисовать иллюстрации  к прослушанной музыке. В конце года в качестве обобщения, ребята оформляют афишу, на уроках обобщают  знания, выполняя квилт. Уже в 3­4 классах, а затем и в средних классах, детям необходимо выполнить зачётные  творческие работы в виде кроссворда, чайнворда, филворда, написания реферата,  исследовательского проекта, причём, если в начальной школе мы учимся создавать  проект, задания выполняются по желанию, в группах, то в 5­7 классах по программе  Сергеевой выполнение исследовательского проекта запланировано автором. В начальной школе на уроках я использую элементы исследования. Например, при знакомстве с симфонической сказкой Прокофьева «Петя и волк» звучат музыкальные фрагменты, дети определяют какой персонаж может представлен. Слушая «Картинки с выставки», дети могут предположить, что изображено на картине. А также провожу уроки­исследования, например, «Музыка в цирке». Исследовательская   деятельность   всегда   связана   с   открытием   нового   знания,   с наличием   некой   проблемы,   некого   противоречия,   белого   пятна   в   истории   музыки, разночтений   в   жизнеописаниях   жизнедеятельности   композиторов,   что   нуждается   в желании младших школьников это изучить и объяснить.  Обращаясь к собственному опыту работы учителем музыки, могу отметить, что использование   исследовательской   деятельности   на   уроках   способствует интеллектуальной активности младших школьников, повышению учебной мотивации, побуждению желания создавать групповые и индивидуальные исследования.  В результате применения исследовательских методов на уроках музыки, можно отметить, что к окончанию четвертого класса уже четко вырисовываются несколько групп   метапредметных   умений   младших   школьников,   которые   формирует   именно исследовательская деятельность, организуемая учителем музыки на уроках в начальной школе. Это умения: исследовательские: выбирать лучшее и верное решение поставленной на уроке проблемы;  социального   взаимодействия:   сотрудничать   в   процессе   выполнения проектов, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; оценочные: адекватно оценивать   правильность   хода   и   выполнения   действий   при   выполнении исследовательских проектов; информационные: самостоятельно осуществлять поиск и отбор нужной информации. Мой опыт преподавания позволяет сделать вывод, что использование проектной методики   обеспечивает   в   первую   очередь   повышение   познавательной   активности учащихся, а также Результативность: ­  Развивается творческая и исследовательская активность учащихся; ­   Учатся   добывать   знания   самостоятельно,   планируют   свои   действия,   прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач; ­   Учатся   самостоятельно работать со справочной, учебной и другой литературой; Учатся собирать, обрабатывать и систематизировать материал; ­ Повышается словарный запас, развивается речь учащихся; ­  Формируется системность и глубина знаний; ­  Формируется конструктивное критическое мышление; ­   Умение   создавать   сообщения,   презентации,   фоторепортажи,   фильмы   (создано большое   количество   презентаций   и   фильмов   по   темам   уроков   и   региональному компоненту); Кроме этого, дети стали более свободны в общении, стали увереннее в себе; ­ Развивается навык публичного выступления; увеличивается   число   детей,   принимающих   участие   в   конкурсах,  олимпиадах, конференциях  различного уровня (регионального, всероссийского, международного), победителей  и призеров. преимущества недостатки высокая заинтересованность детей,    мотивация, связь   полученных   знаний   с  реальной жизнью,  развитие   научной   пытливости, самоконтроль большие   затраты   времени   на достижение запроектированных целей,    невозможность требуемые учебные знания в проект. уложить     все Можем   сделать   выводы,   что   именно   поисковая,   исследовательская   активность младших   школьников   на   уроках   музыки   является   одним   из   этих   механизмов, развивающих метапредметные умения и познавательные способности, которые могут применяться   затем   на   других   уроках.   Однако   не   следует   все­таки   забывать,   что исследовательская практика в начальной школе сама по себе – не самоцель, она лишь продуктивное   средство   развития   личности   ребёнка,   его   психических   функций, совершенствования   его   интеллектуально­творческого   потенциала,   метапредметных умений   и   компетенций,   его   следует   использовать   как   дополнение   к   другим   видам обучения.

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки

Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018