Один из способов формирования УУД - использование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
На первый план выходит процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.
В процессе проектной и исследовательской деятельности формируются общеучебные умения и навыки.Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности-доклад
Формирование УУД через работу по организации проектной и исследовательской
учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
В современном динамично развивающемся информационном обществе, когда
личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве,
необходимо создать благоприятные условия для её реализации. С внедрением ФГОС
второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только
читать, писать и считать, чему сейчас успешно учат в школе, но и должны привить
новые умения, например, универсальные учебные действия, составляющих основу
умения учащихся, навыки решения творческих задач и навыки поиска анализа и
интерпретации.
Один из способов формирования УУД
использование проектной и
исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной
деятельности.
На первый план выходит процесс познания, чтобы подготовить ученика,
способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике,
для решения возникающих проблем.
В процессе проектной и исследовательской деятельности формируются общеучебные
умения и навыки.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном
поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинноследственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Если рассматривать результаты обучения, то именно метапредметные результаты
подразумевают навык видеть проблему, формулировать ее и творчески самостоятельно
решать. Это не что иное, как владение учащимися исследовательскими умениями:
осмысливать задачу, выявлять проблему, выдвигать гипотезы;
наблюдать, экспериментировать;
устанавливать причинноследственные связи;
классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученное;
находить несколько вариантов решения, выбирать рациональный;
формулировать выводы;
оценивать свою работу исследовательского характера и других.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же
решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также
само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и
находят само решение.
Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство,
выдвинутая проблема или просьба.
Условия эффективности исследовательской деятельности:1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Учитель должен хотеть провести это
исследование.
2. Творческая атмосфера
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы, учитель от своей
деятельности и от работы ученика.
4. Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны
быть сформированы определённые компетентности.
5. Уровень исследовательских задач должен соответствовать возрастным особенностям
младших школьников, исследовательские методы быть доступны для начальной школы
с учетом уровня развития компонентов психики (мышление, память, восприятие)
6. Материальнотехническое и учебнометодическое информационное оснащение.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся
индивидуальную
(подготовка сообщений, подбор литературы, мини
исследования в уроке);
парную, групповую, которую они выполняют в течении определенного отрезка
времени. Работа над совместным исследовательским проектом, выполненным группой
учащихся.
массовая работа. Популяризация научных знаний и открытий, встречи с
интересными людьми, в том числе с деятелями науки и культуры, посещение музеев,
участие в олимпиадах и научнопрактических конференциях.
Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие интеллектуальных (в
беседах о музыке), и собственно музыкальных способностей школьников: вокально
хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха,
способностей двигаться под музыку, а также музыкальноисполнительских навыков.
В музыкальноритмической деятельности детей творчество может быть реализовано
в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного
персонажа, выборе танцевальных элементов. Например, распускающийся цветок под
музыку Э.Грига «Утро», «Путешествие на опушку леса», где детям предлагается изобразить
в движениях как они перескакивают с кочки на кочку, убегают от волка, рассматривают
цветы бабочек на полянке и и т.д.
Я веду курс внеурочной интегрированной деятельности по танцевальноигровой
гимнастике, занятия сгруппированы с целью решения запланированных проектов:«День Учителя», Грация, «Песенка за песенкой», Новогодний карнавал, Хоровод,
Великая победа, Весенний звездопад и др.
Исследовательские умения проявляются уже в обсуждении будущего номера:
Выбор характера танца зависит от цели номера, например, ко дню учителя – весёлый,
энергичный «Танец пчёлки Майи», а к 9 мая – танец «Журавли».
Выбор музыкального сопровождения. Я подготавливаю несколько предположительных
музыкальных произведений, соответствующие тематике праздника. Дети сами
определяют какие варианты подходят к номеру, с этим справляются и первоклассники.
Разработка сюжета, развития танца. В репертуаре начальной школы несложные по
сюжету танцы, но тем не менее дети на 34 году обучения могут выбрать, чем танец
можно начать, как закончить, в чём кульминация.
Подбор движений к танцу. Я увидела, что, чем больше давать инициативу
заинтересованным детям, тем больший отклик можно получить. Дети 24 года обучения
с удовольствием предлагают свои варианты движений, танцевальных связок, очень
гордятся, что в танец включили именно «их движения».
Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на
уроке музыки, что объясняется рядом причин:
1 – песенное начало российской музыкальной культуры;
2 – общедоступность хорового пения;
3 – значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.
Хоровое пение не заключается только в том, чтобы исполнять песни так, как этого
требует учитель. Соответственно рождается творческий проект.
Проекты бывают разные по своей сложности.
1. Информационные проекты направлены на добывание информации, её
анализ и обобщение.
Результат:
видеофильмы, альбомы, стенгазеты, квилт, презентации по творчеству
композиторов, истории создания музыкальных сочинений, о событиях
музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего,
будущего.
2. Исследовательские предполагают аргументацию актуальности взятой для
исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение
гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой.
Обсуждение полученных результатов.
Результат: интегрированные проекты в области исследования какоголибо направления
искусства.
3. Творческие подразумевают разработку и представление творческого
продукта.
видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по
этюды,
фонохрестоматия музыкального материала,
Результат:
выбранной теме,
музыкальный, танцевальный номер,
4. Ролевые, игровые
участники таких проектов принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результат:
Музыкально – театральная постановка, литературно музыкальная гостиная.
5. Практико ориентированные результат деятельности учащихся обязательно
ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Результат:
музыкальный словарь, памятка, документ, созданный на основе полученных
результатов исследования, программа действий, справочный материал.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи
обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.
Чаще всего я использую творческий проект.
1 класс. В рамках темы «Музыка осени» дети сочиняют мелодию, вокально
импровизируют, играют в композитора.
В декабре мы разыгрываем песню «Почему медведь зимой спит», исполняя каждую
роль дети меняют интонацию, голос для персонажа, проявляют своё творчество.
«У каждого свой музыкальный инструмент» дети исполняют свои партии на
музыкальных инструментах, поют нужные куплеты.
2 класс. На уроке «Разыграй песню» мы узнаём о значении русской народной песни,
разучиваем некоторые из них, узнаём о играхдраматизациях, разыгрываем песню
«Бояре, а мы к вам пришли».
Музицируем под песни, например, «Зимушказима».
В 3 классе, знакомясь с операми, балетами, дети выполняют декорации, эскизы
костюмов актёров.
В 4 классе через музыку, через народную песню дети в образной форме передают
настроение, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Ребятам очень нравится сочинять сказки, музыкальные истории, рисовать иллюстрации
к прослушанной музыке.В конце года в качестве обобщения, ребята оформляют афишу, на уроках обобщают
знания, выполняя квилт.
Уже в 34 классах, а затем и в средних классах, детям необходимо выполнить зачётные
творческие работы в виде кроссворда, чайнворда, филворда, написания реферата,
исследовательского проекта, причём, если в начальной школе мы учимся создавать
проект, задания выполняются по желанию, в группах, то в 57 классах по программе
Сергеевой выполнение исследовательского проекта запланировано автором.
В начальной школе на уроках я использую элементы исследования.
Например, при знакомстве с симфонической сказкой Прокофьева «Петя и волк» звучат
музыкальные фрагменты, дети определяют какой персонаж может представлен.
Слушая «Картинки с выставки», дети могут предположить, что изображено на картине.
А также провожу урокиисследования, например, «Музыка в цирке».
Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания, с
наличием некой проблемы, некого противоречия, белого пятна в истории музыки,
разночтений в жизнеописаниях жизнедеятельности композиторов, что нуждается в
желании младших школьников это изучить и объяснить.
Обращаясь к собственному опыту работы учителем музыки, могу отметить, что
использование исследовательской деятельности на уроках способствует
интеллектуальной активности младших школьников, повышению учебной мотивации,
побуждению желания создавать групповые и индивидуальные исследования.
В результате применения исследовательских методов на уроках музыки, можно
отметить, что к окончанию четвертого класса уже четко вырисовываются несколько
групп метапредметных умений младших школьников, которые формирует именно
исследовательская деятельность, организуемая учителем музыки на уроках в начальной
школе. Это умения:
исследовательские: выбирать лучшее и верное решение поставленной на уроке
проблемы;
социального взаимодействия: сотрудничать в процессе выполнения
проектов, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; оценочные: адекватно
оценивать правильность хода и выполнения действий при выполнении
исследовательских проектов; информационные: самостоятельно осуществлять поиск и
отбор нужной информации.Мой опыт преподавания позволяет сделать вывод, что использование проектной
методики обеспечивает в первую очередь повышение познавательной активности
учащихся, а также
Результативность:
Развивается творческая и исследовательская активность учащихся;
Учатся добывать знания самостоятельно, планируют свои действия, прогнозируя
возможные варианты решения стоящих перед ним задач;
Учатся самостоятельно работать со справочной, учебной и другой литературой;
Учатся собирать, обрабатывать и систематизировать материал;
Повышается словарный запас, развивается речь учащихся;
Формируется системность и глубина знаний;
Формируется конструктивное критическое мышление;
Умение создавать сообщения, презентации, фоторепортажи, фильмы (создано
большое количество презентаций и фильмов по темам уроков и региональному
компоненту);
Кроме этого, дети стали более свободны в общении, стали увереннее в себе;
Развивается навык публичного выступления;
увеличивается число детей, принимающих участие в конкурсах,
олимпиадах,
конференциях различного уровня (регионального, всероссийского, международного),
победителей и призеров.
преимущества
недостатки
высокая
заинтересованность детей,
мотивация,
связь полученных знаний с реальной
жизнью,
развитие научной пытливости,
самоконтроль
большие затраты времени на
достижение
запроектированных
целей,
невозможность
требуемые учебные знания в проект.
уложить
всеМожем сделать выводы, что именно поисковая, исследовательская активность
младших школьников на уроках музыки является одним из этих механизмов,
развивающих метапредметные умения и познавательные способности, которые могут
применяться затем на других уроках. Однако не следует всетаки забывать, что
исследовательская практика в начальной школе сама по себе – не самоцель, она лишь
продуктивное средство развития личности ребёнка, его психических функций,
совершенствования его интеллектуальнотворческого потенциала, метапредметных
умений и компетенций, его следует использовать как дополнение к другим видам
обучения.