Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
08.12.2018
Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Современная система образования должна вооружить ребёнка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я.Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым.
Итоговая работа Романова.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС Исполнитель: Стародубцева Марина  Владимировна, учитель музыки МАОУ СОШ № 94 г. Кемерово Консультант: Шаталова Ирина Леонидовна,  методист кафедры гуманитарных и  художественно­эстетических  дисциплин Кемерово 2016 Оглавление:  1. Ведение    …………………………………………………………………….   3                                                                                             Глава   1.   Универсальные   учебные   действия   как   актуальная   составляющая требований ФГОС общего образования ………………………………………  5 1.1.  Характеристики универсальных учебных действий на уроках музыки…5 1.2.   Возможности   уроков   музыки   по   развитию   познавательных   задач средствами заданий творческого характера……………………………………. 8 Глава   2.   Педагогический   опыт   по   формированию   познавательных универсальных действий на уроках музыки посредством заданий творческого характера…………………………………………………………………………. 9 Заключение……………………………………………………………………….12 Список литературы………………………………………………………….......13 Приложение……………………………………………………………………...14 3                                                            Ведение Сегодня   образование   призвано   решать   свою   главную   задачу:   закладывать основу   формирования   учебной   деятельности   ребёнка  ­   систему   учебных   и познавательных   мотивов,   умения   принимать,   сохранять,   реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у   школьников   умение   учиться,   т.е.   формировать   универсальные   учебные действия.   Современная   система   образования   должна   вооружить   ребёнка универсальными   способами   действий,   которые   помогут   ему   развиваться   и совершенствоваться.  Концепция   развития   универсальных   учебных  действий разработана на основе системно­деятельного подхода (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,   П.   Я.Гальперина,   Д.   Б.   Эльконина,   В.   В.   Давыдова)   группой авторов:   А.   Г.   Асмоловым,   Г.   В.   Бурменской,   И.   А.   Володарской,   О.   А. Карабановой,   Н.   Г.   Салминой   и   С.   В.   Молчановым.   Формирование способности   и   готовности   учащихся   реализовать   универсальные   учебные действия   позволит   повысить   эффективность   образовательного   и воспитательного   процесса   в   школе.   Проблема   развития   познавательной активности   учащихся   на   уроках   музыки   особенно   актуальна   в   настоящее время   для   построения   учебного   процесса,   т.к.   школе   необходимо   привить ученику   стремление   к   постоянному   пополнению   своих   знаний   с   помощью самообразования,   содействовать,   побуждениям   расширять   свой   общий   и специальный кругозор. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                       4 Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед учителем музыки.  Необходимость формирования универсальных учебных действий заставляет учителя   искать   средства   активизации   и   управления   учебно­познавательной деятельностью на уроках музыки. В результате изучения предмета музыка у   регулятивные, учащихся   должны   сформироваться   личностные, познавательные   и коммуникативные   универсальные учебные действия как основа умения учиться.  Цель работы:   обосновать возможности универсальных учебных действий на уроках музыки средствами заданий творческого характера.                                                                                                                                     Задачи работы:  1. Рассмотреть характеристики универсальных учебных действий школьников; 2. Раскрыть возможности уроков музыки по формированию универсальных учебных действий средствами заданий творческого характера; 3.   Описать   собственный   педагогический   опыт   по   формированию универсальных   учебных   действий   учащихся   на   уроках   музыки   средствами заданий творческого характера; 5 Глава 1. Универсальные учебные действия как актуальная составляющая требований ФГОС общего образования 1.1. Характеристики универсальных учебных действий на уроках музыки Развитие   универсальных   учебных   действий   в   системе   общего   образования отвечает   новым   социальным   запросам.   Целью   образования   становится общекультурное, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.   личностно   познавательное   развитие   учащихся, В   связи   с   тем,   что   приоритетным   направлением   новых   образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования,   актуальной   задачей   становится   обеспечение   развития универсальных   учебных   действий   как   собственно   психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением   предметного   содержания   конкретных   дисциплин.   Важнейшей задачей   современной   системы   образования   является   формирование универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   школьникам   умение учиться, способность к самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Формирование   способности   и   готовности   учащихся   реализовывать универсальные   учебные   действия   позволит   повысить   эффективность образовательно­воспитательного процесса. Образовательный   процесс  осуществляется   на основе   учебников,  в которых связь  универсальных   учебных   действий  с  содержанием   учебных  предметов отчётливо выражена. В сфере личностных универсальных учебных действий будут   сформированы   внутренняя   позиция   обучающегося,   адекватная мотивация   учебной   деятельности,   включая   учебные   и   мотивы, ориентация на моральные нормы и  их выполнение.   познавательные                                                                                                                                    6 В сфере регулятивных универсальных учебных действий  учащиеся овладеют всеми типами учебных действий,  направленных на организацию своей работы, включая   способность   принимать     и   сохранять   учебную   цель   и   задачу, планировать   её   реализацию,   контролировать   и     оценивать   свои   действия, вносить   соответствующие   коррективы   в   их   выполнение.   В   сфере   учащиеся   научатся познавательных   универсальных   учебных   действий   воспринимать   и  анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты  — тексты, использовать знаково­символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.   В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий ученики   приобретут   умения   учитывать   позицию   собеседника   (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,   адекватно   воспринимать   и   передавать   информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими   компонентами   которых   являются   тексты.   Так   содержание   и методическая   концепция   учебного   предмета   «Музыка»   позволяют формировать   виды   универсальных   учебных   действий   в   процессе   развития музыкально­творческой деятельности школьников. Вместе   с   тем,   осознание   музыкального   искусства   как   особой   области культуры,   открывающей   и   сохраняющей   главные   человеческие   ценности, позволяет   акцентировать   внимание   на   развитии   личностных   компетенций учащихся. Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее   народ   и   историю   осуществляется   в   процессе   приобщения   детей   к отечественной   музыкальной   культуре   ­   выдающемуся   явлению   в   мировом музыкальном искусстве.                                                                                                                                     7 Уважительное   отношение   к   культуре   разных   народов   формируется   в   ходе знакомства  с национальными  музыкальными  традициями, выявления общих тенденций   развития,     общности   нравственных,   ценностных,   эстетических установок. В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование   у   школьников   универсальных   познавательных   действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев,   анализ   музыкальных   явлений   с   целью   выделения   существенных признаков, систематическое составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причин следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логических рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается   посредством   оперирования   разными   типами   тесно   связанных между   собой   моделей:   пластической,   графической,   вербальной,   знаково­ символической.   Данные   модели   позволяют   школьникам   выделять существенные   характеристики   изучаемой   музыки,   сравнивать   различные фрагменты   звучания   произведения,   выявлять   своеобразие   этапов   развития музыкальной   драматургии,   свободно   оперировать   разными   вариантами звучания   образов,   формируя   у   школьников   умение   подробно,   выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности. Формирование   у   школьников   коммуникативных   универсальных   учебных действий   обеспечивается   содержанием   учебного   материала   и   системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых отстаиваются главные ценности жизни: свобода   и   независимость   своего   народа,   родной   земли,   счастье   родных   и близких.                                                                                                                                    8 1.2.   Возможности   уроков   музыки   по   развитию   познавательных   задач средствами заданий творческого характера Эффективным   считается   то   обучение,   которое   ведёт   за   собой   развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, так и творческих   способностей.   Формировать   познавательные   универсальные действия учащихся можно и на уроках музыки, предлагая им разнообразные задания   творческого   характера.   Для   осуществления   развивающих   целей обучения   я   стараюсь   активизировать   познавательную   деятельность учащихся,   создать   ситуацию   заинтересованности.   Основным   источником стимуляции   познавательного   интереса   является   содержание   учебного материала,   которое   несёт   учащимся   неизвестную   ранее   информацию, вызывающую   чувство   удивления.   Методика   работы   предусматривает взаимодействие между учащимися в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в объединении усилий при выполнении творческого задания («разыграйте с ребятами в классе...», «инсценируйте   фрагмент   оперного   действия»,   «исполните   фрагмент симфонии»   и   др.);   в   совместном   поиске   ответа,   требующего   догадки, коллективно­распределительной   деятельности   при   работе   в   группах; проведении экспериментов, выполнении заданий направленных на выработку привычки   прислушиваться   к   мнению   одноклассников   («напой   ребятам   в классе   сочиненную   тобой   мелодию,   поймут   ли   они   тебя?»,   «сравни   свои варианты   мелодии   с   композиторскими»,   «найди   с   ребятами   в   классе подходящие   движения   ...»)   и   т.д.   Регулятивные   универсальные   учебные действия   формируются   в  ходе   выполнения   заданий,  в   которых   школьники учатся: по  значкам­заголовкам  и  заданиям   понимать и принимать   учебную задачу;   контролировать   и   оценивать   свою   учебную   работу:   формировать замысел и реализовывать его в исполнении.                                                                                                                                    9 Глава   2.   Педагогический   опыт   по   формированию   познавательных универсальных   действий   на   уроках   музыки   посредством   заданий творческого характера Опираясь   на   свой   опыт   работы,   хочу   рассказать   о   некоторых   видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся,   прежде   всего,   происходит   на   уроке.   На   своих   уроках   включаю проблемные   ситуации,   позволяющие   школьникам   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему,   использую   схемы­опоры,   таблицы, сигнальные   карточки,   раздаточный   материал,   занимательные   упражнения. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство ­ причину познавательного интереса я использую следующие приемы:  1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;   2)   положительный   эмоциональный   настрой,   через   создание   на   уроке доброжелательной   атмосферы   доверия   и   сотрудничества,   яркую   и эмоциональную речь учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку   результата   деятельности,   вопросы,   требующие   многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);   4)   занимательность,   необычное   начало   урока,   через   использование   игровые   и   соревновательные   формы, музыкальных   фрагментов, юмористические минутки. Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации   (мотивационно   –   целевой   блок)   применяю:   1)   прерывание   и незавершённость   учебной   деятельности,   через   создание   ситуации   дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;                                                                                                                                  10 2)   предоставление   права   выбора,   через   разноуровневые   задания, дозированность домашнего заданий, совместное планирование деятельности на   уроке,   варьирование   заданий   по   степени   значимости,   прерывание   и незавершённость деятельности;   3)  практическая  направленность, через   соотнесение  учебного  материала  с конкретной   жизненной   ситуацией,   определение   значимости   изучаемого материала.   Формирование   учебной   деятельности,   которая   характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов:  1)   включение   учащихся   в   коллективную   деятельность,   через   организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок". 2) необычная форма преподнесения материала. 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию   обучения   от   учащихся,   создание   ситуации   дефицита   знаний, установление противоречий;   4)   сотрудничество   на   уроке,   через   совместное   решение   проблемы   и разрешение   противоречий,   эвристическую   беседу,   учебную   дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;   5)   привлечение   учащихся   к   оценочной   деятельности,   через   организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;   6)   стимулирование   деятельности,   через   оценку,   благодарность,   словесное поощрение,   выставку   лучших   работ,   оказание   учителем   незначительной помощи, усложнение заданий.                                                                                                                                  11 Такие   формы   работы   помогают   мне   развивать   у   ребят   интерес   к   учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь товарищу.  Главный   акцент   должен   быть   поставлен   на   активном   включении   в деятельность самих детей. Так, например, в разделе «Гори, гори ясно» во 2 классе.   На   уроке,   посвящённом   русским   народным   инструментам,   можно присоединиться к исполнению оркестра, подобрав, из имеющихся в классе, музыкальные инструменты и сочинив для них исполнительскую партию. Дети предлагают   инструменты,   на   которых   они   могли   бы   сыграть,   для   каждой группы   инструментов,   из   знакомых   детям   приёмов   исполнения,   создаётся исполнительская партия, все партии соединяются в партитуру.  Цель   учащихся   ­   сыграть   вместе   с   оркестром   русскую   народную   песню «Калинка».   В   результате,   создавая   собственный   аккомпанемент,   они знакомятся с новым понятием «партитура», правилами создания партитуры. «Учебное   задание».  Такие  задания   направлены   на  поиск   путей  и   способов получения   результата.  Их   цель   пробудить   у   детей   потребности   научиться, освоить, совершенствовать. Результатом должно стать  изменения в способах работы   с   этим   материалом.   В   теме   «Как   сложили   песню(4­й   класс)   на страницах рабочей тетради учащимся предлагаются тексты русских поэтов, на   которые   могут   быть   сочинены   мелодии   песни.   С   чего   начать   сочинять песню?   Как   её   сочинять?   Ранее   учащиеся   сочиняли   мелодии   на   тексты закличек, колядок. Поэтому они без труда вспоминают, что они делали, ход своих   действий,   необходимые   правила.   В   тех   сочинениях   правила определялись самим жанром. Теперь правило жанра отсутствует. Это и есть тот   неизвестный   аспект   условия.   Творческие   задания.     Они   активизируют творческое   мышление   учащихся.   Требованием   выполнения   таких   заданий является оригинальность результата и его убедительность.                                                                                                                                  12                                                       Заключение Решая поставленные задачи, я постаралась обосновать возможности уроков музыки   по   формированию   познавательных   универсальных   действий средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную роль   в   обучении   музыки   играет   целенаправленная   работа   по   развитию   у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: ∙ интеллектуальных (обобщать, сравнивать и др.); ∙познавательных   (учебно­познавательных   мотивов,   умений   принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и достигать их); ∙   организационных   (организовать   сотрудничество   и   планировать   свою деятельность); В   работе   был   представлен   мой   педагогический   опыт   по   проблеме формирования   познавательных   универсальных   действий   школьников   на уроках музыки посредством заданий творческого характера.  Можно сделать вывод, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Творческий подход к   детям   поможет   решить   ряд   задач,   а   именно:   развить   самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между учителем и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. Работая в школе, убеждаешься в том, что она сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Значит, школа должна готовить своих учеников к  жизни. Поэтому   сегодня   важно   не   столько   дать   ребёнку   как   можно   больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько   вооружить   его   универсальными   способами   действий,   которые помогут   ему   развиваться   и   самосовершенствоваться   в   непрерывно меняющемся обществе.                                                                                                                                  13                                   Список используемой литературы 1.  Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. ­ 151 с.  2. Музыка [Текст]: рабочие программы: 1­4 классы: пособие для учителей общеобразоват.   учреждений   /   Г.   П.   Сергеева,   Е.   Д.   Критская.   ­   М.: Просвещение, 2011. ­ 64 с. 3.   Стасько,   А.В.   Личностно­ориентированное   обучение   –   средство формирования познавательной активности учащихся [Текст] / А. В. Стасько // Начальная школа. ­ 2011. ­ №1. – с. 28­33  4.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования второго поколения. М., 2011.   5. Шаповалов, В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации [Текст] / В.В. Шаповалов, // Начальная школа.  ­2009. ­№7.­ с.26­29. 6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М­во образования и науки Рос. Федерации.­ М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018