Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.
Оценка 5

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Оценка 5
Педсоветы
doc
русский язык
Взрослым
01.06.2017
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.
Выступление на МО. doc.doc
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5­6 классах.        Одна из основных задач современного образования­ научить школьника  использовать предметные знания в различных жизненных ситуациях.        Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась,  прежде всего, на технологии     проблемно­диалогического обучения. Она  эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное  открытие новых знаний и их творческое усвоение.  Данная технология  предполагает проблемное введение материала через создание проблемной  ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:   ­ технологию постановки учебной проблемы, которая обеспечивает  формулирование учениками вопроса для исследования  ­ технологию поиска решения проблемы, которая позволяет  организовать «открытие» знаний учащимися.  Применение этих методов позволяет включить учащихся в творческую  учебную деятельность, направленную на результат.        В своей практике использую следующие приемы постановки проблемы: ­ с помощью диалога побуждаю учеников осознать противоречие и  сформулировать проблему ­ ученик сам осознает проблему и формулирует ее        Когда проблема сформулирована, включаю учащихся в активный поиск  решения проблемы. Это происходит через выдвижение гипотез и их проверку.  Использую следующие приемы выдвижения и проверки гипотез: ­ с помощью диалога побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы ­ ученики сами выдвигают и проверяют гипотезу.         Как показывает практика, данные проблемные методы обеспечивают  познавательную мотивацию учеников, осознанное понимание материала  большинством учащимися.        Например, при изучении темы «Буквы О, Ё после шипящих в корне  слова» учащимся было предложено учебное задание: вставить пропущенные  буквы в слова. 1)  Б__чка, м___д, л___дка, т___плый, л___гкий                2)  Ж___лтый, ш___пот, ч___рный, ш___рох, крыж___вник    Для выявления противоречия и постановки проблемы поставлен ряд  вопросов: ­ Где находится орфограмма? Что общего в словах первой и второй строк? В чем разница? ­ В каком случае возникла проблема выбора буквы? Почему не смогли  выполнить задание? В чем трудность? (побуждение к осознанию  противоречия) ­ Назовите опознавательный признак орфограммы. ­ Сформулируйте тему и проблемную задачу урока (побуждение к  формулированию проблемы) ­  Есть ли в классе гипотезы, каковы   условия выбора орфограммы?  (побуждение к выдвижению гипотез)    После этого учащиеся включаются   в активный поиск решения проблемы.  Когда тема и задача урока сформулированы, определены отличительные  черты слов 2­х рядов, ребятам предлагается следующее учебное задание: К словам 2­го ряда: Жёлтый­шёпот­чёрный­шорох­крыжовник ­ Подберите к каждому слову 1­2 однокоренных.  Выделите корень. Какую  особенность заметили?  Сформулируйте самостоятельно правило, назовите условие выбора орфограммы.    В основе данной проблемной ситуации лежит противоречие между  необходимостью и невозможностью выполнить задание. Учащиеся  самостоятельно при помощи побуждающих вопросов определяли тему,  формулировали проблему и находили ее решение.     При изучении темы «Буквы А­О в корнях РАСТ, РАЩ, РОС» создается  проблемная ситуация, которая вызывает у учащихся реакцию «затруднения»,  «удивления». Учебное задание.   Растение, заросли, выращенный, расти, растянуть, росла.  Найдите лишнее слово в ряду и определите, почему оно лишнее.  Как называются такие корни? Какие корни встретились?  Проанализируй правописание оставшихся слов.  Где находится  орфограмма? Удивило ли вас что­то в этих словах? Что интересного  заметили? (предъявление противоречивых фактов)  Какую учебную задачу нам предстоит решить? После формулировки проблемы организуется работа по выдвижению  гипотез и их проверке, в данном случае последовательный вариант:  учащиеся выдвигают гипотезу (чаще всего ошибочная гипотеза –проверка  ударением; она проверяется, потом другая гипотеза – и так до появления  решающей.   В результате учащиеся находят закономерности в написании А­О  в корнях, формулируют выводы.      На уроках литературы мы продолжаем формирование УУД.  И здесь очень  помогают сделать уроки интересными такие приёмы, как инсерт и синквейн. Они многим уже знакомы. Приём инсерт чаще используется при изучении  теоретического материала, биографий писателей, а синквейн, конечно, при  изучении художественных текстов. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и  свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий  развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи,  чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.  Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое  означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5  строк, где:      Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение  к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Изучая такие прозведения, как «В дурном обществе» В.Г.Короленко,  «Медной горы Хозяйка» П.П.Бажова, учащимся была предложена обучающая  схема «Линия времени», которая помогает проанализировать деятельность и  оценить поступки литературного героя:  5) Я подумал, я понял (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его  личное восприятие)  4) Автор сказал (какую оценку герою, его поступкам дает автор)  3) Герой сделал  2) Герой подумал (познание произведения через мысли героя, обучающийся  узнает, что представляет собой герой)  1) Герой пришел (раскрытие сюжета, что происходит в рассказе).  Работа со схемой «Линия времени» позволяет формировать умение  самостоятельно учиться, добывать знания, анализировать, сравнивать,  обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017