Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 5

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
26.11.2017
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
ФГОС второго поколения предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания оптимальных условий для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальных учебных действий .
формирование УУД на уроках русского языка.docx
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе Новые   социальные   запросы,   отраженные   в   тексте   ФГОС,   определяют   цели образования   как   общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Современная тенденция развития образовательного процесса в российской школе требует  переход от формирования определенных знаний, умений, навыков, к умению учиться. ФГОС второго поколения предполагает полноценное освоение учащимися всех  компонентов учебной деятельности, ускоренного совершенствования образовательного  пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и  познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми  учащимися при активном развитии универсальных учебных действий . Что же мы понимаем под универсальными учебными дейcтвиями? Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия,  порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания  и мотивацию к обучению.  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,  т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта.  Сегодня очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут  ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе Универсальные учебные действия ­ это навыки, которые надо закладывать в начальной  школе на всех уроках.  . Три постулата заложены в основание новой технологии урока:  1. «Урок   есть   открытие   истины,   поиск   истины   и   осмысление   истины   в совместной   деятельности   детей   и   учителя». Урок   дает   ребенку   опыт   групповой интеллектуальной деятельности. 2. «Урок   есть   часть   жизни   ребенка,   и   проживание   этой   жизни   должно совершаться   на   уровне   высокой   общечеловеческой   культуры». Педагог   должен   иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». 3. Учебный   предмет   «Русский   язык»   обеспечивает   формирование   личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных   связей.   Ориентация   в   морфологической   и   синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв   обеспечивает   развитие   знаково­символических   действий   —   замещения   (например, звука   буквой),   моделирования   (например,   состава   слова   путем   составления   схемы)   и преобразования модели (видоизменения слова). Русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной  программы, но и средством обучения другим дисциплинам, требует тщательной подготовки, продумывания целей и задач урока, отбора заданий, требующих не  механического зазубривания, а включения активного мыслительного процесса  В своей практике,  я всегда стараюсь использовать наиболее эффективные методы и  приемы формирования УУД. Большую роль в становлении ребёнка школьником играют регулятивные УУД. Для начала  давайте выясним какие виды мы отнесём к регулятивным УУД .  Виды регулятивных УУД: целеполагание, планирование, осуществление  учебных действий, прогнозирование, контроль  и  самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Рассмотрим примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД. Задание 1. На доске заглавные буквы: Б Н А Г Т ­ Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив  их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.) ­ Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.  Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось? (Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что  в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. Какой вид регулятивных  ууд мы формируем при выполнении данного задания? (Осуществление  учебных действий,  коррекция, самоконтроль) Задание 2. Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу с образцом на  доске кочка, цапля, дочка, коньки  (Умение контролировать результат работы с эталоном на доске) Для развития регулятивных УУД на уроке русского языка» применяю следующие задания: «Преднамеренные ошибки»; Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в  них ошибки. 3) ВУКПРЛАПАТААЖЮТР (лопата) МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)  (Умение контроля и коррекции) Задания, направленные на формирование познавательных УУД. Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой  информации, моделирования изучаемого содержания. Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:– на что  похоже?;  –– сравни; – найди отличия;   поиск лишнего;  – составление схем­опор; активное  использование технологии развития критического  мышления (кластер, синквейн) – работа с разного вида таблицами и словарями. В ходе урока применяю варианты заданий: для трёх групп, например: 1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень. 2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов. 3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы. Можно предложить и общее задание для всех категорий учащихся. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами. [й'ош ]– ёж, [сапаг'и]­ сапоги , [л'иса] ­ лиса, [стол] –стол. ­ Раздели текст на предложения. ­ Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить. Задания на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным признакам. Цель выполнения таких заданий состоит в   умении находить существенные признаки для  обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в  которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов  ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. Например : сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько  вариантов группировки: машина, бабушка, ветер, молоко. ночь.  В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в  начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию  орфограмм; по количеству слогов. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,  слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную  деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь  договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку  друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Очень эффективна работа в паре. Это выполнение самостоятельно задания с последующей  проверкой результатов друг друга • Поочередное выполнение общего задания • Обмен  заданиями: выполнение заданий, подготовленных другими учащимися Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно  предложить следующие виды заданий: – придумай задание соседу по парте; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса;  – составь рассказ от имени героя; – отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда; кластера, синквейна Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга.  В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга. ­Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему? Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать  следующие виды заданий:  – участие в проектах, исследованиях; – мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания; – подведение итогов урока. Данные задания способствуют: ­ овладению  всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планированию  ее реализации контролю  и оценке своих  действий, вносить соответствующие коррективы в их  выполнение. Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят  рассуждения, устанавливают аналогии. Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это  требование времени.  Современное общество запрашивает человека обучаемого,  способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя ­ помнить, что все ученики ­ звезды, маленькие и большие, близкие и  далекие, но одинаково красивые и каждая звездочка выбирает свою траекторию полета.

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017