Здоровый образ жизни - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Знание данных технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя.
Формирование навыков здорового образа жизни.doc
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ
РЕАЛИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОГРАММ.
Тему здоровья переоценить невозможно. И уже давно ни для кого не секрет, что
здоровье – это самое главное богатство человечества. Ведь только человек,
обладающий этим богатством, способен быть настоящим творцом собственной
судьбы.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от
наследственности, на 5% от медицины. Остальные же 85% в руках самого человека.
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его
укреплению. И, конечно, именно забота о физическом состоянии человека
приобретает особую значимость в наше, не совсем простое с экологической точки
зрения, время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к
сохранению собственного здоровья, понимая, что средством для выполнения этой
задачи является ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни это целый комплекс условий, обеспечивающий и
поддерживающий здоровье человека на высоком уровне. Подготовка ребенка к
здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать
приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Знание данных технологий – важная составляющая профессиональной технологии
использующий
компетентности
здоровьесберегающие технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления
современного
Учитель,
учителя.
обучающихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое
воображение, формируется мышление, свобода суждений. Этого можно добиться
разными способами: уделяя особое внимание непосредственному обучению детей
элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам –
оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика и др.); прививая детям
элементарные навыки гигиены; используя в процессе обучения и воспитания
физкультминутки, динамические паузы, не забывая при этом про проветривания и влажную уборку помещений; чередуя занятия с высокой и низкой активностью;
организовывая двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной
физкультурой, подвижные игры); массовые оздоровительные мероприятия
(тематические праздники здоровья, выход на природу) и многое другое.
Но всё это будет действовать при условии постоянного контроля со стороны
взрослых. А как добиться того, чтобы каждый обучающийся сам, без малейшей
подсказки со стороны умел заботиться о своём здоровье. Ведь все мы прекрасно
понимаем, что отношение учащихся к своему здоровью существенно отличается от
отношения взрослых. Так, по результатам анкетирования, проведённого среди
обучающихся 47 классов, выяснилось, что современные дети и подростки довольно
высоко ставят ценность здоровья. Но при попытке заглянуть чуть глубже, выявить,
для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят смысл, выяснилось,
что многие из них рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать
все возможные удовольствия от жизни – и не испытывать никаких неприятных
ощущений, не сталкиваться с последствиями своих действий.
Это связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», за исключением детей с
Неспособность прогнозировать
серьёзными хроническими заболеваниями.
последствия своего отношения к здоровью, обуславливает, в свою очередь,
неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и
профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Поэтому, по моему мнению, одним из наиболее эффективных путей
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является
направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа обучающихся,
способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе. Знание основ
здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это
не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и
образовательном учреждении. Приоритетное значение имеет нравственная
составляющая здоровья и здорового образа жизни. Для нормального развития
ребёнок должен осознать себя не пассивным исполнителем (или даже только
потребителем), а творцом своей жизни, создателем своего здоровья, а также осознать право других людей быть такими же создателями. И работать в этом направлении
педагоги и дети должны только совместно. Надо только вооружить ребенка
образовательными технологиями, способствующими наиболее полноценному
развитию. Результат – осознанное и бережное отношение детей и подростков к
своему здоровью.
Поэтому необходимо внедрять в современных школах специальные
программы, обеспечивающие формирование у подрастающего поколения ценностных
установок по отношению к собственному здоровью, формируя у детей и подростков
культуру здоровья. И одной из таких программ является программа «Выбираю
жизнь», которая успешно реализуется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 102» г. Саратова с 2009 года. Данный проект направлен на мотивацию здорового
образа жизни и формирование индивидуального способа физического
самосовершенствования. После завершения проекта учащиеся смогут определить для
себя факторы, укрепляющие здоровье, задуматься о факторах, разрушающих
здоровье. В ходе изучения данного курса обучающиеся получают информацию об
отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления
наркотическими веществами, о причинах заболевания и путях возможного
выздоровления, учатся позитивному общению с окружающими их людьми. Помимо
этого обучающиеся учатся управлять своими переживаниями и разрешать
возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, не прибегая при этом к
алкоголю или наркотикам. И, конечно же, обучающимся прививаются навыки,
которые позволят им сопротивляться различным негативным явлениям. Детей учат
соблюдать законы и жить без насилия. А также всегда делать только свой
собственный выбор. В рамках программы предусмотрены не только индивидуальные
занятия и консультации для обучающихся, но и индивидуальная работа педагога
психолога с обучающимися, а также привлечение медицинских работников и
работников правоохранительных органов, проведение интеллектуальных марафонов
"Хочу жить в здоровой среде" и фестивалей презентаций "Я за здоровый образ
жизни". Особое внимание уделяется повышению компетентности родителей в
вопросах сохранения здоровья детей путём проведения родительских собраний и лекториев. Помимо этого предусмотрены еженедельные консультации для родителей
по вопросам здоровья детей, классные часы по темам формирования у обучающихся
навыков здорового образа жизни и многое другое.
Успешность внедрения данной программы в учебный процесс подтверждается
результатами социологических опросов, ежегодно проводимых в нашей школе. Так,
количество детей, получивших в 2013 году вакцину от гриппа, возросло на 25 % по
сравнению с 2012 годом. Вовлечение обучающихся в активную деятельность по
пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни в семье и среди
сверстников также дало хорошие результаты: если в 2009 году 20% обучающихся
имело вредные привычки, то в 2012 учебном году этот процент снизился до 5%.
В заключение хочется вспомнить, что на протяжении многих веков главной и
единственной задачей врачей было лечить больных. В последнее время в медицине
появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. И
помочь в этом смогут современные школы. Любое общеобразовательное учреждение
должно и может стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их
деятельность будет носить оздоровительнопедагогическую направленность и
способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Литература:
Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, традиции,
профилактика. М.: Моск. гор. Фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004г.
Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.
Здоровый дошкольник:
оздоровительные технологии XXI века. – М.,2001.
Как помочь ребенку, употребляющему ПАВ. Книга для родителей. Под ред.С.В.
Алексеева, Б.П. Иванова, А.К. Колеченко СПБ: СПбГУПМ, 2001
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. М., 1994
Новые санитарноэпидемиологические правила и нормативы для учреждений
дополнительного и профессионального образования. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М.: ТЦ
Сфера, 2005
Психология здоровья: Учебник для вузов под. ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003 Рудестам К. Групповая терапия. СПб., 1998г.
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Мн.:
Книжный Дом, 2003
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.