Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»
Оценка 4.7

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл
09.04.2018
Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»
Хочется поделиться опытом работы с первоклассниками по программе "Азбука здоровья". Думаю, этот материал будет полезен для учителей начальных классов. Такие занятия в игровой форме станут фундаментом знаний, так как во втором классе продолжается изучение этих тем. Кроме того, программа охватывает здоровьесберегающие технологии: облегченные массажи, гимнастики, музыкальные физминутки.Советы для учителей в работе по программе "Азбука здоровья"
обмен опытом.docx
Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья» Кутилова Н.И. МБОУ ДО «Коношский РДДТ» Т: 8 900 920 09 55 детское объединение «Азбука здоровья» Аннотация. Данная   статья   рассказывает   об   опыте   кружковой   работы   по   дополнительной общеразвивающей   программе   «Азбука   здоровья»   и   предназначена   для   педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов, ведущих кружковую работу. Статья раскрывает актуальность здоровьесбережения на современном этапе, помогает решить проблему   сохранения   здоровья   детей   через   совместную   деятельность   школы   и дополнительного образования в увлекательной игровой форме. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим   технологиям,   примеры   которых   приведены   в   приложении   к   статье. Основное   содержание   заключается   в   рекомендациях   по   формированию   правильного отношения ребенка к своему здоровью. 1. Введение. Современное,   быстро   развивающееся   образование,   предъявляет   высокие   требования   к обучающимся и их здоровью.   Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения   обучающихся   к   собственному   здоровью   и   здоровью   окружающих.   «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека».(Гиппократ (ок. 460 до н.э.—356 до н.э.) — древнегреческий врач)   Проблемы   сохранения   здоровья   детей   стали   особенно   актуальны   в   нашей   стране   на современном этапе. Идея здоровьесбережения детей в образовательных организациях общего образования  –   красная   нить   национального   проекта   «Образование»,   президентской инициативы   «Наша   новая   школа»,   ФГОС.     Поэтому   учреждения   дополнительного образования могут подключиться к решению этой задачи совместно со школами. Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром, это самая большая ценность. «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто!» (Сократ). Мне хочется поделиться  опытом работы по программе «Азбука здоровья».    По   результатам   соцопроса   родителей   было   выявлено,   что   большинство   родителей уверены,   что   необходимо   вести   работу   по   оздоровлению,   считают   это   направление первоочередным.   Становится   очевидным,   что   здоровьесберегающие   технологии   позволяют параллельно   решать   задачи   охраны   здоровья   детей,   как   в   психологическом,   так   и физиологическом   аспектах.   Поэтому   задача   педагога   –   обучать   детей   сохранению   своего здоровья так, чтобы обучение для них было радостью. Я разработала программу «Азбука здоровья», включающую блоки: «Я и мое здоровье», «Мой   организм»,   «Безопасность».   Подобрала   диагностический   инструментарий.   Занятия кружка проходят один раз в неделю в 1 классе на базе Лесозаводской СШ. Так как я начинала 1 работать   по   этой   программе   с   дошколятами,   то   все   занятия   провожу   с   элементами   игр. Первоклассники   в   игровой   форме   ненавязчиво   получают   знания   и   лучше   их   усваивают. Считаю,  что ребенок будет здоровым, ловким, выносливым, принимать правильное решение в случае опасности, когда будет знать Азбуку здоровья. Азы этой азбуки важно заложить в детстве.  «Забота   о   здоровье   –   это   важнейший   труд   воспитателя.   От   жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А.Сухомлинский)   В   программе   реализуется   основная   методическая   идея,   что   с   формированием правильного отношения ребенка к своему здоровью, у него закладываются основы культуры поведения, воспитываются положительные привычки, приобретаются навыки профилактики здоровья.Стараюсь,   чтобы   урок   приносил   оздоровительный   эффект,   поэтому   постоянно включаю   физминутки   на   коррекцию   позвоночника,   стопы,   зрения.   Дети   очень   любят музыкальные   физминутки.   Чтобы   не   навредить   здоровью,   а   принести   пользу,   использую легкие   игровые   массажи,   дидактические   игры.   В   этом   «изюминка»   моей   программы. (приложение № 3. Банк здоровья.) 2. Основная часть.  Внеурочная   деятельность   является   обязательным   компонентом   ФГОС,   которая рассматривается   как   специально   организованная   деятельность   обучающихся   в   рамках вариативной части образовательного плана. Цель программы: формирование у детей правильного отношения к своему здоровью. Определила задачи для достижения цели.  (приложение №1 Задачи)    Программа построена в   соответствии с Федеральными государственными стандартами и направлена на формирование универсальных учебных действий (приложение №2).  Спланировала предметные результаты на конец года: Дети должны иметь элементарные знания : ­ о значении отдельных органов ­ о первичной профилактике заболеваний ­ о строении организма ­ о здоровом образе жизни ­ о санитарно­гигиенических правилах ­ о режиме дня  ­ о здоровом питании и пользе витаминов ­ о защите экологии, лекарственных и опасных растениях ­ о том, как вести себя в экстримальных ситуациях Должны уметь: 2 ­ соблюдать правила гигиены ­ ввести в норму жизни положительные привычки: чистить зубы, делать зарядку, мыть руки с мылом ­ использовать упражнения по закаливанию организма и профилактике заболеваний ­ рассуждать, обобщать, делать выводы ­ анализировать свои поступки и поступки других, управлять своими чувствами. На занятиях использую элементы различных инновационных технологий: 1.Метод   игры.   Игра   выступает   самостоятельным   видом   развивающей деятельностишкольника, является главной сферой общения детей.             2. Проблемно­поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы )            3.Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным   и   неправильным;   разветвленное   программирование:   выбор   одного   ответа   из нескольких, алгоритм – система)   4.Метод   эмоционального   стимулирования   (создание   ситуации   успеха   в   обучении, поощрение) 5.Элементы здоровьесберегающих технологий. Занятия   носят   научно­образовательный характер.   Основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного общения, опыты, игра. Формы   работы:  Занятия­путешествия,   эксперименты,   виртуальные   путешествия, викторины,   конкурсы   рисунков   по   темам,   брейн­ринг,   тест­опрос,   дидактические   игры, кроссворды. Связующим элементом занятий служит пословица: «Здоров будешь, все добудешь», с которой начинается каждое занятие. Чтобы обучение шло не навязчиво, интересно, часто используются различные персонажи, игрушки, с которыми дети отправляются в виртуальные путешествия,   решают   какие­либо   проблемы,   экспериментируют.   Для   лучшего   овладения навыками   ЗОЖ   программа   насыщена   подбором   специальных   игр   и   игровых   заданий   в доступной и занимательной форме. Так,   виртуальное   путешествие   в   город   Здоровья   дети   совершают   со   сказочными персонажами: феей Чистоль, доктором Нехворайка, официанткой Вишенкой, дети знакомятся с   достопримечательностями   города,   постигают   смысл   пословицы   «Здоров   будешь   –   все добудешь», узнают о значении закаливающего фактора. С помощью дидактических игр знакомятся со строением клеточки, находят отличия ребенка от взрослого, соотносят человека как часть природы, определяют, что такое хорошо и   что   такое   плохо,   учатся   ухаживать   за   собой,   вырабатывают   привычку   к   порядку   и организованности, соблюдая режим, упражняются в выработке правильной осанки. Появление игрушки Карлсона дети воспринимают как собеседника, стараясь ему помочь, составляют правила здорового питания, раскладывают по «корзинам» полезные и вредные продукты. С 3 Мойдодыром и его друзьями знакомятся с санитарно­гигиеническими нормами, с предметами личной гигиены, отмечают важность соблюдения правил здорового сна для отдыха организма. Раздел программы «Я и мой организм» дает элементарные знания детям о строении и назначении органов чувств, внутренних органов, закрепляют «золотые правила» через игры: «можно­нельзя», «угадай­ка»; знакомит с различными здоровьесберегающими технологиями, помогая   правильно   ухаживать   за   собой.   Каждое   занятие   по   изучению   органов   чувств, внутренних   органов   ­   это     экспериментальная   деятельность,   в   результате   которой   дети самостоятельно делают выводы. Закрепление знаний осуществляется с помощью путешествия по станциям, опытнической работы, разгадывания кроссвордов. Раздел «Безопасность» помогает детям уточнить, откуда берутся болезни, побывать в роли   врача,   («кто   больше   знает»,   «помоги   себе   сам»)   выяснить,   когда   грозит   опасность, учиться   правилам   безопасности   в   экстримальных   ситуациях,   воспитывать   экологическую культуру. Эти занятия тесно связаны с жизненным опытом, что помогает детям правильно делать вывод, разбирая ситуации о поведении в транспорте и на улице, во время пожара. («чем опасен огонь», «огонь – враг, огонь – друг») Дети уточняют, когда лекарства – друзья, когда – враги, учатся мерам предосторожности, оставаясь дома без взрослых. Знакомятся с растениями   луга   и   огорода,   народной   медициной,   фитотерапией,   что   способствует экологическому воспитанию. На всех занятиях использую здоровьесберегающие технологии. Дети очень любят видео и   музыкальные   физминутки,   массажи   («борщичок»,   «чтобы   горло   не   болело»),   смену деятельности, хороводные игры, угощение витаминками. Все это помогает провести занятие так, чтобы дети не только получили знания, но и отдохнули,так как к концу недели они уже устают, да и внеурочная деятельность проводится после всех уроков основного расписания. 3.Заключение.  По результатам диагностики к концу года значительно повысился «высокий уровень знаний» и снизился процент «низкого уровня знаний». У  детей  появилась   мотивационная   потребность   изучения  вопросов   оздоровления,   которая проявилась в рисунках, конкурсах, где дети участвовали вместе с родителями. Использование   на   занятиях   элементов   здоровьесбережения:   видео   и   музыкальные физминутки,   массажи,   смена   деятельности   –   помогают   предохранить   от   уставаемости. Большое   внимание   уделяю   формированию   культуры   общения   детей,   этому   способствует работа в группах, парах. Улучшить работу по программе помогает тесное сотрудничество с родителями. Для родителей систематически обновлялись «Тематические рюкзачки», где можно было получить различную   информацию   по   оздоровлению   детей,   практический   материал   по   закреплению различных   массажей,   упражнений   по   оздоровлению   детей.   Раз   в   месяц   проводились развлечения. Участвуя в различных играх, конкурсах вместе с родителями, дети получали огромный заряд положительных эмоций.   В   результате   работы   по   программе   дети   узнали   много   нового,   каждый   старался поделиться своим рецептом оздоровления, дети упражнялись в разыгрывании экстримальных ситуаций,   отыскивая   верный   способ   решения.   Главным   результатом   является   осознание детьми   необходимости   заботы   о   своем   здоровье   и   выработки   форм   поведения,   которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. 4 Работая по программе, из года в год пополняется учебно ­ методический комплекс: отшлифовываются   конспекты   занятий,   добавляется   демонстрационный   материал, дидактические   игры.   В   последнее   время   значительно   усовершенствовался   УМК видеофильмами,  презентациями. Все это помогает строить занятие на более высоком уровне, чтобы   научить   детей   сохранять   и   беречь   свое   здоровье,   ведь   «Здоровье   –   это   главное жизненное благо» (Корчак Януш)               Литература:   1.Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. ­ М.: «Владос», 2001. 2.Кузнецова   Л.В.,   Панфилова   М.А.   Формирование   нравственного   здоровья   дошкольников. ­М.: «Творческий центр «Сфера», 2003. 3.Люцис К. Азбука здоровья. ­М.: «Русское энциклопедическое товарищество», 2004. 4.Семенака С.А. Уроки добра. ­ М.: «Аркти», 2002       5.(Электронный ресурс). – Режим доступа: mounataljino.ucoz.ru    6.(Электронный ресурс). – Режим доступа: www.edu21.cap.ru 7.(Электронный ресурс). – Режим доступа: infourok.ru                                   5

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Формирование здорового образа жизни через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018