Задачи урока: формировать представление о природе как составной части окружающего мира; учить детей классифицировать объекты окружающего мира (относится к природе или создано человеком), приводить примеры тех и других.
      Планируемые достижения учащихся: научиться различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры.
      Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни «Наш край» («То березка, то рябина...») Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца, толковый словарь русского языка.
            
        
        
        
                    
                
                    Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ
имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын
Антоева  Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.
Урок по окружающему миру.
Тема: Природа.
Класс: 1
      Задачи   урока:  формировать   представление   о природе   как   составной
части   окружающего   мира;   учить   детей   классифицировать   объекты
окружающего мира (относится к природе или создано человеком), приводить
примеры тех и других.
      Планируемые   достижения   учащихся:  научиться   различать   объекты
природы   и объекты,   созданные   человеком,   приводить   соответствующие
примеры.
      Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни «Наш
край» («То березка, то рябина...») Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца,
толковый словарь русского языка.
Ход урока
      В начале урока необходимо проверить, как усвоен материал предыдущего
урока,   по   вопросам:   «Что   такое   окружающий   мир?   Что   относится
к окружающему миру?»
      Перейти   к новому   материалу   можно   с помощью   музыкального
вступления — записи песни Д. Кабалевского «Наш край». Затем объявляется
тема   урока   и выполняются   задания   на   с. 6   учебника   (с   использованием
иллюстраций всего разворота).
      Поскольку работа на уроке ведется в поисковом режиме, после ответов
детей   целесообразно   обратиться   к статье   словаря,   чтобы   подтвердить
правильность сделанных детьми предположений. Этот момент важен для всей
системы работы по учебникам серии «Академический школьный учебник»:
дети   убеждаются,   что   учебник   не   является   единственным   средством
обучения,   при   необходимости   информацию   нужно   отыскивать   в других
источниках.
  Учитель   демонстрирует   словарь   и зачитывает   текст:
«Природа — все существующее, не созданное деятельностью человека».
      На основании этого вывода можно вновь обратиться к иллюстрациям на
с. 6—7   учебника:   теперь   дети   более   уверенно   будут   классифицироватьизображенные   объекты.   Далее   выполняется   задание,   сформулированное   на
с. 7   учебника.   При   этом   учащиеся   применяют   полученные   знания,
классифицируя объекты, непосредственно окружающие их.
      После этого учитель предлагает детям привести свои примеры того, что
относится к природе или создано человеком. Это можно сделать в игровой
форме   с использованием   волшебного   клубочка.   Тот,   к кому   клубочек
прикоснется   один   раз,   называет   природный   объект;   ученик,   к которому
клубочек   прикоснется   два   раза,   приводит   пример   объектов   окружающего
мира, созданных человеком.
  вдумчивого   и бережного   отношения
      Воспитанию   внимательного,
к природе   может   помочь   стихотворение   Н. Рыленкова,   которое   учитель
зачитывает детям:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться, 
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
      Затем выполняются задания № 1 и № 2 рабочей тетради (с. 6—7), которые
закрепляют полученные знания и умения. Первое задание можно выполнять
в парах,   а второе —   индивидуально.   По   окончании   работы   задания
коллективно проверяются. При необходимости дети исправляют ошибки.
      Желательно   также   начать   выполнение   задания   № 3   в рабочей   тетради
(с. 7). Учитель просит детей ответить на вопрос: «Что вам особенно нравится
в природе?»   Пусть   выскажется   как   можно   больше   детей.   Это   позволит
усилить   ценностную   окраску   приобретаемых   знаний.   Рисунок   можно
выполнить дома или в группе продленного дня.
      В конце урока дети находят в учебнике на голубой плашке ключевое слово
(«природа») и объясняют его значение. Не следует стремиться к заучиванию
определения. Важно, чтобы учащиеся могли своими словами раскрыть смысл
этого понятия.
      Физкультминутки  (потягивания,   наклоны   в сторону,   вперед   и назад)
можно провести под музыку песни «Наш край».