Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.06.2018
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.docx
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным   направлениям   государственной   политики   в   области   образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является   развитие   физической   культуры   и   спорта,   особенно   среди   молодежи».   Далее президент отметил,  что востребованы  новые формы  работы, широкий выбор  не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте   на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые  необходимо начинать формировать в школе . Здоровьесбережение   обучающихся     является   одной   из   самых   важных   задач   в образовании,   которую   ставит   национальный   проект   «Образование»,   президентской инициативы   «Наша   новая   школа»   и   федеральные   государственные   образовательные стандарты.   ФГОС   обеспечивает   формирование   знаний,   установок,   ориентиров   и   норм поведения,   обеспечивающих   сохранение,   укрепления   здоровья,   заинтересованного отношения   к   собственному   здоровью,   знание   негативных   факторов   риска   здоровья.   В соответствии   со   Стандартом      основная   образовательная   программа   образовательного учреждения   должна   содержать   программу   формирования   культуры   здорового   образа жизни,   задачи   которой   ­   создание   здоровьесберегающей   среды   в   образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми,   а   40%   имеют   различную   хроническую   патологию.   Здоровье   школьников ухудшается  в  первую   очередь     из­за  укоренившегося  в  российской  школе   содержания образования и уклада школьной жизни. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем обучающихся   отмечается   в   гимназиях,   колледжах,   лицеях,   школах   с   углублённым изучением предметов, где учебный процесс   характеризуется повышенной интенсивностью. Кроме этого приходится признать, что большинство граждан нашей страны имеет  низкий уровень ценности здорового образа жизни, в связи, с чем у  людей отсутствует понимание необходимости укрепления своего здоровья и заинтересованность в регулярных занятиях физической культурой и     спортом. Многие семьи не ориентированы на здоровый образ жизни   и   не   являются   союзниками   педагогов   в   формировании   компетентности  здоровьесбережения   у   детей,     а   знания   школьников   о   гигиене,   режиме,   безопасного поведения  часто не  реализуются  в  практической  деятельности,  что свидетельствует   об отсутствии   мотивов   и   элементарных   привычек   ЗОЖ,   не   говоря   уж   о   культуре здоровьесбережения.   Формирование   здорового   образа   жизни   ребёнка   на   основе   здоровьесберегающих технологий   должно   стать   приоритетным   направлением   в   деятельности   педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо     проводить большую систематическую  работу по    формированию  культуры  здоровья  у  школьников, так как   важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика  как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.     Актуальность определяется рядом существующих противоречий между:  запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой;  потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в начальной школе и формальным подходом к  работе в данном направлении многих педагогов. Поиск   эффективных   путей   разрешения   данных   противоречий,   теоретическая   и практическая   значимость   их   обозначили проблему   исследования: каковы   условия формирования    здорового   образа   жизни     младших   школьников   во   внеурочной деятельности? На основе анализа психолого­педагогической литературы мы установили, что: ­     в   условиях   перехода   на   федеральный   государственный   образовательный   стандарт происходит   обновление   содержания,   форм   и   методов   внеурочной   работы,   связанной   с формированием здорового образа жизни; ­   в   образовательном   учреждении   обязательно   должна   быть   комплексная   программа формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни,   направленная   на формирование   знаний,   установок,   личностных   ориентиров   и   норм   поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья   обучающихся   как   одного   из   ценностных   составляющих,   способствующих познавательному   и   эмоциональному   развитию   ребёнка,   достижению   планируемых результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. Педагоги, реализующие программу внеурочной деятельности  спортивно­оздоровительного направления, должны: обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья на период обучения в сохранить работоспособность  во внеурочное время; сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для создания школе;     здорового образа жизни;  сформировать систему спортивно­оздоровительной работы. Необходимо        формировать   у   обучающихся   потребность   в   осознанном   и   разумном отношении к собственному здоровью, умения и навыки совершенствования их физического и психического состояния. Эффективность формирования культуры здоровья в начальной школе зависит от соблюдения ряда условий:  подготовка   педагогов   к   работе   по   формированию   ЗОЖ   в   учебно­ воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности;  единство действий педагогов и семьи, что поможет оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного  просвещения о ЗОЖ с полезной для здоровья деятельностью младших школьников; формирование   культуры   здоровья   у   обучающихся   начальной   школы   при условии систематичной внеурочной  деятельности; внеурочная  деятельность  по данному направлению   должна осуществляться в комплексе  с участием учителей  и в обязательном взаимодействии с родителями.  Таким образом, в начальной школе     необходима грамотная высокоэффективная организация внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ. Наша   работа,   в   первую   очередь,   была   нацелена   на   сохранение   и   укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному   направлению.   Занятия, проводимые  в   рамках  программы,  были  направлены   на  формирование   культуры  ЗОЖ,  развития интереса к здоровому образу жизни у обучающихся.   Исследование состояло из трех основных этапов: 1) Констатирующий эксперимент включал в себя  первичную диагностику по исследованию культуры здоровья младших школьников, которая состояла из:   ­диагностики   уровня   ценностных   установок   и   жизненных   приоритетов   младших школьников по вопросам здоровья (методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью»); ­   диагностики   уровня   сформированности   культуры   ЗОЖ   у   младших   школьников (методика С.Гаркуши); ­   диагностики   уровня   понимания   ценности   и   значимости   здоровья,   ведения   здорового образа жизни (методика С.Гаркуши «Гармоничность образа жизни); ­   диагностику   активности   младших   школьников   в   мероприятиях   по   ЗОЖ   (методика С.Гаркуши); ­ диагностики   уровня   владения   школьниками   культурными   нормами   в   сфере   здоровья (методика С.Гаркуши); ­ анкетирования родителей обучающихся («Отношение к ЗОЖ»). 2) Формирующий эксперимент включал в себя обучение  здоровому образу жизни на основе выделенных нами методических условий. 3) Контрольный эксперимент включал в себя итоговую диагностику уровня культуры ЗОЖ    испытуемых, уровня развития навыков здорового образа жизни, а также интерпретацию результатов, полученных в конце опытно­педагогической  работы. В начале эксперимента в рамках небольшого опроса   родители класса   отвечали на вопрос: «Что является самым важным для счастья ребенка?»    Было отмечено, что 90 % родителей   класса   на   первое   место   ставят   отличное   здоровье.   По   мнению   79   %  родителей,   для   счастья   необходимы,   в   первую   очередь,   здоровье,   семья,   достойное образование,   материальное   благополучие   и   любимая   работа.   Из   выше   перечисленного «Здоровье»   является  самым значимым. На основании анализа теоретической литературы мы выяснили, что наличие культуры здоровья у   обучающихся можно определить по   их поведению, так как   формирование    ценностных ориентаций на ЗОЖ происходит  в процессе становления культуры здоровья, заботы о своем здоровье и здоровье людей, которые его окружают. Если ребенок осознал ценности здоровья, то он   мотивирован на   ведение здорового образа жизни. Поэтому мы предложили обучающимся определить   степень значимости для них различных жизненных ценностей, используя методику С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью».   Методика С. Дерябо и В. Ясвина  «Индекс отношения к здоровью».    Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по  вопросам здоровья.     Инструкция: обучающиеся   определяют   степень   значимости   (важности)   для   них различных   составляющих   (жизненных   ценностей).   Для   этого   выбирают   три   наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка: хорошие вещи, материальное благополучие; общение с природой; общение с друзьями и другими окружающими людьми; любовь и семейная жизнь; здоровье, здоровый образ жизни; труд (профессия, учёба, интересная работа); духовность (нравственность, саморазвитие)        Наиболее важные для меня:                       Наименее важные для меня: 1. _________________________                1. ________________________ 2. _________________________                2. ________________________ 3. _________________________                3. ________________________ Обработка результатов Первой   ценности   из   трёх,   которые   были   названы   в   качестве   наиболее   важных, присваивается первый ранг, второй ­ второй, третьей ­ третий. Первой ценности из трёх, которые   были   названы   в   качестве   наименее   важных,   присваивается   седьмой   ранг, второй ­ шестой, третьей ­ пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг. Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй   ранг,  можно   сделать   вывод   о  том,  что  его   отношение   к   здоровью  является высоко   доминантным   (значимым);   если   третий,   четвёртый   или   пятый   ранг   –   оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью. Методика «Гармоничность образа жизни школьников» Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения  (Н.С. Гаркуша) здорового образа жизни. Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни. 1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? Вопросы а) хорошее;                                                б) удовлетворительное; в) плохое;                                                   г) затрудняюсь ответить. 2. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом? а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь. 3. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе? а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу. 4. Делаете ли утром следующее: а) физическую зарядку;                                     б) обливание; в) плотно завтракаю;                                          г) курите по дороге в школу. 5. Обедаете ли в школьной столовой? а) да, регулярно; б) иногда; в) нет. 6. В котором часу ложитесь спать? а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов. 7. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или  курите? а) да, активно; б) изредка; в) никогда.      8. Как Вы чаще всего проводите свободное время? а) занимаюсь в спортивной секции, кружке;   б) провожу время с друзьями; в) читаю книги;                                                   г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры;                       ж) другое. Бланк ответов № вопроса Вариант ответа а б в г д е 1 2 3 4 5 6 7 8 Сумма  баллов: Ответы оцениваются по десятибалльной шкале № вопроса Вариант ответа Обработка результатов в 0 0 0 0 0 10 5 г 0 0 5 д 0 е 0 а 10 10 10 10 10 10 0 10 1 2 3 4 5 6 7 8 Подсчитайте общее количество баллов. б 5 0 5 10 5 5 5 5 Интерпретация Высокий   уровень   –   110   –   80   баллов –   осознанное   отношение   школьников   к собственному   здоровью;   самостоятельное целенаправленное   овладение   практическими   навыками   сохранения   и   преумножения здоровья.   ведение   здорового   образа   жизни; Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения,   укрепления   здоровья   и   ведения   здорового   образа   жизни,   эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Низкий   уровень   –   45   баллов   и   меньше –   отсутствие   у   школьников   понимания ценности   и   значимости   здоровья,   ведение   образа   жизни,   способствующего   развитию болезней. Методика  «Уровень владения школьниками  культурными нормами в сфере здоровья» Цель: изучение   уровня   владения   школьниками   культурными   нормами   в   сфере (Н.С. Гаркуша) здоровья. Инструкция. Отметьте   знаком   «+»   характерные   для   Вас   пункты   утверждений   в вопросах  1, 4,  5, 6,  в  вопросах  2 и  3  отметьте  знаком «+» один  из   предложенных ответов.           1. Занимаетесь ли Вы: а) в школьной спортивной секции; б) в спортивной секции других учреждений; в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья; г) просмотром передач на тему здоровья; д) употреблением витаминов; е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.         2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после  уроков: а) вообще никогда не участвую; б) очень нерегулярно; в) раз или два в неделю; г) три и более раз в неделю.       3. На уроках физической культуры вы занимаетесь: а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали.         4. Какие у Вас отношения с окружающими людьми  (родителями, друзьями,  учителями): а) полное взаимопонимание; б) доверительные; в) уважительные; г) отсутствие взаимопонимания.        5. Для ведения здорового образа жизни Вы: а) соблюдаете режим дня; б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу; в) занимаетесь спортом; г) делаете регулярно утреннюю зарядку; д) не имеете вредных привычек.       6. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют: а) физическая сила и выносливость; б) умственная работоспособность; в) ум, сообразительность; г) сила воли, выдержка, терпение и упорство; д) объём знаний о здоровом образе жизни; е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; ж) внимание и наблюдательность; з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость); и) умение организовать свой труд (организованность); к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; л) чуткость и отзывчивость к людям; м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива; о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д; п) умение беречь время; р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки. Обработка результатов За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во  2 – 5 баллов за 4­е утверждение,   в   3   –   5   баллов   за   1­е   утверждение,   в   4   –   по   5   баллов   за   1­е,   2­е,   3­е утверждения. Интерпретация Высокий   уровень   –   160­130   баллов –   идеальный   образ   здорового   человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.            Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не   являются   убеждениями,   характерно   эпизодическое   овладение   школьниками практическими   навыками   сохранения   и   преумножения   здоровья,   готовность   к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания. Низкий   уровень   –   ниже   85   баллов –   отсутствие   у   школьников   системы элементарных   знаний   о   здоровье   и   здоровом   образе   жизни   и   мотивации   к   заботе   о собственном   здоровье;   зачастую   не   выполняются   элементарные   правила   гигиены,   не проводятся оздоровительные процедуры.  Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша) Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете  участие:              в спортивных соревнованиях; в спортивных праздниках; в туристических походах; в проведении дней, недель здоровья; в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни; в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий; в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах; в проведении физкультминуток, физкультпауз; в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья; в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье; в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни; в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни; в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.  Каждый плюс оценивается 10 баллами. Обработка результатов Интерпретация Высокий   уровень   –   130   –   100   баллов –   наличие   физической   и   творческой активности   детей   как   элемента   стиля   жизни,   то   есть   целеустремленная   деятельность школьника   для   укрепления   здоровья,   развития   физического   потенциала   и   достижения физического   совершенства,   для   эффективной   реализации   своих   задатков   с   учётом личностной мотивации и социальных потребностей. Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей   направленности   вследствие   отсутствия   в   должной   степени мотивации на ведение здорового образа жизни. Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа   жизни,   проявляется   пассивность   в   самосовершенствовании   и   самореализации   в процессе приобретения знаний о здоровье человека. Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша) Для   обобщения   полученного   материала   и   определения   уровня   культуры   здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три. Получаются следующие уровни здоровья: Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание   школьниками   ценности   здоровья,   ведение   здорового   образа   жизни, наличие   представлений   о   сущности   здоровья;   самостоятельное   целенаправленное овладение   практическими   навыками   сохранения   и   преумножения   здоровья;   высокая творческая   активность;   умение   сотрудничать   со   взрослыми   в   вопросах   сохранения   и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию   и   творческому   выражению;   готовность   к   сотрудничеству   со взрослыми   в   вопросах   сохранения   и   укрепления   здоровья;   нерегулярное   участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует. Тест для родителей "Можно ли ваш образ назвать здоровым?"  Предлагаемый тест покажет, умеете ли Вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ. 1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?  —непривычная утомляемость  —зимняя простуда  —хроническое несварение в желудке.  2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?  —не включаю на полную громкость;  —в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;  —не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.  3. Как часто Вы меняете зубную щетку?  —два раза в год  —каждые 3—6 месяцев  —как только она обретет потрепанный вид.  4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?  —частое мытье рук  —противогриппозная прививка  —отказ от прогулок в холодную погоду.  5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать  перехода времени?  —ранним вечером  —с восходом солнца  —в середине дня.  6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или  занимаясь делами, требующими зрительного внимания?  — каждый час;  — каждые полчаса; — каждые 10 минут.  7. Какое из утверждений соответствует истине?  —можно загореть даже в облачный денек;  —если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с  фактором ниже 10;  —смуглым людям не нужна защита от солнца.  8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?  — отказ от завтрака, обеда или ужина  — сокращение потребления алкоголя  — исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.  9. Как правильно дышать:  —ртом  —носом  —ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.  10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?  —химическая завивка  —сушка волос феном  —обесцвечивание волос Подведите итог:  Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов  1(6), 2 (в), 3 (б), 4 (в), 5 (а), 6 (в), 7 (а), 8 (б), 9 (б) и 10 (б).  Сложите полученные очки.  8—10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело  лишь за применением этих знаний на практике.  5—7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов  здорового образа жизни, однако, кое­какие вопросы вам неплохо было бы освежить в  памяти. 4 и меньше баллов — Не отчаивайтесь, еще не все потеряно, следуйте рекомендациям.  Это поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни. Результаты опытно­педагогической работы   позволили сделать следующие выводы: ­ первичная диагностика культуры здоровья младших школьников выявила, что около половины   обучающихся,   участвующих   в   исследовании   не   имеют   достаточно   знаний   о  здоровом образе жизни,   не могут увидеть связи между плохим     здоровьем и наличием вредных привычек, отсутствием желания вести здоровый образ жизни. Обучающиеся, не  умеют   и   не   хотят   заботиться   о   своем   здоровье,   у   них   не   сформирована   внутренняя мотивация к ЗОЖ. Высокий уровень     культуры в сфере здоровья показали всего   37 % обучающихся,   средний   уровень   ­   30   %,   низкий   уровень­   33   %   обучающихся экспериментальной группы. В контрольной группе результаты отличались незначительно. Все   это     подтвердило   необходимость   разработки   и   реализации   программы внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному   направлению   «Здравушка», целью которой являлось формирование потребности в здоровом образе жизни и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у младших школьников. После   реализации   программы   в   изменении   уровня   диагностируемых   показателей наблюдалась   положительная   тенденция.   В   экспериментальном   классе   овладели необходимым уровнем культуры   48%   обучающихся,   это на 10% больше, чем было на начало   опытно­педагогической   работы.   На   13%   снизилось   количество   обучающихся, показавших низкий уровень культуры здоровья.          Систематическое приобщение детей к здоровому образу жизни говорит о том, что уровень   культуры   знания   о    Однако   теоретические   здоровья   вырос. ЗОЖ   ещё   преобладают   над   практическими   умениями,   что   говорит   о   необходимости продолжить работу в данном направлении.   По   результатам   наших   теоретических   и   практических   исследований   сделаны следующие выводы: ­   понятия   «здоровье»   и   «здоровый   образ   жизни»   достаточно   многогранны,   так   как включают   в себя и физиологическую, и психологическую и социальную составляющую.  Исследователи   рассматривают   проблему   сохранения   и   укрепления   здоровья, обучающихся как одну из самых важных, стоящих перед современным обществом; ­ школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную  лепту в процесс  ухудшения  здоровья  школьников в период их обучения; ­ культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне. Одним   из   условий   процесса   формирования   здорового   образа   во   внеурочной деятельности   является   реализация   программы   по   спортивно­оздоровительному направлению,   которая   должна   соответствовать     всем   требованиям   ФГОС   нового поколения и  учитывать  возрастные и индивидуальные возможности младших школьников. В   нее   должны   быть   включены   адекватные   технологии   развития   и   воспитания обучающихся,   способствующие   усвоению   ими   ценностей   здоровья   и   здорового   образа жизни.   В   процессе   реализации   программы   происходит   обеспечение   планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,   знаний,   умений,   навыков   и   компетенций,   определяемых   личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Кроме этого  педагог, реализующий данную программу, должен обладать компетенциями, позволяющими сохранять и укреплять здоровье школьников, повседневно воспитывая у них культуру здоровья, последовательно и творчески формируя установку на здоровый образ жизни, иммунитет к вредным привычкам. Процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной   деятельности   необходимо   планировать   в   трех   направлениях:   вооружение обучающихся   знаниями,   развитие   и   закрепление   у   них   умений   и   навыков здоровьесберегающей   и   здоровьетворческой   деятельности;   приобщение   школьников   к систематическим   занятиям   физическими   упражнениями;   организация   специальной деятельности,   содействующей   активному   использованию   полученных   обучающимися знаний, умений и навыков. Опытно­экспериментальная   работа   подтвердила   возможность   формирования культуры   здорового   образа   жизни   у   младших   школьников   с   учетом   выявленных организационно­педагогических   условий   формирования   здорового   образа   жизни   у младших школьников:      учет возрастных особенностей младших школьников;  внеурочная   деятельность   должна   проводиться   с   использованием   программы спортивно­оздоровительного направления и здоровьесберегающих технологий; педагоги   и   родители   должны   совместно   и   целенаправленно   работать   над формированием   мотивации   здоровья   и   поведенческих   навыков   здорового   образа жизни  у младших школьников.   Таким   образом,   в   ходе   опытно­педагогической   работы   доказана   эффективность разработанной   программы   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному направлению.   Формы,   методы   и   приемы   обучения   и   воспитания,   предлагаемые программой,   соответствовали   возрастным возможностям младших школьников и имели  здоровьесберегающую и здоровьеформирующую направленность.   Методические рекомендации:                                                                                                                                                           1. При   составлении   программы   внеурочной   деятельности   спортивно­ оздоровительного   направления   необходимо   учитывать     три   взаимосвязанных   аспекта формирования культуры ЗОЖ:  ­ воспитательный, состоящий в воспитании у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать ЗОЖ; ­ обучающий, состоящий в обучении школьников нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность,   уравновешенность   и   др.),   а   также   в   определении   вредных   привычек совместно с рекомендациями по их устранению; ­   непосредственно   оздоровляющий,   состоящий   в   профилактике   наиболее   широко распространенных заболеваний, а также улучшении через это таких необходимых   качеств, как   психическая   уравновешенность,   спокойствие,   сосредоточенность,   внимательность, хорошая память, мыслительные способности. 2. Учителю   на   занятиях   внеурочной   деятельности   по   формированию   ЗОЖ необходимо не только давать     доступные и понятные знания о значении здоровья для человека,   но   и   вносить   в   повседневную   жизнь   обучающихся   элементы   ценностного отношения   к   здоровью.   Прививать   им   полезные   привычки   и   навыки   –   иначе   говоря, способствовать формированию у обучающихся культуры здоровья. 3. Для   формирования   устойчивого   ценностного   отношения   к   собственному здоровью   у   младших   школьников   необходимо   проводить   такие   формы   работы   как  дискуссии,   ролевые   игры,   конкурсы   творческих   работ,   проектная   деятельность,  групповая   и   индивидуальная   профилактика   вредных   привычек;   организация физкультурно­оздоровительных   мероприятий.   В   результате   таких   насыщенных   и интересных занятий у них формируется положительная мотивация к соблюдению   правил ЗОЖ. 4. Младшим   школьникам   важно   сообщать   знания   о   пользе   занятий   физическими упражнениями,   о   значении   правильной   осанки   и   носового   типа   дыхания,   о   технике двигательного   действия.   Обучающиеся   должны   приучаться   к   соблюдению   режима   дня, усваивать сведения о вредных привычках, возможных угрозах здоровью, знать о пользе и вреде   различных   пищевых   продуктов,   необходимости   чередования   двигательной активности и отдыха, основных требованиях к активной двигательной деятельности, учёбе и отдыху. Эти сведения формируются у детей совместными усилиями учителя начальной школы, учителя физического воспитания и родителей в процессе физкультурных занятий, проведения спортивных праздников, дней здоровья, игровой деятельности.   5. Регулярно       проводить   мероприятия   по   профилактике безопасной жизнедеятельности, так как   младший школьник  должен быть подготовлен   к встрече с различными   сложными   и   опасными   жизненными   ситуациями   с   целью   сохранения   его здоровья. 6. Систематически проводить просветительскую работу с родителями, привлекать родителей к совместной работе с детьми в реализации программы формирования ценности здоровья   и   здорового   образа   жизни.   Проводить   совместные   праздники   здоровья, туристские слеты, спортивные соревнования   и оздоровительные   мероприятия, которые оказывают огромное значение на формирование как культуры ЗОЖ, так и положительное отношение к спорту и занятиям физкультурой. 7. Формировать потребности в осознанном и разумном отношении к  собственному  здоровью,  вырабатывать  умения и навыки совершенствования своего физического и  психического состояния.

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста  во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018