Формирование здорового образа жизни младших школьников

  • Научные работы
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлен анализ факторов здорового образа жизни. Формирование ценностного отношения к своему здоровью заложено в здоровом образе жизни. Поэтому здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также в статье рассматриваются методы, способы, закономерности здорового образа жизни.Формирование здорового образа жизни младших школьников
Иконка файла материала Формирование здорового образа жизни младших.docx
Формирование здорового образа жизни младших  школьников.                                                    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего  общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы  желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог  полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши  планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.  Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как  можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта  главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо  сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни  ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего  самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.  Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач,  которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается  также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. занятие физическими упражнениями закаливание Здоровый образ жизни школьника включает:  правильное питание    соблюдение режима дня  соблюдение норм гигиены Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из  важнейших условий его здоровья и активности. Правильное питание школьника должно быть:   соответствующим возрасту;  желательно четырехразовым;  сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров,  углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;  полностью обеспечивать энергетические затраты организма. У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе  является плохое состояние здоровья, какое­либо заболевание, чаще всего  малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями  родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от  наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени  удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к  своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья  составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического  обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать, прежде  всего, на общую культуру детей.Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников  убежденность в необходимости ведения здорового образа  жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья,  соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным  привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными  словами, здоровью надо учить. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические  показатели: 1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. 2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические  недостатки или хронические заболевания. 3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”,  т. е. они ещё не знают, что больны 4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно  здоровыми.5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 %  – находятся в “третьем состоянии”. Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать  проблемы за детей, а учить их принимать верные решения  самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении  длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания,  занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов  деятельности в течение суток. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь  о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны  быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план,  имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться  выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это  рациональное чередование работы и отдыха. Режим дня школьников включает следующие компоненты: 1. учебные занятия в школе; 2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий); 3. сон; 4. питание; 5. занятия физическими упражнениями; 6. отдых; 7. занятия в свободное время. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию  «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую  догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и  психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального  равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст  характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет кхронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят  к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность  характеризуется:  снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того,  как ребенок выучил материал;  повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;  рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;  изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции  физиологических функций. Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно  построить правильно режим дня школьника.  Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна  учитывать возрастные возможности.  Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным  пребыванием на свежем воздухе). Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5­2 часа.  Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет  потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники  могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине  дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов  природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше  ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами  замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится  активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности  имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет:  в 10­12 лет – 9­10 часов,  в 13­14 лет – 9­9,5 часов, в 15­16 лет – 8,5­9 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо  влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру  и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это  может привести к расстройству выработанного режима в деятельности  организма ребенка. Питание Народная мудрость гласит:  «Какова еда и питье – таково и житье».  «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат  растущего организма. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик  начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за  письменным столом дома не менее 2,5­3 часов; ученик — шестиклассник — 3­ 4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к  этому и школьные уроки... ­   По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по  возвращению из школы. ­   По мнению специалистов­медиков, возраст от одного года до 15 лет  гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. ­   У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это  приводит к быстрому изнашиванию сердца. ­   По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени  развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц. Как  помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной,  интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе  вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало  рефлексивные умения учащихся? Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная  семья, в которой растет ребенок. Ребенок — младший школьник чрезвычайно  подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей  физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам,  которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье  подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он  сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое  дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный  отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех  болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с  родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить  семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие времени и денег на платные секции и  кружки. Но не всегда и не за все нужно платить. Достаточно вместе с  ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не  зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка  будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с  ним, помогая ему и одобряя его.

Посмотрите также