Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.02.2018
Обобщение педагогического опыта по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. В статье представлен пример использования метода проекта в первом классе "Птицы - наши друзья". Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, но и физически.
ЗОЖ.doc
Подкаменная Юлия Владимировна
Выступление на школьном МО. 24.03.16
Формирование здорового образа жизни учащихся
через проектную деятельность
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я, вероятно, запомню,
вовлеки меня, и я пойму».
Китайская пословица
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все
всё знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не
подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто всё больше и лучше, но
результат получается не такой, какого мы ожидаем.
Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения и
социального развития РФ, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 % –
имеют патологию, а 40 % – относятся к группе риска.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится
сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности
здоровья, здорового образа жизни, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным
образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно
полезным трудом. Профилактика детских заболеваний является хорошо окупаемым
капиталовложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
«Без здоровых детей нет здорового общества…» Сегодня, когда многократно
возрастает количество больных детей, эти слова приобретают особый смысл и значение.
Главная ценность, которая даётся человеку с рождения – это здоровье. Среди
факторов влияющих на здоровье, 20% – наследственные, 10% зависят от качества и
эффективности медицинской помощи, 20% составляют факторы внешней среды и 50%
зависит от образа жизни (ак. м. н. Ю. П. Лисицын).
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является
формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Формирование основ здорового
образа жизни должно начинаться у детей с самого раннего возраста, должно происходить
непрерывно и целенаправленно.
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой
совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и
биологических функций.
Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления
волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению
физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению
учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций,
выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья
и повышению работоспособности.
Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников
составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный
режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание,
медикопрофилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление
здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные
на профилактику вредных привычек.
Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. При всех
достоинствах большинства существующих систем обучения детей «здоровому образу
жизни», общим их недостатком является то, что они сконцентрированы на
информационном уровне. Ребенок рассматривается исключительно как объект для
обучения, как «пустой сосуд», который надо наполнить «правильными» знаниями о
здоровье, привить ему полезные навыки.
Общеизвестно, что «правильные» знания совсем не предполагают «правильное»
поведение, поступок, действие. Между ними очень большая дистанция. Чтобы
«правильное» знание помогло выбору «правильного» поведения, нужна мотивация,
побуждение к действию, другие подходы и методы.
Цель обучения учащихся здоровому образу жизни – формирование у учащихся
социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье,
активную деятельную жизнь и долголетие.
Организация работы по формированию здорового образа жизни предполагает
решение следующих задач:
формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей
социальной ценности; выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и
ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Одной из эффективных форм работы считаю организацию проектной деятельности
учащихся.
Проектирование предполагает соединение теоретических знаний, практических
навыков и умений, полученных в ходе учебного процесса с формированием активной
жизненной позиции. Использование проектного метода в учебновоспитательном процессе
позволяет развивать творческое мышление и воображение ребенка
Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает
ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных
возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение
учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость
организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует
сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом,
проектную технологию можно считать здоровьесберегающей.
Проектная деятельность тематически направленная на формирование здорового
образа жизни:
позволяет решать проблему ценностного отношения учащихся к собственному
здоровью, формирует знания о здоровье и Здоровом образе жизни,
способствует выполнению профессиональных, общественных, семейных и
бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях
определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении
индивидуального и общественного здоровья.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение
задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,
рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и
разновидностей: 1. По доминирующей направленности деятельности участников:
исследовательский
информационный
игровой
практикоориентированный
2. По количеству участников:
индивидуальный;
групповой;
коллективный.
3. По продолжительности:
минипроект;
краткосрочный;
среднесрочный;
долгосрочный.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру и
этапы работы над ним, на каждом из которых учитель и ученики выполняют
определенные функции:
1. Мотивационно целевой.
2. Исследовательский
3.Проектировочный
4. Технологический
5. Практический
6. Контрольно корректирующий
7. Презентационный
8. Аналитикорефлексивный.
В ходе работы над проектом команда школьников разрабатывает, а затем успешно
реализует свой проект. Обязательная реализация проекта приучает детей к практике и
ответственности за свои действия.
Рассмотрим некоторые примеры проектов для учащихся начальных классов.
Проект «Птицы – наши друзья». Класс 14.
Актуальность проекта: Тема интересна детям.
21 марта – день весеннего равноденствия или День Птиц.
Взаимодействие детей и их родителей.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и
часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес,
любознательность
Вид проекта: Информационно – практико ориентированный.
Коллективный проект по количеству участников.
Участники: ученики 1 «В» класса, их родители.
Руководитель проекта учитель начальных классов Подкаменная Юлия Владимировна
Сроки реализации: с11.2015 по 05.2016г. долгосрочный проект.
Проблема: Изучение видового состава птиц на территории родного края; развитие у детей
разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
Цели: формировать начало экологической культуры у детей младшего школьного
возраста;
обогащать детей знаниями об окружающем мире птиц;
развивать познавательные способности и деятельность в процессе познания.
Задачи:
развивать интерес к жизни птиц;
уточнить представления детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих
птиц;
воспитывать интерес к наблюдению за птицами и бережного отношения к ним;
ознакомление с художественной литературой;
учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с
пословицами, приметами их значением;
желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Предварительная работа:
сбор информации о птицах: работа с художественной и методической литературой в
библиотеке, с материалами, размещенными в Интернете, работа по информированию
родителей с проектом.
Формы и методы работы:
беседы; выставки рисунков и поделок;
экскурсии;
викторина;
изготовление кормушек для птиц;
участие в акции «Птичья столовая».
Режим выполнения проекта: урочное и внеурочное время.
Разработка проекта – плана деятельности по достижению поставленных целей:
1этап:Подготовительный (информационноисследовательский):
классный час: «Интересные факты из жизни зимующих птиц»;
выбор инициативной группы и распределение ролей;
постановка задач по изготовлению кормушек;
связь с родителями класса;
разработка плана проектной деятельности.
2 этап: Основной (продуктивно творческий):
изготовление кормушек из разных материалов (совместно с родителями) и на уроках
технологии;
оценка результата работы;
составление графика подкормки птиц в зимнее время;
размещение кормушек на пришкольном участке;
подкормка птиц и наблюдение за посетителями столовой;
подбор загадок по теме «Птицы»;
подбор иллюстраций с изображением птиц;
продукт проектной деятельности –классный час «Наши друзья – птицы».
3 этап: Заключительный (подведение итогов):
размещение кормушек на пришкольном участке;
участие во всероссийском конкурсе «Мир вокруг нас. Птицы» на сайте http://marafony.ru/
классный час: «Птицы – наши друзья»;
подведение итогов акции «Птичья столовая»;
информационная справка.
Результаты представления исследований:
информационная справка;
кормушки для птиц. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие
общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. На уроках
технологии смастерили кормушки. Первые посетители птичьей столовой не заставили себя
долго ждать. Дети с удовольствием наблюдали за синичками, воробьями. Из наблюдений за
птицами было выявлено, что около школы в основном видели воробьёв, синичек, ворон,
сорок. Из рассказов детей наблюдавших за птицами, было выявлено, что птички прилетаю
на кормушки почти в одно и тоже время и каждый вид птичек старается прилететь в разное
время. Кормили птичек крошками хлеба, семечками, для синичек развешивали сало, но в
основном птички предпочитали клевать крупы: пшено, просо. Во всероссийском конкурсе
«Мир вокруг нас. Птицы» на сайте http://marafony.ru/
1) Подкаменная Мария 1 место по России, 1 место в регионе. №7804117012 http//
marafony.ru
2) Леденцова Мария 3 место по России, 3 место в регионе. №7804112708 http//
marafony.ru
3) Чижевский Андрей – 3 место по России, 3 место в регионе. №7804123627 http//
marafony.ru
В реализации проектной деятельности дети учатся:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперимент;
делать выводы и умозаключения;
доказывать и защищать свои идеи.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и учителем, путём
простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ученик усваивает всё
прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
В своем 1 классе, с детьми мы работали над проектами «Поможем бабушке Федоре»,
«Птицы – наши друзья», «Вторая жизнь мусора». Активная работа шла на уроках
литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии, а также во внеурочное
время. Следует отметить, что наиболее успешным подведением итогов проектной
деятельности школьников является защита реализованного проекта, что, помимо всего
прочего, способствует формированию навыков эффективной презентации полученных
результатов.
Проекты эффективно используются для проведения классных часов, родительских
собраний, в учебной деятельности, формируя познавательный интерес, культуру
здорового образа жизни.
Созданные учащимися проекты представляются на различных уровнях, формируют
информационные ресурсы школьной образовательной среды.
Проекты охватывают всех участников образовательного пространства (учащихся,
учителей, родителей).
Вывод: Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё
здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в том случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и
развитым не только личностно, но и физически.
Роль педагога в сохранении здоровья учащихся значительна, и я учу детей не только
школьным предметам, но и осознанному отношению к своему здоровью.
Наступило другое время
―
здоровым и активным, модно выглядеть красиво
―
Время Здоровых Людей. Сейчас модно быть
это
красота здорового человека
―
всегда прекрасно.
«Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная) ради которой
действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и
пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной». М. Монтень.
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Формирование здорового образа жизни младших школьников через проектную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.