Формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях семьи (рекомендации для родителей).
Оценка 5

Формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях семьи (рекомендации для родителей).

Оценка 5
doc
27.04.2020
Формирования толерантности у детей дошкольного возраста  в условиях семьи  (рекомендации для родителей).
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.doc

 

Формирования толерантности у детей дошкольного возраста

 в условиях семьи

 (рекомендации для родителей).

 

16 ноября — День толерантности.

 

    «Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство.  Терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства» (Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г. Ст.1.2.).

     Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

    Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков.

     Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.

    В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Безусловно, толерантность во взаимоотношениях родителей и детей и будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка.

Ø Давайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

Ø Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

Ø Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Ø В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику. Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.

Ø В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

Ø Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

Ø Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ты такой растяпа, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал".

Ø Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а)", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

Ø Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

-       барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

-       барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

-       барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

-       барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Ø Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

-       для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

-       если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

-       для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

-       для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Ø Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

 

 

Литература

 

1.     Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. М., 1994.

2.     Марченко, Г.Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста /Г.Б. Марченко //Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №1. – С. 101-105.

3.     Почухаева, М. Первые шаги к толерантности: [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.psy.1september.ru/view_article.php?id=200902005

 

 


Формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях семьи (рекомендации для родителей)

Формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях семьи (рекомендации для родителей)

В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы

В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы

Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо?

Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020