Э.М.Радченко
учитель начальных классов
relvira07@mail.ru
Е.Е.Хабарова
педагог-психолог
katexab873@gmail.com
МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 45»
Копейский городской округ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций
Исходя из требований ФГОС к достижению школьником метапредметных результатов его образовательной деятельности, мы можем наблюдать приоритетные направления новых образовательных стандартов, которые подразумевают реализацию развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Что же такое метапредметы и метапредметные связи?
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
В данном случае мы должны ссылаться на мысль психолога В.В. Давыдова: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения».
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а продумывает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. [1]
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
· причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
· компоненты метапредметного содержания в обучении;
· смысл термина «универсальные учебные действия»;
· различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
· уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
· этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
· понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
· требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного начального и общего (среднего) образования.
Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
· Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
· Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
· Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
· В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке. [3]
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
- принцип практической направленности- формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на развитие системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. [2]
Психологические требования:
· Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
· Особенности самоорганизации учителя
· Организация познавательной деятельности
· Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
· Организованность учащихся
· Учёт возрастных особенностей
Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
- устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
-определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
-выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
-определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации; создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие.
Список используемой литературы:
1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012
2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142
3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67
Э.М.Радченко, Е.Е.Хабарова , 2018
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.