Формирования и развития предметных и метапредметных результатов.
Оценка 5

Формирования и развития предметных и метапредметных результатов.

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
4 кл
15.05.2018
Формирования и развития предметных и метапредметных результатов.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. Что же такое метапредметы и метапредметные связи?статья
формирование и развитие предметных и метопредметных результатов.docx

Э.М.Радченко

учитель начальных классов

relvira07@mail.ru

Е.Е.Хабарова

педагог-психолог

katexab873@gmail.com

МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 45»

Копейский городской округ

 

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций

Исходя из требований ФГОС к достижению школьником метапредметных результатов его образовательной деятельности, мы можем наблюдать приоритетные  направления новых образовательных стандартов, которые подразумевают реализацию развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.

В данном случае мы должны ссылаться на мысль психолога В.В. Давыдова: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения».

 Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а продумывает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей. [1]

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

·   причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

·   компоненты метапредметного содержания в обучении;

·   смысл термина «универсальные учебные действия»;

·   различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

·   уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

·   этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

·   понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

·   требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного начального и общего (среднего) образования.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

·     Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

·    Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

·     Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

·     В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке. [3]

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.

принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

принцип практической направленности- формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на развитие системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. [2]

Психологические требования:

·     Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

·     Особенности самоорганизации учителя

·     Организация познавательной деятельности

·     Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

·     Организованность учащихся

·     Учёт возрастных особенностей

 Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

- устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

-определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

-выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

 -определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

 Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации; создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие.

 

 


 

Список используемой литературы:

 

1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012

2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142

3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67

 

Э.М.Радченко, Е.Е.Хабарова , 2018


 

Скачано с www.znanio.ru

Э.М.Радченко учитель начальных классов relvira 07@ mail

Э.М.Радченко учитель начальных классов relvira 07@ mail

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить: · причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в…

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить: · причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в…

В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке

В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке

В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции; - принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их…

В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции; - принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их…

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018