Формирования культуры здоровья
Оценка 4.6

Формирования культуры здоровья

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
07.06.2018
Формирования культуры здоровья
В статье анализируется гендерно - возрастной аспект отношения современных школьников к здоровью и здоровому образу жизни. На основе данных эмпирического исследования формулируются основные гендерно-возрастные особенности и факторы формирования отношения обучающихся к здоровому образу жизни. При большом количестве теоретических и практических исследований по проблеме здоровьесбережения в образовательных организациях можно констатировать, что такие ключевые понятия как «здоровье» и «ЗОЖ» не имеет общепринятого толкования.Формирования культуры здоровья
Формирования культуры здоровья.docx
Формирования культуры здоровья Формирования культуры здоровья у подрастающего поколения является  одной из наиболее острых и актуальных проблем в современном образовании.  ФГОС нового поколения включает такую составляющую, как здоровье, в  качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и  укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности  образовательной организации. Важной задачей современной школы становится не только создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья,  но и воспитание у обучающихся потребности в ведении здорового образа  жизни (далее ЗОЖ), развитие потребности в активной деятельности по  сохранению и укреплению своего здоровья. Несмотря на то, что педагогической наукой накоплен достаточно большой  опыт по изучению и решению задач здоровьессбережения в образовательных  организациях, ряд проблем нуждаются в дальнейшем решении. В частности,  существует необходимость в уточнении теоретических основ проблемы  формирования здорового образа жизни у школьников в системе жизненных  ценностей личности, необходимость изучения факторов и механизмов  формирования и развития «здорового образа жизни», а также поиск  психолого­педагогических технологий, способствующих формированию ЗОЖ  и культуры здоровья в целом.   При большом количестве теоретических и практических исследований по  проблеме здоровьесбережения в образовательных организациях можно  констатировать, что такие ключевые понятия как «здоровье» и «ЗОЖ» не  имеет общепринятого толкования. В своем исследовании мы исходим из определения здоровья, принятого в  Уставе ВОЗ, где здоровье понимается как состояние человека, которому  свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и  полное физическое, душевное и социальное благополучие [5]. Здоровье как  целостная система, включает такие взаимосвязанные составляющие как  физическое, психическое и психологическое здоровье. С позиций системно­деятельностного подхода в образовании, который  положен в основу нового Стандарта общего образования,учащийся – это,  прежде всего, субъект собственной здоровьсберегающей и  здоровьетворческой деятельности, обладающий выраженной потребностью в  здоровье и ЗОЖ и несущий личную ответственность за свое здоровье.  Формирующаяся личность как активный субъект деятельности, включена в  сложную систему полисубъектных «субъект­объектных» и «субъект­ субъектных» отношений, которые существенно влияют на формирование  отношения личности к себе и своему здоровью. В современной психологической литературе отношение к здоровью и ЗОЖ  рассматривается как сложное психическое новообразование личности,  включающее такие аспекты как: отношение к здоровью как ценности,  представление о себе как о здоровом человеке, переживания, связанные с  состоянием здоровья и риском его утраты, а также поведение,  способствующее сохранению и укреплению здоровья. Анализируются  когнитивные, мотивационные и поведенческие аспекты отношения личности к  здоровью и их взаимосвязь. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по  мере его взросления и имеет решающее значение в формировании привычек  ЗОЖ. В данной статье анализируется гендерно­возрастной аспект отношения  к здоровью и ЗОЖ как условие и основа использования педагогических  технологий формирования культуры здоровья школьников. Авторы многочисленных работ, посвященных проблемам формирования ЗОЖ ребенка, приходят к выводу о том, что осознанное отношение к здоровью и  ЗОЖ необходимо начинать формировать уже в дошкольном и младшем  школьном возрасте, основываясь на возрастных закономерностях личностного развития детей [2,3]. Наше исследование направлено на выявление и анализ гендерно­возрастных  особенностей отношения учащихся к ЗОЖ. Анкетирование, проведенное в  образовательных организациях Зеленоградского округа Москвы в 2015 ­ 2016  году (выборка составила 3441 опрошенных школьников от 7 до 15 лет)  показало, что возрастные особенности развития личности существенно влияют на формирование отношения обучающихся к ЗОЖ и к сохранению своего  здоровья. При изучении отношения к здоровью и ЗОЖ мы исходили из понимания ЗОЖ  как комплексного явления на основе дифференциации его когнитивного,  мотивационного и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент  характеризует знания учащегося о своем здоровье и основных факторах,  оказывающих влияние на здоровье. Мотивационный компонент обеспечивает  интерес и направленность личности на здоровьесберегающие действия, а  поведенческий отражает фактические действия, поведение, направленное на  сохранение и укрепление здоровья [4]. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что общей  тенденцией развития отношения обучающихся к здоровью и ЗОЖ является переход от не поведенческих концепций здоровья и ЗОЖ (рассмотрение  здоровья в противопоставлении с болезнью или через признаки внешнего вида) к пониманию здоровья, основанном на поведении. Уже к концу младшего  школьного возраста формируются научные представления детей о здоровье и  ЗОЖ, растет способность к рефлексии здоровья и способов его поддержания.  Социальная ситуация развития личности младшего школьника и психические  новообразования у детей данного возраста создают благоприятные условия  для формирования позитивного отношения к ЗОЖ и здоровью в целом.  Становится значимым факт осознания ребенком важности здоровья для  успешного освоения новой для него учебной деятельности и социальной роли  ученика. Младшие школьники имеют в основном положительную установку на восприятие и усвоение информации о здоровом образе жизни. Мотивация к  ЗОЖ связана преимущественно с социальными мотивами учения, однако  постепенно по мере личностного и когнитивного развития растет и мотивация  к познанию сущности здоровья и факторов его риска.

Формирования культуры здоровья

Формирования культуры здоровья

Формирования культуры здоровья

Формирования культуры здоровья

Формирования культуры здоровья

Формирования культуры здоровья
Скачать файл