В статье анализируется гендерно - возрастной аспект отношения современных школьников к здоровью и здоровому образу жизни. На основе данных эмпирического исследования формулируются основные гендерно-возрастные особенности и факторы формирования отношения обучающихся к здоровому образу жизни.
При большом количестве теоретических и практических исследований по проблеме здоровьесбережения в образовательных организациях можно констатировать, что такие ключевые понятия как «здоровье» и «ЗОЖ» не имеет общепринятого толкования.Формирования культуры здоровья
Формирования культуры здоровья.docx
Формирования культуры здоровья
Формирования культуры здоровья у подрастающего поколения является
одной из наиболее острых и актуальных проблем в современном образовании.
ФГОС нового поколения включает такую составляющую, как здоровье, в
качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и
укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности
образовательной организации. Важной задачей современной школы становится
не только создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья,
но и воспитание у обучающихся потребности в ведении здорового образа
жизни (далее ЗОЖ), развитие потребности в активной деятельности по
сохранению и укреплению своего здоровья.
Несмотря на то, что педагогической наукой накоплен достаточно большой
опыт по изучению и решению задач здоровьессбережения в образовательных
организациях, ряд проблем нуждаются в дальнейшем решении. В частности,
существует необходимость в уточнении теоретических основ проблемы
формирования здорового образа жизни у школьников в системе жизненных
ценностей личности, необходимость изучения факторов и механизмов
формирования и развития «здорового образа жизни», а также поиск
психологопедагогических технологий, способствующих формированию ЗОЖ
и культуры здоровья в целом.
При большом количестве теоретических и практических исследований по
проблеме здоровьесбережения в образовательных организациях можно
констатировать, что такие ключевые понятия как «здоровье» и «ЗОЖ» не
имеет общепринятого толкования.
В своем исследовании мы исходим из определения здоровья, принятого в
Уставе ВОЗ, где здоровье понимается как состояние человека, которому
свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и
полное физическое, душевное и социальное благополучие [5]. Здоровье как
целостная система, включает такие взаимосвязанные составляющие как
физическое, психическое и психологическое здоровье.
С позиций системнодеятельностного подхода в образовании, который
положен в основу нового Стандарта общего образования,учащийся – это,
прежде всего, субъект собственной здоровьсберегающей и
здоровьетворческой деятельности, обладающий выраженной потребностью в
здоровье и ЗОЖ и несущий личную ответственность за свое здоровье.
Формирующаяся личность как активный субъект деятельности, включена в
сложную систему полисубъектных «субъектобъектных» и «субъект субъектных» отношений, которые существенно влияют на формирование
отношения личности к себе и своему здоровью.
В современной психологической литературе отношение к здоровью и ЗОЖ
рассматривается как сложное психическое новообразование личности,
включающее такие аспекты как: отношение к здоровью как ценности,
представление о себе как о здоровом человеке, переживания, связанные с
состоянием здоровья и риском его утраты, а также поведение,
способствующее сохранению и укреплению здоровья. Анализируются
когнитивные, мотивационные и поведенческие аспекты отношения личности к
здоровью и их взаимосвязь.
Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по
мере его взросления и имеет решающее значение в формировании привычек
ЗОЖ. В данной статье анализируется гендерновозрастной аспект отношения
к здоровью и ЗОЖ как условие и основа использования педагогических
технологий формирования культуры здоровья школьников.
Авторы многочисленных работ, посвященных проблемам формирования ЗОЖ
ребенка, приходят к выводу о том, что осознанное отношение к здоровью и
ЗОЖ необходимо начинать формировать уже в дошкольном и младшем
школьном возрасте, основываясь на возрастных закономерностях личностного
развития детей [2,3].
Наше исследование направлено на выявление и анализ гендерновозрастных
особенностей отношения учащихся к ЗОЖ. Анкетирование, проведенное в
образовательных организациях Зеленоградского округа Москвы в 2015 2016
году (выборка составила 3441 опрошенных школьников от 7 до 15 лет)
показало, что возрастные особенности развития личности существенно влияют
на формирование отношения обучающихся к ЗОЖ и к сохранению своего
здоровья.
При изучении отношения к здоровью и ЗОЖ мы исходили из понимания ЗОЖ
как комплексного явления на основе дифференциации его когнитивного,
мотивационного и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент
характеризует знания учащегося о своем здоровье и основных факторах,
оказывающих влияние на здоровье. Мотивационный компонент обеспечивает
интерес и направленность личности на здоровьесберегающие действия, а
поведенческий отражает фактические действия, поведение, направленное на
сохранение и укрепление здоровья [4].
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что общей
тенденцией развития отношения обучающихся к здоровью и ЗОЖ является переход от не поведенческих концепций здоровья и ЗОЖ (рассмотрение
здоровья в противопоставлении с болезнью или через признаки внешнего вида)
к пониманию здоровья, основанном на поведении. Уже к концу младшего
школьного возраста формируются научные представления детей о здоровье и
ЗОЖ, растет способность к рефлексии здоровья и способов его поддержания.
Социальная ситуация развития личности младшего школьника и психические
новообразования у детей данного возраста создают благоприятные условия
для формирования позитивного отношения к ЗОЖ и здоровью в целом.
Становится значимым факт осознания ребенком важности здоровья для
успешного освоения новой для него учебной деятельности и социальной роли
ученика. Младшие школьники имеют в основном положительную установку на
восприятие и усвоение информации о здоровом образе жизни. Мотивация к
ЗОЖ связана преимущественно с социальными мотивами учения, однако
постепенно по мере личностного и когнитивного развития растет и мотивация
к познанию сущности здоровья и факторов его риска.
Формирования культуры здоровья
Формирования культуры здоровья
Формирования культуры здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.