Тема: С Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов (сумма арифметической прогрессии)
2.Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
3.Планируемые результаты:
Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Предметные: Решать задачи с применением формул общего члена и суммы прогрессий. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии
Метапредметные ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Ключевые слова: формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии
Краткое описание: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Самостоятельная работа».
Блочно-модульное описание урока
БЛОК1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1.Мотивирование на учебную деятельность
Эпиграф урока: Математика есть единая симфония бесконечного. Д. Гильберт.
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение, что «движение вперед», «успех» .
Не будем останавливаться и мы, а пойдем вперед в направлении изучения прогрессий.
Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо вы забудете, откуда вы вышли и куда вам нужно идти. Давайте оглянемся, что на данный момент мы знаем о прогрессиях.
Как называется прогрессия, которую мы изучаем?
Что мы о ней знаем, выясним в ходе устной работы
2. Актуализация опорных знаний
1.Являются ли арифметическими прогрессиями последовательности чисел:
3, 7, 12, … (нет) 28, 31,34… (да)
2.Дайте определение арифметической прогрессии. Запишите это определение с помощью формулы на доске и в тетради.
(an+1 = an + d. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом)
3.Как называется каждый компонент этой формулы?
4.Как найти разность арифметической прогрессии? ( d = an+1 - an )
5.Скажите, а какой еще формулой можно задать арифметическую прогрессию? Запишите эту формулу. ( an = kn + b. Любая арифметическая прогрессия может быть задана формулой вида an = kn + b, где k и b – некоторые числа)
6.Какие из формул задают арифметическую прогрессию: an = 5n + 7, an = 3n2+1, an = 4 – n3 , an = 3 – 4n ?
3. Целеполагание (Назовите цель: ты узнаешь, ты научишься……) познакомишься с формулой суммы n-первых членов арифметической прогрессии, развить представления учащихся об использовании прогрессии в окружающей их жизни.
БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Скажите, сколько времени вам понадобится для того, чтобы сложить, к примеру, все натуральные числа от 1 до 100?
Совершенно не сомневаюсь в ваших способностях.
Истории математики известны случаи очень раннего проявления математических способностей. С формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии был связан эпизод из жизни немецкого математика К. Ф. Гаусса (1777 – 1855).
Когда Карлу было 9 лет, учитель задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно». Через 1 минуту Карл произнес: «Я уже решил... – и сдал работу, в которой была записана формула и верный ответ. К концу урока сумму вычислили и остальные.
Юный Гаусс сам того, не подозревая, вывел формулу суммы первых 100 членов арифметической прогрессии.
На этом уроке, подобно Гауссу, мы выведем в общем виде формулы суммы n-первых членов арифметической прогрессии и рассмотрим некоторое их применение к практическим задачам.
Задача эта не проста,
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа.
Пять первых связок рассмотри,
Найдёшь к решению ключи.
Давным-давно сказал один мудрец
Что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
S = 1 + 2 + 3+ …+98 + 99 + 100,
S = 100 + 99 + 98+ …+3 +2 +1,
2S = 101∙100, S = =5050.
Сумму п первых членов арифметической прогрессии принято обозначать как Sn.. Вывод формулы проведем в ходе решения задачи «Найти сумму п первых членов арифметической прогрессии, если известны ее первый и n-ый члены.»
(аn) – арифметическая прогрессия.
Sn = a1
+ a2 + a3
+ … + an-2 + an-1 + an,
Sn = an + an-1 +
an-2 + …+ a3 + a2 + a1.
a2 + an-1 = (a1 + d) + (an
– d) = a1 + an,
a3 + an-2 = (a1 + 2d) + (an
– 2d) = a1 + an,
a4 + an-3 = (a1 + 3d) + (an
– 3d) = a1 + an и т.д.
2Sn = (a1 + an)∙n.
БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
2.
3.
№605(а)
S9 = ∙9 = ∙ 9 = ∙ 9 = 7 ∙ 9 = 63.
1. 2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
3.Задание ЕГЭ и ОГЭ
Ответ:-25,2
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)
Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.
Я запомнил, что…
Я понял, что…
Мне на уроке …
Думаю, что
2. Домашнее задание.
Рекомендации по ДЗ. №603 стр.158
Ответ:53,2
2.
Ответ: -36
3.
Ответ: 550
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.