ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Оценка 4.6

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Оценка 4.6
docx
02.05.2020
ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
формы активизации творческой деятельности.docx

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ




        

В процессе обучения специалистов среднего звена по специальностям укрупненной группы направления подготовки 070000 Культура  и искусство развитие творческих навыков и способностей помимо профессиональных модулей осуществляется в ходе изучения профильных и общепрофессиональных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к профилю квалификации. Первоочередное значение для приобретения будущим музыкантам  профессиональных компетенций здесь имеют музыкально-теоретические дисциплины, знакомящие обучающихся исполнительских специальностей со средствами воплощения музыкальных образов, типами музыкальных складов и фактуры, гармоническим языком, структурой, принципами развития и особенностями музыкальной драматургии.

В данных методических рекомендациях предлагаются формы продуктивной работы с обучающимися на учебных дисциплинах   «Элементарная теория музыки» и «Гармония», которые должны способствовать воспитанию глубоких теоретических знаний, необходимых  не только для развития исполнительской техники, чтения с листа, подбора на слух, но и формирования художественного вкуса и личностных ценностных критериев.

Для глубокой взаимосвязи с профилем специальности при освоении музыкально-теоретических дисциплин следует обратить внимание на следующие факторы:

практическую ориентацию теории музыки на специфику избранной специальности;

отступление от практики  схоластического подхода изучения теории музыки по принципу «упражнение ради упражнения»;

акцент на творческую  направленность.

          Практическая ориентация музыкально-теоретических дисциплин подразумевает наличие у студента теоретических знаний предмета и умение использовать их в процессе своей учебной и будущей профессиональной музыкальной деятельности. Поэтому, необходимо постепенно отказываться от сугубо теоретической системы преподавания и переходить к таким формам и методам, освоив которые, обучающиеся смогут  органично перейти от инструктивно-репродуктивного к продуктивному творческому методу.

         Естественно, желание обучающегося заниматься творчеством в контексте изучения музыкально-теоретических дисциплин должно быть осознанным и основываться на определенном уровне знаний, умений и навыков. Так, например, в курсе изучения элементарной теории музыки

темы «Метр. Ритм. Темп» можно начать развитие навыков сочинения, предлагая обучающимся подобрать ритмо-формулы на заданные метры в условиях простейших музыкальных жанров (марш, вальс, полька): дробление, суммирование, дробление с замыканием, различные виды синкоп, в том числе ломбардский (александрийский) ритм. При изучении темы «Аккорды» после освоения функциональной системы лада обучающиеся уже способны делать подбор аккомпанемента, используя простейшие виды аккордов (главные трезвучия, доминантсептаккорд, вводные септаккорды, септаккорд II ступени c обращениями). Тема «Склад. Фактура. Жанр» более предметно закрепляется посредством упражнения на фактурное  варьирование, благодаря чему обучающиеся на примере собственных композиций знакомятся с принципом диминуирования, редуцирования и жанровой трансформации. Умение  импровизировать как качество, необходимое для музыканта уместно развивать при изучении темы «Секвенция», для чего будет естественным подвергнуть секвенционному развитию понравившийся музыкальный оборот, фрагмент. Тема «Транспозиция» поможет осваивать  элементарные концертмейстерские навыки на примере репертуара детской школы искусств или несложных произведений по специальности.

         Вышеуказанные творческие формы  работы в дальнейшем целесообразно применять в учебной дисциплине «Гармония» с поправкой на более сложный уровень содержания. Помимо них появляется возможность перерастания теоретического анализа гармонического языка музыкальных произведений в формирование навыков стилистической импровизации средствами  изучаемых функциональных и фонических оборотов, гармонических приемов разработочного изложения, систем родства тональностей. Как на аудиторных занятиях, так и в условиях самостоятельной работы обучающиеся могут создавать композиции в стилях разных композиторов и даже различных музыкально-художественных эпох, начиная с миниатюр и заканчивая сочинением крупных форм.   

Преимущество творческого подхода при усвоении знаний, выработке умений и навыков в сравнении с другими способами и методами, где нет творческого подхода, объясняется различием механизмов мыслительной деятельности. Процесс репродуцирования связан с элементарными мыслительными действиями. Происходит усвоение знаний по типу: педагог объяснил – обучающийся повторил и запомнил, педагог показал – обучающийся скопировал. В отличие от творческого познания, где мыслительные процессы включают в себя такие умственные операции, как сравнение, анализ, сопоставление,  репродуцирование обращается к автоматизму памяти; причастность к творческому началу развивает способности к преобразовательной деятельности. Здесь нельзя не  согласиться с высказыванием А.Н. Леонтьева  в его работе «Деятельность. Сознание. Личность», что «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ».

         Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе, поиске, итогом которого является усвоение знаний и выработка умений и навыков. 
         Современная психология и педагогика признают, что степени общего творческого развития человека имеет свои пределы, и каждый человек может и должен развивать свои творческие способности до тех уровней, которые отпущены ему природой. Определить же эти уровни можно только непосредственно занявшись творческой деятельностью. Еще  выдающийся музыковед А.Н. Сохор  утверждал: «Композицией могут и должны заниматься все дети. Задача преподавателя теоретических дисциплин состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности студента, чтобы каждый  стал личностью, художником».
         Введение творческих методов преподавания различных музыкальных дисциплин, в том числе гармонии, весьма важно, так как помогает понять и раскрыть суть явления в рамках данной дисциплины. 
Для обучающихся  одним из вариантов творческой деятельности может стать музыкальное моделирование. Моделируя объект исследования и совершенствуя его модель, обучающийся шаг за шагом проникает в суть объекта, познает его характерные и существенные свойства.
Самостоятельность в музыкальном моделировании проявляется в умении следовать и реализовывать основные этапы процесса моделирования.
Процесс музыкального моделирования состоит из следующих общепринятых этапов:
         –определение цели моделирования и постановка задач;  
          – разработка модели  в виде идей, которые фиксируются в виде схем, в том числе ритмических и гармонических, а также описаний логики построения и средств музыкальной выразительности, и непосредственно характерных особенностей определенного жанра;

         – процесс создания модели  действуя методом перебора вариантов, сравнения, анализа, сопоставления, суждения. Цель ее создания – проверка соответствия отобранных средств музыкальной выразительности характеристикам объекта, логичность построения модели; 
         – анализ результатов моделирования – на этом этапе производится сравнение полученной композиционной модели и объекта посредством звукового воспроизведения, и делаются выводы о соответствии полученной модели характеристикам объекта.

Сущность методики музыкального моделирования заключается в освоении и систематизации наиболее характерных и прочно закрепленных в сознании единиц музыкальной речи и отборе наиболее типичных клише для построения заданного образа. Введение моделирования, по сути, есть введение в творчество, которое объединяет имитирование различных стилевых, жанровых образцов и способность выделять, использовать средства музыкальной выразительности, для построения музыкального образа. Это  формирует, развивает умение оперировать музыкальными средствами для создания музыкального характера, музыкального образа.
         Суть музыкального искусства – выражение образа; он предопределяет всю совокупность музыкальных средств, формируя, в свою очередь, соответствующую интонацию, смысловое «зерно» музыкального произведения. Стержнем  музыкального моделирования должно также стать выражение образа с опорой на устойчивые музыкально-слуховые представления, закрепленные в памяти. В творческом процессе музицирования память активизируется, приводя в движение знакомые интонации, накопленные ранее. Именно они, вызывая соответствующий эмоциональный отклик, провоцируют музыкальную деятельность, являясь сво­еобразным музыкальным стимулом.


 

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая ориентация музыкально-теоретических дисциплин подразумевает наличие у студента теоретических знаний предмета и умение использовать их в процессе своей учебной и будущей профессиональной музыкальной деятельности

Практическая ориентация музыкально-теоретических дисциплин подразумевает наличие у студента теоретических знаний предмета и умение использовать их в процессе своей учебной и будущей профессиональной музыкальной деятельности

Вышеуказанные творческие формы работы в дальнейшем целесообразно применять в учебной дисциплине «Гармония» с поправкой на более сложный уровень содержания

Вышеуказанные творческие формы работы в дальнейшем целесообразно применять в учебной дисциплине «Гармония» с поправкой на более сложный уровень содержания

Современная психология и педагогика признают, что степени общего творческого развития человека имеет свои пределы, и каждый человек может и должен развивать свои творческие способности до…

Современная психология и педагогика признают, что степени общего творческого развития человека имеет свои пределы, и каждый человек может и должен развивать свои творческие способности до…

Сущность методики музыкального моделирования заключается в освоении и систематизации наиболее характерных и прочно закрепленных в сознании единиц музыкальной речи и отборе наиболее типичных клише для…

Сущность методики музыкального моделирования заключается в освоении и систематизации наиболее характерных и прочно закрепленных в сознании единиц музыкальной речи и отборе наиболее типичных клише для…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020