"Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников"
Оценка 4.9

"Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников"

Оценка 4.9
Лекции
docx
1 кл—4 кл
22.04.2023
"Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников"
Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников.docx

«Формы и методы  формирования финансовой грамотности у  младших школьников».

Колоколова Людмила Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ № 4

 г.. Болотного Новосибирской области

 

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Актуальность данной темы обусловлена тем, что новые времена ставят перед нами новые задачи. В наше время финансы являются одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека. [3,20] Данный  аспект должен обладать знаниями и навыками управления своими средствами, способностью принимать обдуманные  решения по использованию  своих накоплений  для финансовой безопасности и защиты личного капитала.

На сегодняшний день, начальная школа обучает детей читать, грамотно писать, учит  считать. Но  она недостаточно готовит  детей к реальной жизни, к трудностям во многих сферах жизнедеятельности, которые появятся у детей  на пути  их взросления, а также  становления личности.  В особенности это коснётся в вопросах  их финансового образования. Ведь  современный мир невозможно представить без денег. И более того, сегодняшний  школьник должен осознавать то, что он сам в первую очередь в ответе за  своё финансовое благополучие. [1,1]

С самого раннего детства  наших детей окружают деньги. Они знакомятся с ролью денег в жизни человека из разговоров взрослых дома, по телевидению, на улице, и, конечно же, в школе.  Дети начинают  понимать - деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию своего маленького «капитала». [1,1]

Поэтому для успешного усвоения материала  по формированию навыков финансовой грамотности в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. [2,1]

Процесс формирования финансовой грамотности  у детей должен сопровождаться различными мероприятиями,  которые позволили бы вовлечь  в него как можно больше участников данного процесса.

Ключевые слова: деньги; потребности; экономика; экология; ресурсы.

Нынешние  школьники практически  выросли вместе с современной экономикой, и, живя в мире ценников,  а не ценностей, даже и не подозревают  о том,  что существует и другая  система человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. [8,1]

          Поэтому,   на современном этапе введения курса финансовой грамотности в школы, перед учителями возникает много вопросов  о заинтересованности детей данным курсом. Один из таких вопросов: «А какие  же формы деятельности можно применять на данном  этапе  формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий можно  и нужно выбирать?»

         Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность.  На этих занятиях ребята наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся видеть себя в той или иной  роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в обществе, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в дальнейшей жизни.

Включение курса «Основы финансовой грамотности» как одного из направлений  внеурочной деятельности позволяет придавать социально - экономическую значимость содержанию основной образовательной программы начального общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации и адаптации  в современном обществе. [8,2]

Данный курс внеурочной деятельности значительно расширяет и дополняет знания детей  об управлении собственным бюджетом и личными финансами. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия решений в области экономики, управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать различные экономические задачи.

 Изучать финансовую  грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. [1,3] При решении задач, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Большую возможность включать элементы финансовой грамотности дают уроки окружающего мира.

В начальной школе внеурочные  занятия также должны включать в себя  темы о различных профессиях, их особенностях, а также о денежных отношениях в современном мире. На этих занятиях учащиеся не только получат представления о деньгах, прибыли, расходах, доходах, бюджете, но и будут учиться применять свои знания и умения при освоении других дисциплин. Данная работа является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта.

            Для успешной  реализации вопросов экономического воспитания  можно  использовать   разнообразные упражнения, дидактические игры и задания.  Начинать изучение  финансовой  грамотности следует с  формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

Так, для формирования  этих понятий  можно предложить учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».  [4,6]

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image4.jpg     https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image6.jpg         https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image5.jpg        https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image8.jpg      https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image7.jpg        https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image2.jpg

                                                                                 

                                 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image1.jpg                https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/30/kolokolova_lyudmila_vladimirovna_2.docx_image3.jpg

                    - Какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?

Также  для формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии важным ресурсом является   устное народное творчество. Чтобы проверить, как хорошо дети знают понятия « экономика» и «экология»,  следует предложить учащимся пословицы. Дети должны найти  смысловой  конец и установить связь с экономикой и экологией. [8,4]

Труд человека кормит,                         а трудами.

Мал золотник,                                         лучше большого безделья.

Готовь сани летом,                                 без добра

Не сиди сложа руки,                              тем больше дров.

Назвался груздем,                                  пригодиться напиться.

Маленькое дело,                                     да дорог.

Семь раз отмерь,                                     тоже поели кошки

Жизнь измеряется не годами,                не будет скуки.

Чем дальше в лес,                                   а лень портит.

Не плюй в колодец,                                 а телегу зимой.

Наши лепёшки                                        полезай в кузов.

Нет худа                                                  один отрежь.

Результативным средством формирования финансовой грамотности  у детей ещё являются и  ролевые игры, которые способствуют имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.  Подобные игры позволяют воплощать дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка  в работу, учитывая его интересы, склонности и способности. [5,4] Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему содержанию, назначению и  способам организации их проведения.

При проведении занятий по основам финансовой грамотности следует применять  следующие методы и приемы: задачи на развитие логического мышления, задачи с неполным условием, математические задачи с региональным содержанием, которые являются эффективным средством финансового образования детей в начальной школе. Данные задачи экономического характера могут применяться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности и максимально эффективны, когда детям предоставляется возможность самостоятельно составить задачи для одноклассников, проиллюстрировать их и представить в игровой форме.

Таким образом, делаем вывод, что работа, направленная на воспитание финансовой  грамотности младших школьников, может быть проведена в самых  различных  формах. Все приведённые выше  мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно целостных представлений о процессах, связанных с бизнесом, экономикой, ресурсами, а также их разумным потреблением.

Все методы и формы работы в данном направлении способствуют формированию успешной личности каждого ребёнка.

Список литературы:

1.     Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.

2.     Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. 2016.

3.     Гид по финансовой грамотности. - М.: КНОРУС, 2010.

4.     Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику.-М. МПА-Пресс, 2002.

5.     Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская  – М., 2000.

6.     Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf#_Toc2313584511.

7.     Личные финансы семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не позволять деньгам управлять вами. - М.: Альпина Паблишерлз, 2011.

8.     https://infourok.ru/masterklass-na-temu-formirovanie-finansovoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-3188232.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников»

Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников»

Какие формы проведения мероприятий можно и нужно выбирать?»

Какие формы проведения мероприятий можно и нужно выбирать?»

Так, для формирования этих понятий можно предложить учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы»

Так, для формирования этих понятий можно предложить учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы»

Дети должны найти смысловой конец и установить связь с экономикой и экологией

Дети должны найти смысловой конец и установить связь с экономикой и экологией

Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А

Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2023