Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения
Самостоятельная работа учащихся - организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время:
· поиск знаний, их осмысление, закрепление;
· формирование и развитие умений и навыков;
· обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:
· соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
· формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
· вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
· является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
-копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности;
-репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач;
-продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;
-самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
В коллекции заданий для самостоятельной работы учащихся важно предусмотреть наличие разнообразных по уровням заданий.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО УРОВНЯ
ОБРАЗЕЦ
1. Определите, тело или вещество?
· Гвоздь
· Железо
· Монета
· Медь
· Золото
· Кольцо
· Ртуть
· Капля
· Кристалл
· Осколок
· Мел
· Снежинка
ЗАДАНИЕ ВТОРОГО УРОВНЯ
ОБРАЗЕЦ
Сопоставьте формулы веществ с их названиями
1) изооктан 2) дивинил 3) кумол
4) изобутан 5) неопентан 6) 3-этилпентан
Интересно, что многие задания из копилки учителя можно трансформировать.
Вот, например, химический диктант может превратиться в игру в Шерлока…
«Тайное послание». По ходу данной игры ученику необходимо собрать определенный шифр, состоящий из 8 карточек. Две из них будут содержать одинаковое значение.
В ходе работы пользоваться только периодической системой химических элементов (далее ПСХЭ). Формулировки могут меняться в зависимости от цели.
1. Запишите символ элемента, открытого в 1879 году шведским химиком Ларсом Нильсоном и названого в честь Скандинавии (эрудиция, смекалка)
ИЛИ
Запишите символ элемента, находящегося в 4 периоде, 3Б группе (проверка умения находить элемент в ПСХЭ по «химическим» координатам)
ИЛИ
Запишите символ элемента, в ядре которого 21 протон (проверка знаний о строении атома)
ИЛИ
Запишите символ элемента, описанного Д.И.Менделеевым, как гипотетический «экабор». Его можно назвать металлом XXI века и прогнозировать резкий рост его добычи, рост цен, так, например он используется для получения сверхтвёрдых материалов.
2. ОН красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
О каком веществе идет речь? Запишите символ элемента, которым образовано это вещество.
3. Поменяйте местами буквы в символе элемента, у которого на втором энергетическом уровне в 4 раза больше электронов, чем на первом.
4. Запишите символ элемента, он первый в семействе лантаноидов.
5. Запишите символ элемента, который в алхимические времена считался отцом всех элементов
6. Запишите символ элемента, название которого происходит от нем. «Kobold» — домовой, гном. Соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.
7. Первая буква последней карточки – символ самого распространенного элемента на земле, вторая буква карточки – вторая буква в символе самого распространённого металла в земной коре.
Финал – фраза на английском языке «Наука - это здорово!»
По сути, мы превратили химический диктант в задание для самостоятельной работы ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
ЗАДАНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ – от решений задач прикладного типа и анализа текста статьи из газеты до «изобретите прибор» - здесь нужно отметить, что подобные задания часто выходят за рамки урока. Иногда они могут быть началом проекта или исследовательской работы ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.