Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-
"Специальная (коррекционная) школа № 9"
Формы и методы работы
по истории с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(доклад на ШМО учителей -предметников)
Колбасина Е.С.,
учитель истории
Мысковский городской округ, 2019
В специальной (коррекционной ) школе используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, проектная деятельность, самоподготовка.
Урок - основная форма обучения предметов в специальной (коррекционной) школе.
Эффективность обучения обучающихся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации. Урок, будучи ведущей формой организации учебной деятельности в специальной (коррекционной) школе, является и основной формой обучения предметов. Он позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно - развивающие задачи курса истории Отечества, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, реализовать такие дидактические принципы как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность в обучении.
На уроках истории обучающиеся знакомятся с историей Родины с древнейших времен до наших дней. На уроке учитель организует проверку и закрепление исторических знаний обучающихся, осмысливание нового материала путем его разбора и обобщения, применение прежних знаний обучающихся для усвоения новых знаний. Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями, умениями и личностными качествами учителя истории, который отбирает главный учебный материал на урок, организует деятельность, отвечающую познавательным возможностям обучающихся.
На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ и познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта). В обучении истории обучающихся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) специальной (коррекционной) школы роль устного слова неизмеримо возрастает.
Прежде чем говорить о методике обучения истории детей с умственной отсталостью, необходимо выделить ряд общих положений:
- учёт нарушения логико-мыслительной деятельности и преобладания конкретно-образного мышления;
- не все формы и методы работы применимы, необходима постоянная коррекция методов и приёмов работы;
- часто возникает необходимость "индивидуализации" учебного материала и учебного плана;
- необходимость комплексного использования методических приёмов и средств при обучении и т. п.
Особо необходимой работой в методике формирования ЗУН у умственно отсталых детей должна быть постоянная, предварительная и итоговая диагностика уровня сформированности ЗУН.
Работая над формированием исторических понятий, развивая картографические умения и прочее, всегда необходимо сначала предложить простое, несложное задание на выявление способности ребёнка к соответствующему действию, так как необязательно он не владеет тем или иным навыком либо полностью неспособен им овладеть, ведь можно обнаружить (что, как правило, и бывает) отдельные, пусть даже и зачаточные, элементы этого навыка, которые можно развить, на которые можно опереться. В общем виде, говоря о методике обучения истории умственно отсталых детей, все методические приёмы, средства, методы и формы их применения можно использовать только если они способны компенсировать отставание таких детей от сверстников в умственном развитии, т. е. Если они эффективны как один из методов реабилитации этих детей и способствуют их включению в современное общество. В этом проявляется коренное отличие целей обучения истории в обычной средней школе и обучение детей в классах коррекции и вспомогательных школах. Все основные формы работы и методические приёмы обучения истории делятся, как известно, на следующие группы:
-- работа по сообщению и усвоению новых знаний, умений, навыков. Методически делится на:
а) методику формирования умения составлять план-конспект;
б) методику формирования понятийно-терминологической базы;
в) методику формирования и развития картографических умений;
г) методику формирования хронологических умений и навыков;
-- работа по закреплению, повторению и обобщению
полученных ЗУН. Делится, в свою очередь, на:
а) методику работы со знакомыми понятиями и
терминами;
б) методику развития элементов самостоятельной
работы детей с учебным материалом и т. п.;
-- работа по мониторингу процесса обучения истории.
Делится на следующие методические элементы:
а) методика обучения планированию своего ответа;
б) методика обучения самоконтролю, самопроверке;
в) методическая организация форм контроля и т. д.
Основные формы работы, и, соответственно, основные методики обучения истории используются и в организации обучения умственно отсталых обучающихся, однако применяются только исходя и отталкиваясь от особенностей таких детей. Некоторые из методик в более или менее откорректированном виде широко используются на всех этапах и во всех видах урока, некоторые строго функциональны и потому специфичны, используются только на отдельных этапах урока. Исходя из степени умственной отсталости ребёнка, её конкретных проявлений, результатов предварительной диагностики и других факторов, педагоги, работающие с этими детьми, могут разрабатывать и собственные методики по формированию ЗУН, а также по-своему использовать уже разработанные методики и формы работы с детьми. Ниже будет сделан на методиках и формах работы с умственно отсталыми детьми применительно к такому направлению, как работа по усвоению нового учебного материала. Основными здесь будут следующие группы методик:
-- методика формирования исторических терминов и понятий;
-- методика формирования картографических умений и навыков;
-- методика формирования хронологических умений и навыков;
-- методика обучения отдельным элементам самостоятельной работы.
Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности. К методам устного изложения широко применяемым в специальной (коррекционной) школе относятся: повествование, описание, объяснение, беседа.
· Рассказ.
Рассказ на уроке истории в специальной (коррекционной) школе строится исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Живое слово играет ведущую роль при обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным (10 – 15 минут). Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
· Описание.
В отличие от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся. Описание может быть картинным и аналитическим.
Разновидность описания – характеристика. Она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. В обучении учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей (с опорой на портрет). Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость и т. д. Характеристики участников событий способствуют лучшему пониманию самих событий.
· Объяснение.
С помощью объяснения облегчается понимание и сознательное усвоение исторического материала учащимися, тем более в специальной (коррекционной) школе, где иные вопросы приходится объяснять неоднократно, возвращаясь к пройденному материалу. Объяснение используется в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке.
· Беседа является устным методом обучения в форме диалога. Предполагает активное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, выступает как метод проверки знаний. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, так как обратная связь позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению.
В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.
Обучающиеся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) к 7 классу уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.) Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.
К методам работы с письменными источниками относятся: работа с учебником, работа с историческим документом, работа с периодической печатью, использование художественной литературы.
· Работа с учебником.
Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая обучающимся прочесть про себя какую – нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, главной мысли, для подтверждения какого – либо пункта плана урока, соотнесения иллюстративного материала с текстом учебника.
· Работа с историческими документами.
В процессе обучения истории учащиеся специальной (коррекционной) школы приучаются работать с историческими документами, но под четким руководством учителя. Самостоятельная работа с документальными источниками, требующая глубокого анализа, обобщения, оценки содержания документа, не планируется.
Чаще всего учитель сам использует исторические документы, включая их в свой рассказ по теме урока, предварительно переработав и упростив содержание, наметив словарную работу.
· Работа с периодической печатью.
Наибольшую роль периодическая печать играет при изучении современного периода развития России, давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально – экономической, политической и культурной жизни страны. В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала периодической печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор. Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов периодической печати будет способствовать социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта).
· Использование художественной литературы.
Значение художественной литературы в обучении истории обучающимся заключается в следующем:
- повышает наглядность изложения материала учителем;
- служит конкретизации учебного материала;
- помогают формированию представлений о прошлом;
- способствуют лучшему запоминанию учебного материала;
- повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя на учеников;
- воспитывает определенное отношение учащихся к событиям и героям.
Подбирая отрывок из художественного произведения для урока истории в специальной (коррекционной школе), учитель всегда должен помнить о том, чтобы не перегрузить свое изложение литературными образами.
В обучении истории обучающихся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.
· Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль), памятные места исторических событий (Сенатская площадь, красная Пресня в Москве), орудия труда, предметы быта, оружие и др.
· Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место. Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинами, кинофильмами.
· Условно – графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, планами, схемами, графиками, диаграммами, аппликации. Графики и диаграммы в силу присущих им специфических особенностей редко используется на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Обучающиеся не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально – экономическими процессами. Учащимся более доступен схематический рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа. Закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника. Таким образом, рисование на классной доске является одним из методов коррекции, так как привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории. Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации. Их применение оживляет схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся. Карты, карты – схемы, планы местности в основном используются для формирования пространственных представлений, но их другая функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности.
Широкое применение на уроках истории находит демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения.
Учитель должен установить, что из наглядных пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения, доступность для восприятия учащимися, соответствие содержанию изучаемого материала, дозировка наглядных пособий. В условиях специальной (коррекционной) школы какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности.
В специальных (коррекционных) классах используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации, проектная деятельность, самоподготовка.
Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями, умениями и личностными качествами учителя истории, который отбирает главный учебный материал на урок, организует деятельность, отвечающую познавательным возможностям обучающихся и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал.
Список литературы
1.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной.
М.: Просвещение, 2004. 176 с.
2. Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. Реализация принципов
коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной
(коррекционной) школе VIII вида // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2016. – № S26. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14809.htm.
3. Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г. Морозова /
Психология и педагогика. 2009. 360 с.
6. Шибаева, Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно
отсталых учащихся на уроках истории // Дефектология. 2000. № 6.С. 34-38.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.