Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики
Оценка 4.7

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
20.04.2020
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики
Формы и методы работы с детьми с задержкой.docx

Формы и методы работы с детьми с задержкой

психического развития на уроках физики.

Год от года количество коррекционных классов, как и их учеников, к сожалению, увеличивается. Кто-то склонен видеть причину этого в увеличении семей, злоупотребляющих алкоголем, однако ученый РАО считают, что все зависит от того, каковы особенности человеческого мозга и компенсаторные возможности организма ребенка.

Требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Задержка психического развития бывает 4-х типов:

  1. ЗПР конституционального характера. У детей с этим типом ЗПР в первую очередь страдает эмоционально-волевая сфера.
  2. ЗПР соматогенного характера. Это случай длительной физической слабости и болезненности ребенка.


  3. ЗПР психогенного характера. В ее основе лежат неблагоприятные условия воспитания. Наиболее часто данный тип ЗПР обусловлен явлением гип опеки.
  4. ЗПР церебрально-органического характера. Здесь имеется какое-либо органическое нарушение нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД), причиной которой опять же может стать патология беременности и родов. Этот тип ЗПР – наиболее распространенный.

У детей с диагнозом ЗПР возникают трудности в обучении: - низкая динамика работоспособности на уроке; - невнимательность; - медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий; - неусидчивость; - не сразу понимают пояснение; - не аккуратное ведение тетрадей; - плохо ориентируются в тетради; - недостаточно развито словесно-логическое мышление; - психосоматические нарушения; - низкий уровень зрительно-слуховой памяти. Как следствие низкая мотивация к обучению.

В связи с этим можно выделить несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР по физике:

у таких детей низкая мотивация, они не успевают усваивать материал поэтому в своей работе я использую прием В.Ф. Шаталова «опорный конспект или схема». При изучении нового материала ребенок несколько раз может обратиться к нему. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память. Ребята с ЗПР легче усваивают материал в схемах. Схемы лучше оформлять разными цветами, т.к. у детей с ЗПР острое восприятие цвета.

В условиях индивидуального обучения можно применять такой способ проверки домашнего задания, как опрос. При этом ученик получает список конкретных вопросов (как правило 5-10), на которые он должен найти ответ в опорной схеме-конспекте.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Что здесь изображено? Что происходит? и т.д.».

Еще один метод-это многократное повторение и проговаривание определений физических понятий. Формулы повторяем и изучаем с помощью карточек, где записана вся формула, а затем предлагается карточка с пропущенной физической величиной. Ребенок должен вспомнить какая величина пропущена.

Не понимая математики, ученикам очень сложно воспринимать физические законы. И один из методов который может в этом помочь это графическая работа. Здесь ребенок наглядно может увидеть значимость физической величины и ее зависимость от других, что делает его знания не формальными, а полными смысла.

Чтобы заинтересовать ребят с ЗПР использую видеофрагменты, анимации, модели это дает возможность показать демонстрационные эксперименты, рассмотреть строение приборов таких как двигатель, генератор, батарейка и т.д. Видео-уроки задаю на дом, чтобы ребенок прослушал объяснение другого учителя и разобрал все непонятные для него моменты.

Очень полезны игровые технологии: комплект карточек с физическими величинами из которых можно составлять формулы, логические цепочки зависимости физических величин, в седьмом классе разминка с мячом «вопрос-ответ», что способствует и двигательной активности и развитию логического мышления, игра «Неоконченное предложение» и т.д. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее переключаю детей с одного вида деятельности на другой, применяю разнообразные виды занятий. Исключительно важное значение для детей с ЗПР имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Результатом применения всех этих методов и приемов является личностный рост обучающегося, развитие памяти и мышления, повышается качество обучения. Для многих физика становиться любимым и понятным предметом, а некоторые пытаются самостоятельно провести исследование какого-либо физического явления. Мы как педагоги должны стремиться к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным и имело развивающий характер для все ребят.





https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_1.png



https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_2.jpeg

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_3.jpeg

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_4.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_5.jpeg



УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.

Задания.

1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.



g

F

S

t

S

t

S

S

t

a

g

t

m

a

S

U

g

N

a

g

U

N

t

m

S

S

F

V

t

F

V

S

U

R

m

R

S

g

N

a



При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитает, сколько раз встречается каждый знак.



Возможна вариация данного задания с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.



  • Используется вариант индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, то есть для каждого размер таблицы и количество символов варьируется.
  • Символы в таблице можно менять на обозначение единиц измерения физических величин, на название приборов и т.д.
  • Если задание данного типа использую как проверочное, то даю к ней перечень дополнительных вопросов. Например:

- назвать символы;

- с помощью каких приборов можно измерить данные величины;

- назвать основные единицы измерения данных физических величин и т.д.

2. На рисунке не хватает какой-то детали у физического прибора. Определить какой. Или дать задание ребёнку, нарисуй физический прибор с недостатком (нет стрелки, одна половина прибора и т.д.)

3. Выставить на демонстрационный стол несколько приборов. Запомнить. Убрать или переставить их. Восстановить первоначальное положение приборов или назвать убранный.

4. Задумать предмет, физическую величину, прибор и по его описанию угадать задуманное. Можно угадывать по наводящим вопросам.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1. Отыскать карточки, образующие пары.

На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.

2. Головоломки. Физические ребусы.

3. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.

Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ

4. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.

5. «Узнай формулу».

Карточки с формулами с пропусками физических величин. Узнать формулу, вставить буквы, или слова в определение, или пропуски в предложения и т.д.

6. «Физическое лото»

Карточки с формулами, определениями режим пополам. Делим поровну: одну половину себе, другую – детям. Вытаскиваем одну часть, а дети ищут другую. Формулы выбираем те, с которыми у ребят наибольшие затруднения в запоминании. Играем очень быстро.

7. «Найди лишнее».

Например.

Физическая величина: объём, масса, внутренняя энергия, газ, длина, плотность.

Физические явления: молния, инерция, радуга, градус, нагревание.






 

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики

Ребенок должен вспомнить какая величина пропущена

Ребенок должен вспомнить какая величина пропущена

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития на уроках физики

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать…

Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать…

Среди буквенного текста есть слова

Среди буквенного текста есть слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020