Особенности общения дошкольников со сверстниками
Разнообразие коммуникативных действий
(спорит со сверстниками, навязывает свою волю, требует, приказывает, успокаивает, обманывает…)
Яркая эмоциональная насыщенность
(в 9-10 раз выше проявления экспрессивно-мимические проявления)
Нестандартность и нерегламентированность
(проявление своей самобытности: придумывание небылиц, звукосочетаний, передразнивание друг друга, использование самых разных действий и движений)
Преобладание инициативных действий над ответными
(значительно важнее личные действия или высказывания, а инициатива сверстника в большинстве случаев не поддерживается)
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
1. эмоционально-практическое общение со сверстниками (2-3 года )
Подражательность
Эмоциональность
Ситуативность
Не связано с предметными действиями (локомоции, экспрессивно- выразительные движения)
2. ситуативно- деловая форма общения (4-6 лет)
Игры вместе (сверстник в
общении предпочтительней)
Деловое сотрудничество
Потребность в признании и
уважении сверстника
Познание себя, через сравнение со сверстниками (появление конкурентного и соревновательного начала)
Преобладание речевого общения (в 1,5 раза больше , чем со взрослыми), преимущественно ситуативное
2-3 года
Причины
конфликтов
ссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации.
Способы решения
конфликтов
толкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.
3-4 года
Причины
конфликтов
ребенок эмоционально не связан с партнером по игре.
На любом этапе организации игры
Способы решения конфликтов
«игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых.
Словесная атака: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.
5-6 лет
Причины
конфликтов
больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.
могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Способы решения конфликтов
старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».
все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».
начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу»; отсылки к своей роли в игре – «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».
Игры, развивающие общение(младшие дошкольники)
Игры-забавы, хороводы (содержание и правила игры исключают поводы для конфликтов и ссор).Дети действуют одновременно :
«Раздувайся пузырь», «Дождик», «Карусели»
Игры типа «Ходит Ваня», «Подарки», «Зайка» .Соблюдение очерёдности
Игры, направленные на воспитание нравственно-волевых качеств :
«Догонялки», «Лохматый пёс»,
«Воробышки и автомобиль»,
«Смелые мышки»
Игры, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам (старшие дошкольники)
1. Игры, направленные на преодоление отчуждённой позиции в отношении к сверстникам.
(«Добрые волшебники», «Царевна Несмеяна», «Волшебные очки»)
2. Игры, направленные на развитие умения детей правильно воспринимать сверстников
(«Испорченный телефон», «Зеркало», «Эхо». «Волны»)
3. Игры, стимулирующие взаимопомощь и заботу друг о друге («Живые куклы», «На мостике», «Старенькая бабушка»)
4. Игры, направленные формирование межличностных отношений («Мозаика в парах», «Рукавички», «Рисуем домики»,
Методы профилактики конфликтов
Эмоциональная поддержка взрослых
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях.
Внешний контроль за поведением
необходим всем детям
дошкольного возраста.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:
«Солнечный круг»
«Уголок доверия»
«Островок желаний»
«Островок доверия»
« Островок чувств»
«Секретная комната»
«Уютный уголок»
« Стол переговоров»
«Уголок тишины»
«Коврик мира»
«Уголок для друзей»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.