Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Без познавательной активности и развития творческих способностей невозможно вписаться в современный социум с его лавинообразными темпами обновления. Поэтому современный учитель должен постоянно идти в ногу со временем, должен использовать различные методы и приёмы для активизации познавательной деятельности учащихся, развивать у учащихся их творческие способности, практические умения. Но, успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности.
Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
Под формой организации учебно-познавательной деятельности следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».
Выделяют следующие формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая и коллективная.
1.Фронтальная форма учебно-познавательной деятельности
Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.
Характерной чертой является то, что учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса - рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.
Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.
Плюсы этой формы: способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися; воспитывает чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Минусы этой формы: она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, побуждает ученика к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разно уровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы.
Так, для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать и другие формы учебной работы
2.Индивидуальная форма
Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач. Так же это может быть: работа с учебником; выполнение теста или самостоятельной работы; подготовка реферата, доклада; исследовательская деятельность и т.д.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепление, для формирования и закрепления умений и навыков для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым методом. Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения школьников для закрепления, повторения организации разнообразных упражнений.
Плюсы этой формы: учитывает особенности каждого ученика; учит индивидуальному труду; способствует воспитанию самостоятельности, настойчивости в достижении цели, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.
Минусы этой формы: организация требует больших расходов времени и усилий учителя; не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся.
3. Групповая форма организации учебно- познавательной деятельности
Главные признаки: класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных опытов и работ практикумов; при подготовке проектов, тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме.
Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1 Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д
Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.
2. Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения, Главные итоги такого обсуждения становятся известны всему классу и записываются всеми присутствующими на занятиях.
3. Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями.
Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству
Плюсы групповой организации учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.
Минусы: 1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других. Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.
Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
· Наличие у всех участников общей цели.
· Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей
· Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи
· Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели
· Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
· М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся - это «...общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».
· Это школа обучения каждого каждым.
· Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.
Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных компетенций, но и ключевых.
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную деятельность учащихся на уроках и руководить процессом через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приёмов через, особым образом, организованное общение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.