Формы организации внеурочной деятельности
обучающихся по предмету «Русский родной язык»
Пудова Любовь Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ города Кургана «Лицей №12»,
руководитель музея истории школы №12
С 2019 года в школах появился новый предмет «Русский родной язык».
Изучается он с 5 класса по 9 класс по 0,25 часа в неделю, восемь часов в год. Этот предмет является обязательной частью программы, оценки по нему должны быть выставлены в аттестат.
Важнейшая задача курса "Русский родной язык" - приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении.
Предмет «Родной русский язык» носит культурологический характер. Лингвокультурология - это попытка соотнести язык и культуру, то есть погрузиться в забытые слова (архаизмы, историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени.
Музейная педагогика позволяет организовать внеклассную работу по предмету «Русский родной язык». В музее истории школы №12 создана экспозиция «Русская изба», в которой представлены предметы старинного русского быта: прялка-донце и веретено, угольный утюг и ступка, иконы и рушники, швейная машинка «Зингер» и самовар и т.д. В музее проводятся мероприятия под названием «Посиделки в комнате моей бабушки», на котором лицеисты рассказывают об этих старинных предметах, демонстрируют их использование и применение в быту.
Данное мероприятие расширяет кругозор обучающихся о старинном укладе русской жизни, русском быте. Многие современные школьники не знают и половины названий предметов, представленных на экспозиции. Девочки пробуют прясть пряжу, пытаются научиться удержать веретено в руке, с интересом рассматривают филейную скатерть и удивляются тонкости и ажурности вязки. А мальчики стараются удержать в руках угольный утюг, размахивая им, как это делали в 19 веке, или пытаются пестиком измельчить в ступке кусочек сахара.
Такая работа расширяет и лексикон обучающихся. Ребята узнают значения устаревших слов, предварительно знакомясь с понятиями «историзмы» и «архаизмы».
Так, лицеисты знакомятся со следующими историзмами:
- Люлька – подвесная кроватка для младенца.
- Очеп – шест, прикрепляемый к потолку избы, на которой подвешивалась люлька.
- Босовики – домашние туфли, их носили на голую ногу.
- Волосник – женский головной убор.
- Епанечка – нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка.
- Ночвы - неглубокое деревянное корыто.
- Садник – широкая деревянная лопата на длинном черенке, предназначенная для отправки хлеба в печь.
- Кочерга (рогач), серп, жернова, коромысло, корыто, рубель и т.д.
Обучающиеся знакомятся со следующими архаизмами:
- Летник - летняя женская одежда в Древней Руси.
- Увясло - головная повязка.
- Яга - шуба мехом наружу.
- Куфа - большая бочка, кадь, чан.
- Латка - посудина, род миски, употребляемой для жаренья.
- Перст - палец руки.
- Очи - глаза.
- Ланиты - щеки и т.д.
Изучение истории быта своего народа, своего города невозможно без такой лингвистической дисциплины как «Диалектология». Ребята узнают, что такое диалектные слова (диалекты).
- когдысь - когда;
- опосле - потом, позже;
- откуль - откуда;
- осьмой - восьмой;
- пошто - почему;
- сёдни - сегодня и другие.
- евоный - его;
- базлать - громко реветь или громко разговаривать;
- баско - красиво;
- гаманок - кошелёк для денег;
- голбец - подполье;
- горенка - самая последняя маленькая комната в крестовом доме;
- задергушка - занавеска на окне;
- терюшить - теребить.
Далее работа с диалектными словами может заключаться в распределении диалектов по группам:
пища:
- глубянка лесная клубника;
- простакиша - простокваша.
предметы, относящиеся к дому и усадьбе:
- лаги - толстые доски, на которые крипится пол;
- заплот - забор;
- плетень - забор, сплетенный из веток ивы;
- голбчик - деревянная лежанка сверху печки;
- загнета - часть печи;
- закуток - место в доме за печью;
- куть - место в доме перед русской печью;
- пятистенок - дом, состящий из комнаты и кухни;
- цело - передняя часть русской печи.
предметы быта:
- пестерь - плетеная корзина;
- вехотка - мочалка;
- люлька - подвешенная к потолку кроватка для ребенка;
- помело - метла из хвойных веток, для того чтобы мести в печке золу;
- шабала - половник;
- веселок - рогатка, приспособление, для того чтобы мешать сметану на масло;
- половица - красивый половик, используемый только в горнице;
одежда и обувь:
- баретки - туфли, обувь;
- лопоть - повседневная верхняя одежда, старые одеяла;
- лопотина - повседневная верхняя одежда;
- верхонки - рабочие варежки;
- пимы - валенки;
- манатки - свои вещи: одежда, предметы быта;
- обутки - обувь;
- шубенки - варежки из меха.
процесс употребления пищи:
- охминачивать - быстро и много есть, есть с большим аппетитом;
- очепуздывать - много хорошо кушать, с аппетитом;
- наяривать - много и быстро есть.
Некоторые диалектизмы являются многозначными словами:
- Базлать - Громко кричать/Громко плакать.
- Мусолить - Что-то перебирать руками/Сплетничать.
- Обихаживать - Прибирать/Ухаживать за чем-либо.
- Опалыснуть - Ударить/О беде, несчастье, внезапно пришедшем.
- Отчихвостить - Отругать/Хорошо вымыть.
- Притулиться - Прислониться/Прижиться .
- Прихиниться - Притвориться/Спрятаться/Дурачиться.
Музейное мероприятие предполагает и работу с зауральскими фразеологизмами:
- дать Улочку (прогуляться),
- глазА да глАзоньки (требуется особый присмотр, внимание),
- как с пЕчи пал (неожиданно),
- картОвна душА (любитель картофеля),
- до сАмого нЕльзя (до последней черты, до предела),
- шарЫ на вЫскочку (крайняя степень удивления),
- у рук не бывАло (кто-либо никогда этим не занимался) и другие.
Таким образом, видно, что подобное мероприятие предполагает многоаспектную и разноплановую работу по родному русскому языку, включающую такие разделы языкознания как историзмы, архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы. Данную работу можно продолжить. Например, можно рассмотреть синонимию, омонимию, антонимичность диалектизмов или разделить фразеологизмы на группы по семантике (значению).
После посещения музея, экспозиции «Русская изба» или после участия в «Посиделках в комнате моей бабушки» предлагаю ребятам написать сочинение на тему «Старинный предмет в моей семье».
План сочинения «Семейная реликвия»
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Описание старинного предмета (форма, цвет, размер и т.д.).
2. История появления старинного предмета в доме, семье.
3. Кому принадлежал старинный предмет из членов семьи.
4. Почему старинный предмет дорог семье.
5. Пословицы, поговорки, легенды, предания об этом предмете, упоминание в сказках и т.д.
III. Заключение.
Сочинение можно дополнить фотографией или рисунком с предметом. Лучшие сочинения позже были опубликованы во Всероссийском журнале для детей и юношества «Юный краевед» (Приложение 1).
Таким образом реализуется одна из главных задач программы русского родного языка - формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. В результате такой деятельности создаются условия для формирования чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважительного отношения к русскому родному языку, а через него – к родной культуре, к культуре родного края. Во внеурочной деятельности происходит углубление и расширение знаний о языковых явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное использование в различных сферах и ситуациях общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.