Формы работы при подготовке внеклассных мероприятий
Оценка 4.7

Формы работы при подготовке внеклассных мероприятий

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
20.01.2020
Формы работы при подготовке внеклассных мероприятий
В статье описание различных форм работы для подготовки к внеклассным мероприятиям
Нетрадиционные формы на внеурочной деятельности.docx

О нетрадиционных формах учебно-воспитательного процесса при организации и проведении мероприятий.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.  

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Воспитательная система школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

приобретение обучающимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

                   Цель внеурочной деятельности:

          Создание  условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  внеурочной деятельности:

создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных       программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

совершенствование  системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности    в школе;

определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения;

формирование условий для создания единого образовательного пространства, укрепление школьных традиций;

расширение видов творческой деятельности;

создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности;

профилактика асоциального поведения.

 

Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время:

 

Выноска со стрелкой вниз: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Выноска со стрелкой вниз: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Скругленный прямоугольник: Освоение
 базовых знаний и умений
Скругленный прямоугольник: Раскрытие творческого потенциала личности ребенка
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

         Собственно опора на содержание основного образования и является главной ролью развития дополнительного образования детей в школе.

         Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

         С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

3-я ступень (старшая школа):  достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

 

Внеурочная работа должна строиться с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

1 класс- развитие коммуникативных навыков;

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеурочных мероприятий:

·        творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;

·        музыкальные спектакли;

·        субботники, организация дежурств по классу;

·        классные часы, беседы, викторины;

·        экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города;

·        участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

В организации внеурочной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.

     Нетрадиционное  воспитательное мероприятие - это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения. 
     
Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития хорошо известна. Такие  занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.
      
Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы 

не сковывают учебно-воспитательный процесс;
вносят разнообразие в школьные будни;
оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение;
активизируют ребят;
приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям.

Элементы

Традиционная  форма

Нетрадиционная  форма

Концептуальная  основа

-субъект 

-объективные  взаимодействия в системе 

«учитель-ученик",

-изоляция учащихся от коммуникативного

  диалога друг с другом.

+субъект 

- субъективные  позиции, возможность 

интерактивного  диалога между учащимися.

Цели

+Формирование  знаний, умений и навыков.

-Развитие творческого  потенциала

Содержание

+наибольший  объём информации, систематичность

+более глубокое  изучение материала 

-меньший  объём изучаемого материала

Процессуальная  часть

+чёткая структура 

-однообразие,  шаблонность

+внутренние  источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности 

- большие  затраты времени на подготовку

Организация учебного процесса

-низкий уровень  самостоятельности, 

пассивность,  отсутствие возможностей 

критического  мышления

+ разнообразие  форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы  и формы учебной деятельности уч-ся

- вербальные  методы, преобладание монолога

+ приоритет  стимулирующей 

деятельности учителя

Методы  и формы 

работы учителя

+ контроль, временные  рамки

- меньше контроля  со стороны учителя

Усвоение  материала

+ предсказуемость,  контролируемость  

- слабая  обратная связь

+ сильная обратная  связь 

- трудности  в прогнозировании и диагностики

 

В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности. Например,

1.     Очень полезно использовать проектную деятельность, которая вошла в практику многих современных российских школ. Перечислим неоспоримые плюсы данного метода:

+         он развивает познавательный интерес;

+         ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;

+         в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

+         знания находят практическое применение;

+         устанавливается связь с жизненным опытом детей;

+         в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

 

 

2.     КВН проводится в форме соревнований между командами.

Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

3.     Викторина

Она предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

4.     «Путешествия»

Эти занятия красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственно относится к изучению нужного материала.

5.     Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка;

6.     Игры

Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.

7.     Конкурс «Русский медвежонок»

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

8.     Конкурс «Кенгуру»

В России конкурс впервые был проведен в 1994 году по инициативе

Санкт-Петербургского Математического общества. Конкурс «Кенгуру» — это олимпиада для всех школьников с 3 по 11 класс. Цель конкурса – увлечь детей решением  математических задач. Задания конкурса очень интересные, все участники (и сильные, и слабые в математике) находят для себя увлекательные задачи.

В ходе решения системы различных заданий у части младших школьников формировались следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки)

Целеполагать (ставить и удерживать цели)

Планировать (составлять план своей деятельности)

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное)

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

В области личностных универсальных учебных действий у детей  формировались:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Ориентация на понимания причин успеха во внеучебной  деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Способность к самооценке на основе критериев  успешности внеучебной деятельности.

В ходе проведенных занятий были достигнуты определенные результаты:

приобретены новые знания

опыт решения нестандартных заданий

умение выдвигать гипотезы

возник интерес (у части детей) к исследовательской работе

Результат выражался в понимании детьми сути заданий, умении поэтапно решать нестандартные задания.

 

Для решения данных проблем, я опираюсь на возрастные особенности и жизненный опыт учащихся.

При проведении кружковых занятий использую следующие

-       формы:

·        индивидуальная (проведение опытов и самостоятельное выделение свойств воздуха и воды на занятиях «Занимательная экология»);

·        групповая (выполнение заданий по карточкам на занятиях «Удивительный мир слов», «Занимательная математика»);

·        парная (взаимопроверка решения арифметического диктанта друг другом на занятии «Занимательная математика»),

·        коллективная (на занятиях «Азбука добра» учащиеся составляли перечни правил разговора по телефону, вежливости),

·        фронтальная (использовалась на каждом занятии).

-       методы:

·        словесные (использовались на каждом занятии);

·        наглядные (использование на занятиях презентации, проведение опытов, инсценирование различных ситуаций);

·        частично – поисковые (использовалась на каждом занятии);

·        контроль и взаимопроверки (использовались после выполнения детьми самостоятельной работы).

Для того чтобы продолжить формирование мотивационной сферы учащихся, использую следующие установки:

1.     Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

2.     Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

3.     Эмоциональную речь учителя;

4.     Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

5.     Применение поощрения и порицания;

6.     Нестандартные формы проведения кружковых занятий;

7.     Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

8.     Создание ситуации успеха.

 

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов,  в зависимости от следующих признаков:
от цели воспитания; 
от цепи воспитания;
от содержания и направленности воспитательных задач;

от возраста учащихся;
от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
от особенностей детского коллектива и его традиций;
от особенностей и традиций региона;
от технических и материальных возможностей школы;
от уровня профессионализма учителя.

      В заключение можно сделать следующий  вывод.
     Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса. Установлено, что эффективность развития творческого потенциала ребёнка зависит от формы организации воспитательного процесса.


 

Скачано с www.znanio.ru

О нетрадиционных формах учебно-воспитательного процесса при организации и проведении мероприятий

О нетрадиционных формах учебно-воспитательного процесса при организации и проведении мероприятий

Цель внеурочной деятельности:

Цель внеурочной деятельности:

Современному обществу требуется личность активная, деятельная , реализующая свой потенциал и свои возможности

Современному обществу требуется личность активная, деятельная , реализующая свой потенциал и свои возможности

С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Методы и формы работы учителя + контроль, временные рамки - меньше контроля со стороны учителя

Методы и формы работы учителя + контроль, временные рамки - меньше контроля со стороны учителя

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах

Ориентация на понимания причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Ориентация на понимания причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов, в зависимости от следующих признаков: от цели воспитания; от цепи воспитания; от содержания и направленности воспитательных…

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов, в зависимости от следующих признаков: от цели воспитания; от цепи воспитания; от содержания и направленности воспитательных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020