Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НАСТАВНИЧЕСТВО.Кл.Час.docx

 

 

Формы работы с классом.

Личностно-ориентированный классный час.

 

         Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

       Личностно-ориентированное образование подразумевает обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

 

Классный час - это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, субъектность, выбор и педагогическая поддержка.

Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).

Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.

Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.

 

 

Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

-личная значимость для учащихся,
-благоприятный психологический климат,
- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников,
-обогащённость жизненного опыта,
-духовно-нравственная ценность,
- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

 

Характерные черты классного часа:

 

1.     во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

2.     во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

3.     в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.

 

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

·         обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

·         формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

·         развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

·         содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;

 

·         формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

 

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

 

Классный час может проводиться в форме:

·                     классного собрания

·                     экскурсии

·                     тематической лекции

·                     беседа (этическая, нравственная)

·                     диспуты

·                     встречи с интересными людьми

·                     викторины по различным областям знаний

·                      дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

·                      КВНы;

·                     интерактивные игры;

·                     игры  путешествия;

·                     театральные премьеры;

·                     психологические игры и тренинги;

·                     читательские конференции.

 

Классный час выполняет функции:

·                     просветительскую

·                     ориентирующую

·                     направляющую

·                     формирующую.

·                      

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

·                     Определение темы и задач классного часа

·                     Определение времени и места проведения классного часа

·                     Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

·                     Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

·                     Анализ его результативности.

 

Формы проведения современного классного часа.

 

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

 

Основные формы проведения классного часа:

 

1.     Дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;

 

2.     Формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;

 

3.     Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;

 

4.     Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные;


5.Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;

 

6.     Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);

 

7.     Формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление). 

Моим детям очень нравятся классные часы, на которые приглашаются интересные люди (ветераны, люди искусства, сотрудники ПДН, медицинские работники.) Привлекаются родители учащихся. Накануне классного часа я даю детям задание  « Мой вопрос…..» Мастер – классы также любимы детям, на которых они могут поучаствовать и создать что-то своими руками.