Формы работы с классом.
Личностно-ориентированный классный час.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Личностно-ориентированное образование подразумевает обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.
Классный час - это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, субъектность, выбор и педагогическая поддержка.
Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).
Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
-личная значимость для учащихся,
-благоприятный психологический климат,
- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников,
-обогащённость жизненного опыта,
-духовно-нравственная ценность,
- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Характерные черты классного часа:
1. во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;
2. во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
3. в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:
· обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
· формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
· развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
· содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
· формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Классный час может проводиться в форме:
· классного собрания
· экскурсии
· тематической лекции
· беседа (этическая, нравственная)
· диспуты
· встречи с интересными людьми
· викторины по различным областям знаний
· дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
· КВНы;
· интерактивные игры;
· игры путешествия;
· театральные премьеры;
· психологические игры и тренинги;
· читательские конференции.
Классный час выполняет функции:
· просветительскую
· ориентирующую
· направляющую
· формирующую.
·
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
· Определение темы и задач классного часа
· Определение времени и места проведения классного часа
· Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
· Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
· Анализ его результативности.
Формы проведения современного классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы проведения классного часа:
1.
Дискуссионные
формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
2.
Формы
состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;
3.
Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;
4.
Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные;
5.Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
6.
Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
7.
Формы работы вне
школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Моим детям очень нравятся классные часы, на которые приглашаются интересные люди (ветераны, люди искусства, сотрудники ПДН, медицинские работники.) Привлекаются родители учащихся. Накануне классного часа я даю детям задание « Мой вопрос…..» Мастер – классы также любимы детям, на которых они могут поучаствовать и создать что-то своими руками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.