«Формы
работы с семьёй внутри детского сада»
(Педагогическое просвещение
родителей дошкольников
через разные формы работы)
Презентация дошкольного
учреждения
Цель: познакомить родителей с
дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом
педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности
каждого ребёнка.
В результате такой формы работы
родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и
бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом,
окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом,
психологом).
Педагогический совет с
участием родителей
Цель: привлечь родителей к
активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их
индивидуальных потребностей.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной
группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою
цель.
Цель: первого посещения семьи –
выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по
мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку
выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем; знакомство с
положительным опытом воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения
семьи – обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами
актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защита прав
ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого
обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
(Приложение 1)
Педагогические советы с
родителями
Это наиболее доступная форма
установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно,
так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на
родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям
своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать
достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится
воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении
беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных
вопросов, затем переходить непосредственно к главным вопросам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам,
главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать
квалифицированный совет.
Консультации могут быть
плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации
проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой
возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно
годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые
возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих
сторон.
Консультации, как и беседа,
требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях
родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых
родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее
важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры,
музыкального работника; сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного
воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года
рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба
воспитателя поочередно. Продолжительность – 1,5 часа.
По окончании собрания родители
задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с
воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол»
Цель: в нетрадиционной
обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями
актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола»
приглушаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в
обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной
форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные
ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать
профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать
доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие
организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются
председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение;
обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее
родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским
комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трёх в году.
Открытые занятия с детьми в
ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со
структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении
занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может
рассказать что-то новое гостю, ввести в круг своих интересов).
Совместные досуговые
мероприятия детей и родителей
Цель: развивать и закреплять
социально-нравственные отношения между взрослыми и детьми; уметь видеть,
понимать и оценивать положительные действия сверстников; доставить детям
радость от общения с родителями, поддерживать эмоциональное настроение детей.
Наглядная пропаганда
Традиционные средства наглядной
пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть
пригрупповой стенд (родительский уголок).
Наглядное знакомство родителей
с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней
открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти
дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду,
в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за
проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра
проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся
впечатлениями.
Приложение 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ
• Фамилия, имя, отчество
ребенка. Возраст.
• Фамилия, имя, отчество
родителей и других членов семьи.
•
1. Демографическая характеристика семьи
Количество взрослых в семье,
степень их родства с детьми. Количество детей. Возраст членов семьи.
•
2. Социально-профессиональная характеристика семьи
Социальный статус родителей.
Образование. Профессия (где работают в настоящее время). Режим работы.
•
3. Жилищно-бытовые условия
Количество комнат, их
благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание нескольких
семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка
своя комната, место для игр. Своя кровать, уголок для учебных занятий и т.д.
•
4. Культурный уровень семьи
Характеристика интересов
родителей (путешествия, вязание, театр и т.д.). Организация семейного досуга
(активный, пассивный), проведение отпуска. Культурные традиции семьи
(совместные праздники, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов,
спектаклей). Наличие в доме библиотеки, фонотеки, видеотеки.
•
5. Педагогическая характеристика семьи
Характеристика взаимоотношений
между членами семьи: авторитет, стиль отношения к детям, положение ребенка в
семье (младший, старший, средний, единственный); наличие конфликта в семье
между взрослыми. Особенности характеров членов семьи и их влияние на ребенка.
Кто из взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается с ребенком.
Сколько времени уходит на это ежедневно. Забота родителей о разностороннем
воспитании ребенка. Трудности в воспитании (капризы, упрямство, непослушание,
плаксивость и т.д.). Употребление алкоголя, наркотических средств членами
семьи, курение. Соответствует или нет домашний режим режиму дошкольного
учреждения.
Приложение 2
ИГРОВОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
«Семейный час»
Дети под марш «Спортивная
песенка» входят в зал, выполняют упражнения и поют.
Ведущий. Взгляните, дети, сколько здесь
гостей: воспитатели, мамы, папы пришли посмотреть, как вы умеете играть.
Сегодня ваши родители тоже вспомнят свое детство и будут не только зрителями,
но и участниками.
Чтоб зимою не хворать, надо
закаляться,
На песке загорать и в реке
купаться
Пусть Морозко трещит, вьюга в
поле кружит,
Наши дети – крепыши, не боятся
стужи!
Молодцы у нас ребята, сильные,
умелые,
Дружные, веселые, быстрые и
смелые!
Сейчас я вам представлю
участников наших соревнований.
(Воспитатель представляет
каждого ребенка, дети читают стихи).
Лера у нас будущая гимнастка.
Руки в стороны – иду,
И мне весело,
Сохраняю на ходу равновесие.
Катя с Юлей умеют быстро
бегать.
С Юлей в паре я бегу,
Обогнать ее могу,
Но не стану обижать,
Буду рядышком бежать.
Саша у нас меткий стрелок.
Тетива в руке тугая,
Лук сгибается в дугу.
Удирай, волчица злая,
Подстрелить тебя смогу!
Лиза на велосипеде мчится
быстрее ветра.
Еду, еду, еду, еду
От деревни до реки.
Моему велосипеду
Все дороги коротки.
Андрей умеет плавать, как
рыбка.
Влад и Слава любят плавать
На боку и на спине,
Хоть и знают, что мешают
На пруду рыбачить мне.
Рома у нас чемпион по прыжкам.
Меня славят, меня хвалят,
Поздравляют, говорят:
Этот мальчик, словно зайчик,
Прыгнул дальше всех ребят.
Диме покоряются все высоты.
Чтобы альпинистом стать,
Надо постараться
Научиться по канату до кольца
взбираться.
Кирилл у нас сильный и ловкий.
Каждый хочет быть выносливым и
ловким,
Забивать голы и бегать лучше
всех.
Лишь закалкой и спортивной
тренировкой
Достигаются рекорды и успех.
Ведущий. Ну, а все ли вы здоровы?
Дети. Все здоровы, все здоровы!
Ведущий. А к проверке вы готовы?
Дети. Да, готовы!
Ведущий. (Доктору)
Доктор, эти вот ребята
Все в спортсмены кандидаты,
Я прошу вас дать ответ:
Все годятся или нет?
Доктор.
Прошу сидящих встать
И команды выполнять.
(Дети встают и выполняют
команды).
Доктор.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните,
Вместе руки поднимайте!
Превосходно, опускайте.
Наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Доктор (Ведущему)
Да, осмотром я доволен,
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов.
Ведущий.
Начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
Дети играют в игру «Ловушки
с лентами»
Ведущий. Уважаемые взрослые, скажите, вы
любили играть в детстве в игры?
В какие игры вы играли?
(Ответы). У наших детей тоже есть любимая русская народная игра «Заря»
(Дети встают в круг, руки
держат за спиной, а один из играющих – «заря» - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий
осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это,
быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто
останется без места, становится «зарей»).
Ведущий. Дорогие родители, а вам не скучно?
Хотите поиграть с нами? Для начала конкурс-разминка «Эрудиты». Кто придумает
больше слов на спортивную тематику? За самое длинное слово – приз.
Дети играют в игру «Растеряхи» (состязательная
игра)
Цель: развитие координации
движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.
Дети, принимающие участие в
этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку.
По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со
сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме
вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать
равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем
ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
Папы принимают участие в игре «Пожарники»
(Количество игроков: двое
оборудование: веревочка, 2
куртки, 2 стула.
Выверните рукава двух курток
и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра
спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра.
Оба участника стоят у своих
стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть,
застегнуть все пуговицы, обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и
дернуть за веревочку).
Есть еще у нас игра, вам
понравится она.
Игра «Петухи»: главное
ногу покрепче держать, чтобы она не смогла убежать.
Дети играют в игру.
А вот игра «Дракон» развивает
чувство коллективизма, способствует эмоциональному раскрепощению.
Дети и родители играют
вместе.
Ведущий. Дорогие ребята и
гости, тренировку прошли вы очень ловко,
Получайте-ка награды,
поздравляю, мы очень рады.
(Происходит награждение всех
участников).
Дети.
Чтоб расти и закалятся,
Надо спортом заниматься.
Ведущий.
Закаляться, детвора!
В добрый путь!
Дети. Физкульт-Ура! (Уходят по
марш).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.