Формы совместной деятельности педагога с детьми
Оценка 4.9

Формы совместной деятельности педагога с детьми

Оценка 4.9
doc
07.05.2020
Формы совместной деятельности  педагога с детьми
Формы-совместной-деятельности.doc

Формы совместной деятельности

педагога с детьми

 

 

В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:

·                   на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;

·                    на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

·                   на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется педагогом для решения задач развития, воспитания и обучения ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельностиОсновные задачи — формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности, обобщение знаний по теме,

Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи — закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов деятельности.

Еще одной современной формой совместной деятельности педагога с детьми является игровая обучающая ситуация (по О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой).

Авторы предлагают четыре вида ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС рекомендуется использовать со средней группы.

Ситуации-проблемы. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.

В подготовительной к школе группе О. М. Ельцова и А. Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки, которые предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Другой автор современных форм взаимодействия — О. В. Дыбина, — при организации режимных моментов предлагает интегрированную форму взаимодействия педагога и детейкоторую характеризует как относительно устойчивую, целостную, логически выстроенную конструкцию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающую интеграцию различных видов детской деятельности (реализацию интегрированной деятельности детей). Такими интегрированными формами могут быть: концерт, поисковая лаборатория, викторина, тренировка, книгоиздательство, выставка, проект, мастерская, путешествие, редакция (газеты, журнала), трудовая акция, маршрутная игра, конструкторское бюро, коллекционирование, клуб, олимпиада, ярмарка, КВН.

Достаточно много современных форм взаимодействия по речевому развитию детей дошкольного возраста. Многообразие таких форм взаимодействия закономерно, так как любая деятельность сопровождается речью.

Например ситуация общения, специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Например:

Ситуация общения на развитие коммуникативных умений «Что не так?» Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования. (Каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком).

Ситуация общения на развитие коммуникативных умений «Улыбка». Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения. (Нужно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его).

Специально планируемые ситуации общения. Игры-викторины:

— «Придумай загадку». Цель: упражнять детей в описании предметов.

— «Из какой сказки вещи». Цель: упражнять в развитии объяснительной речи.

Для освоения дошкольником речи как средства общения и культуры актуальны сценарии активизирующего общения

— обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает:

— разговоры с детьми, беседы на темы из личного опыта;

— дидактические, подвижные, народные игры;

— инсценировки, драматизации;

— обследование предметов (рассматривание игрушек, картин и т.п.), их свойств.

Для того, чтобы закрепить достигнутый уровень речевого развития, расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия рекомендуется применятьречевой тренинг.

Речевой тренинг - набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй),

Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга. Это может быть: сказочный сюжет, где все задания объединены едиными героями и их приключениями; викторина и пр.

Кроме указанных форм взаимодействия педагога с детьми, существуют и всем известные, но не менее актуальные — игровые проблемные ситуации, беседы, викторины, проекты и многие другие.

Распределение образовательной деятельности в режимных моментах.

Так как в соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, необходимо рационально распределить эту деятельность во времени, а также предоставить дошкольникам время для самостоятельной деятельности и для отдыха. Правильно составленный режим дня имеет огромное психологическое, педагогическое и оздоравливающее значение.

Возможные формы взаимодействия педагога с детьми в различные режимные моменты:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика:

— словесные поручения;

— сценарии активизирующего общения;

— ситуативные разговоры;

— упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

— отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок;

— наблюдения в уголке природы;

— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

— создание практических, игровых, проблемных ситуаций;

— индивидуальная работа по плану воспитателя;

— игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

— игровые ситуации.

2. Подготовка к завтраку, завтрак:

— образовательные ситуации по санитарно-гигиеническим правилам;

— взаимодействие по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья;

— трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и др.).

3. Непосредственно образовательная деятельность:

— непосредственно образовательная деятельность.

4. Игры и детские виды деятельности

— игровые обучающие ситуации;

— проблемные ситуации;

— ситуации общения;

— игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

— отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок;

— ситуативные разговоры;

— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.).

5. Подготовка к прогулке, прогулка

— игровые обучающие ситуации по формированию культуры безопасности;

— составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок;

— ситуации общения, сценарии активизирующего общения;

— индивидуальная работа по плану воспитателя;

— подвижные игры с правилами, игровые упражнения;

— элементарная трудовая деятельность детей на участке детского сада;

— сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

— наблюдения за объектами и явлениями природы;

— экспериментирование;

— спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки.

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

— наблюдения в уголке природы;

— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

— создание практических, игровых, проблемных ситуаций;

— работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья;

— трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.).

7. Подготовка ко сну, дневной сон:

— работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья;

— игровые обучающие ситуации по формированию навыков самообслуживания;

— ситуации общения.

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия:

— гимнастика после сна;

— оздоровительные и закаливающие процедуры (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне и др.);

— игровые обучающие ситуации по формированию навыков самообслуживания.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

— опыты и эксперименты, коллекционирование;

— сценарии активизирующего общения;

— игровые обучающие ситуации;

— ситуативный разговор;

— речевые тренинги и речевые упражнения;

— игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

— чтение художественной литературы;

— физкультурные и тематические досуги, игры и развлечения музыкальные игры и импровизации.

10. Игры, прогулка, уход детей домой

— игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

— игровые обучающие ситуации по формированию культуры безопасности и здоровому образу жизни;

— беседа, ситуативный разговор;

— проблемные ситуации;

— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

— составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок;

— элементарная трудовая деятельность детей на участке детского сада;

— сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

— наблюдения за объектами и явлениями природы;

— подвижные игры и упражнения, спортивные пробежки, соревнования.

 


Формы совместной деятельности педагога с детьми

Формы совместной деятельности педагога с детьми

В подготовительной к школе группе

В подготовительной к школе группе

Речевой тренинг - набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй),

Речевой тренинг - набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй),

Подготовка к прогулке, прогулка — игровые обучающие ситуации по формированию культуры безопасности; — составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок; — ситуации…

Подготовка к прогулке, прогулка — игровые обучающие ситуации по формированию культуры безопасности; — составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок; — ситуации…

Игры, самостоятельная деятельность детей — опыты и эксперименты, коллекционирование; — сценарии активизирующего общения; — игровые обучающие ситуации; — ситуативный разговор; — речевые тренинги и речевые…

Игры, самостоятельная деятельность детей — опыты и эксперименты, коллекционирование; — сценарии активизирующего общения; — игровые обучающие ситуации; — ситуативный разговор; — речевые тренинги и речевые…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020