ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Оценка 5

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
19.03.2018
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Публикация является частью публикации:
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.doc
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ         Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные  (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.  К коллективным формам относятся:  работа с родителями в группе,  работа с родителями в парах,  родительское собрание,  родительский комитет,  встречи за "круглым столом", тематические психологические консультации и т. д. К индивидуальным формам относятся:  индивидуальное консультирование,  беседа, инструктаж и др.  Индивидуальные формы подробно описаны в книге Н. В. Клюевой "Психолог и семья:  диагностика, консультирование, тренинг".  ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ           Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении  заседаний методических объединений, на психолого­педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного  рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с  родителями.           Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые,  работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей  деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я.  Лейманн). Проблемы групповой психологии ­ проблемы взаимодействия людей в рамках  небольших объединений ­ принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым  проблемам в социальной психологии.  Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов. Оптимальное количество  участников группы:7±2. Существуют некоторые принципы при формировании групп:  ­ чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя  людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;  ­ чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами,  возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы,  неравенству позиций отдельных ее участников.  Групповая работа с родителями реализует несколько функций:  ­ коммуникативную ­ функцию создания и сплочения родительского коллектива как  совокупного субъекта педагогической деятельности;  ­ личностно­ориентированную ­ направленную на самоопределение, актуализацию личной  ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;  ­ содержательную ­ направленную на решение проблем; ­ инструментальную ­ позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций,  сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками  самоорганизации и самоуправления;  ­ умения слушать и взаимодействовать с другими участниками. В своем развитии группа, состоящая из родителей, проходит несколько этапов:  предварительная стадия,  стадия формирования, конфликт,  консолидация, эффективная работа. На предварительном этапе психолог оформляет заказ на совместную работу родителей: четко формулирует задачу, которая будет поставлена перед родителями, создает необходимые условия ее функционирования. На этапе формирования задача психолога заключается в том, чтобы: стимулировать процессы группообразования (сплочения),  создать обстановку доверия,  задать первичные нормы общения и способы взаимодействия. При вступлении группы в фазу конфликта психолог: активизирует процессы осмысления происходящего,  ориентирует участников работы на понимание, развитие своих позиций и умение услышать  позицию другого. На этапе консолидации происходит:  переход на этап понимания каждым членом группы значения совместной работы и своего  места в этом пространстве.  Процессы развития группы не следует форсировать, они должны естественным образом  вырастать из происходящего в группе. В содержательном слое групповой работы возможно проявление некоторых  психологических эффектов, таких как:  эффект группового давления, фактор смещения риска.           Группа, в которую входят родители, для которых характерны такие психологические особенности, как властность, демонстративность, ориентация на подавление, может не  заметить продуктивных идей, высказываемых недостаточно авторитетными ее членами.  Психолог должен культивировать обстановку, в которой будет происходить совместная  работа над проблемой, а не принятие единоличных решений.           Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях ­ как фон, как организатор контактов и  как основной инструмент воздействия на личность.  На эффективность групповой работы влияют характер, значимость проблемы и  восприятие ее сложности глазами участников группы. Важен и состав группы: в частности,  наличие в группе участников, имеющих затяжной личностный конфликт, может привести к  снижению эффекта. Перед началом работы родители формулируют общие правила, в необходимости которых  они убеждаются в ходе работы.  Введение правил позволяет проводить работу более направленно и организованно. В  качестве ориентира можно использовать правила групповой работы, принятые в тренинге: "здесь и теперь",  доверия и откровенности,  участия, конфиденциальности.  В каждой группе могут быть приняты свои правила. Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие: степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы  каждого члена группы,  степень взаимопонимания, взаимоподдержки,  готовность к продуктивному сотрудничеству, совместимость,  удовлетворенность проделанной работой и т. д. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА, ВЕДУЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ           Позиция психолога, его стиль общения зависит от групповой ситуации и уровня  развития группы. Основные функции психолога, ведущего шнятия с родителями, могут  быть следующими: Руководящая функция заключается в том, что психолог осуществляет методическое  обеспечение занятий, предлагает программу работы. Экспертная функция заключается в том, что психолог помогает участникам провести  анализ работы. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по  проблеме и через анализ происходящего. Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует  происходящее. Анализ зависит от интерпретационных схем, которыми владеет психолог.  Посредническая функция заключается в органя зации общения родителей друг с другом.  Ocoбенно важно посредничество, когда кто­либо из родителей имеет негативное мнение о  контакте с тем или иным человеком в группе. Психолог также помогает родителям в  отстаивании пpaв ребенка или отстаивает права ребенка самостоятельно, если родители не  в состоянии это сделать. Мобилизирующая функция заключается в том, что психолог мобилизует усилия родителей  на решение проблем, создает в группе условия для oФфективного взаимодействия. Консультирующая функция. Задача психола как консультанта ­ обеспечить родителей  необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы.  ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" ­ Коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга.  Если некоторая общая проблема является личной для целой группы (например, в классе  межличностный конфликт, враждебные группировки, разобщенность, сложности и  непонимание взаимоотношениях с конкретным преподавателем, неудовлетворенность психологическим климатом), ее решение целесообразно провести в режиме коллективной  мыслительной деятельности, одним из методов которой является "мозговой штурм", или  "брейнсторминг". Этот метод состоит из следующих этапов. Первый этап ­ генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован  ншостоятельно от других, как основной).  На этом этапе создается атмосфера свободного иысказывания различных идей и мнений: исключается критика, можно высказывать любую идею; поощряется самое необузданное фантазирование: чем более дикой окажется идея, тем  лучше; количество предлагаемых идей должно быть как можно большим; предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополи­ зировать их; каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их,  "улучшать" и совершенствовать.  Второй этап ­ критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Он может  быть организован двумя способами. 1."Классический" ­ психолог благодарит родителей за проделанную работу, сообщает, чт  высказанные идеи будут доведены до классного руководителя, директора и т. д., которые  оценят их с точки зрения возможности примене ния на практике. Если у участников  брейнсторминга возникнут новые идеи ­ их можно передать в письменном виде психологу. 2.Оценка идей самими участниками.  Родители разрабатывают критерии оценк идей и все идеи записываются на доске; определяется наиболее перспективная группа идей, причем каждая идея в этой групп  оценивается в соответствии с принятым критериями оценки; идеи тестируются методом "от противного": почему данная идея, если ее реализовать,  провалится; каждый из родителей как бы вновь проделывает "мозговую атаку", но свою, личную,  создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое; группа выбирает наиболее ценные идеи располагает их по степени важности и об сновывает важность реализации; группа обсуждает вместе с психологом итоги работы, включающие в себя оценку  эффективности, рефлексию.  Результатом такой работы может быть программа развития по различным позициям:  особенности организации учебного и воспитательного процесса, сплочение класса,  родителей, способны к конструктивной работе, идеальный учитель дл класса и др. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ 1. "Реверсированная мозговая атака", или "разнос", отличается тем, что вместо отсрочки  оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво  указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим  обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление  недостатков. 2. "Список прилагательных и определений". Список прилагательных определяет различные  качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые  необходимо улучшить. Например: родителям задается вопрос: "Каким вы хотели бы видеть класс, в котором  учится ваш ребенок?".  А. Родители предлагают качества, характеристики или описания, соответствующие их  представлениям об идеальном классе (дружный, сплоченный, не допускающий  оскорблений, оказывающий друг другу поддержку и т.д.).   Б. Группа родителей рассматривает каждое прилагательное в отдельности и решает, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. 3. "Ассоциации". На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее  существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для  нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации ­ другой символ и т.д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой:  родителям предлагается "вылепить" "родительское собрание сегодня и завтра". После  работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей. 4. "Коллективная запись". Каждый из участников получает "записную книжку", где  сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее  решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не  потерять уважение своих детей и т. д.).  Участники независимо друг от друга заносят в "блокнот" свои соображения, определяют  наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа  проводит дискуссию, при этом можно использовать " мозговой штурм ".  5. "Запись на листе". Сущность приема состоиЛ в том, что при обсуждении какой­либо  проблемы, во время лекции каждый из родителем получает листы бумаги для заметок.  Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое  предложен ние записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему  необходима формулировать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он  расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др. 6. "Большая мечта". Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать Bceм что имеет отношение к этой мечте или к какому­нибудь ее элементу. Наконец, можно  попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь  класса через год, пять лет, перспективы и т. д.).  РАБОТА В ПАРАХ           Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в  групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т. д. Диада ­ хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными  имоциональными отношениями между партнерами, любой конфликт, возникающий между  членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта.  В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности,  чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно  влияет на весь процесс взаимодействия.  Третий член группы может выполнять одну из следующих ролей: частного посредника; оппортуниста; тактика; манипулятора.  У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой  работы: появляется возможность получить обратную связь и поддержку; в паре участники могут легче идентифицировать себя с другими (идентификация ­ способ  понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его  самому себе); способствует развитию эмпатии (эмпатия ­ понимание другого человека на уровне чувств и эмоционального отношения, является основой для такого человеческого явления, как  дружба); взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности; работа в парах облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.  Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с  поставленной темой, проблемой.  Работу в парах можно организовать по принципу "Инфокарусели".  Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы: мой ребенок и его друзья; праздники в семье, какие они, зачем они ребенку; что и как читает ребенок Формулируются вопросы: как мы отмечаем дни рождения, как помогаем ребенку учить дома уроки и т. д.  Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по  кругу и образуют следующую пару.  Задача родителей ­ собрать как можно больше информации по теме.  В качестве объекта обсуждения могут выстукать не только специально оформленные  вопросы, но и случаи из жизни.  АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ           Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций  и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или  источником информации самостоятельной работы родителей. Традиционный подход и  организация взаимодействия с родителями на исследовательской основе имеют следующие  различия:Традиционный подход Ориентация на исследование Психолог издагает основные взгляды, понятия, идеи вместе с психологом постигают взгляды, ведущие понятия и идеи Родители узнают основные идеи благодаря прямому изложению идеи формулируются самостоятельно Основная цель ­ формирование практических манипуляций, навыков Развитие системного  мышления (умение видеть ситуацию в целом, находить противоречия) Развитие способности следовать указаниям.Выводы и рекомендации планируются заранее Родители самостоятельно или  Правила, законы,  Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа  реализации или рекомендации Основная форма работы: лекция Организация исследования, дискуссия Психические процессы: задействуется память, внимание, восприятие Опора на мышление Функция психолога ­ всезнающий эксперт поддерживать, направлять Основная функция: помогать,   В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию,  исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты.  ЛЕКЦИЯ  Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция ­ это знакомая  форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна  в начале работы и в большой аудитории.  С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы.  Условия творческой активности во время лекции: личностно­ориентированный подход.  Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: "Влияние семьи на формирование  личности ребенка". Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились "это" как­ то пережить. И здесь вы раздаете листочки и просите ответить на вопрос: "Каково ваше  личное мнение по поводу трудностей совре менной семьи?". Годится ответ на любом  уровне: на уровне абстрактно­логических дефиниций, н уровне представления, на уровне  образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить ­ шутите. Цель данного  приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из  состояния пассивно­ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность  сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в  своих знаниях и т. д.). Следующую встречу вы начнете с того, что расскажете родителям о  них самих. Заканчивать работу желательно рефлексией ("что нового вы узнали, что будете  использовать на практике, о чем подумаете и т.д.").  ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ  Причины можно разделить на объективные и субъективные.  К объективным причинам относятся те, что коренятся в самой природе внимания и  восприятия:  ограниченный объем внимания человека, состав аудитории (устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных  навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня), место и условия встречи (духота, холод, шум),  естественное утомление внимания ( следует помнить о периодах кризиса внимания: первый наступает через 15­20 минут, второй на 30­35 минуте) Субъективные причины: качество самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, как следствие  непонимания, изложения общедоступного, представления "готовых истин", невключенности в активное обсуждение, перегруженности информацией,  несоответствия темы интересам аудитории, невыразительности формы изложения (тихий голос, монотония, разрыв смысловых блоков,  чтение по листу, суетливая манера изложения, грамматические и стилистические ошибки). ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ Неофициальность Прогнозирование: на основе реальных фактов делаются прогнозы событий. Вариант этого  приема ­ "стимулирование аппетита", суть которого заключается в том, что, исходя из ситуации, психолог дает прогноз развития негативных тенденций и рисует "мрачную  картину" возможного будущего, а затем указывает пути,позволяющие избежать этого Сопоставление всех "за" и "против" Апелляция к авторитету Драматизация Юмор Динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и  аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, "живой" голос)  Наглядность Прямое обращение к аудитории, диалог с ней Использование неожиданной информации Провокация: на короткое время провоцируется несогласие с излагаемой информацией,  чтобы подготовить слушателей к конструктивным выводам Создание эффекта присутствия: слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит  выступающий ДИСКУССИЯ Групповая дискуссия ­ совместное обсуждение какого­либо спорного вопроса, попытка  продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение,  позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована  в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.  ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ "Круглый стол" ­ беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время  которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение  вопросов родительским комитетом). "Форум" ­ обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями.  По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе. "Симпозиум" ­ более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе  которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки  зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и  выступить со своим видением ситуации или проблемы. "Дебаты" ­ обсуждение, построенное на ситуации: "докладчик ­ оппонент".  МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ  Получение, знаний на исследовательской основе противостоит распространенной в  практике работе с родителями ­ манере констатирующего изложения материала ­ и  является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты,  требующие совместного разрешения ("в класс пришел новичок, дети его отвергают"; "как  поднять авторитет класса" и др.) решаются на основе применения следующих схем  организации исследования во время занятий с родителями. ВСТРЕЧА С ПРОБЛЕМОЙ Вариант 1­й  Последовательность шагов "Ввод" в проблему Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал Проблематизация  На этом этапе родители имеют возможность увидеть проблему Депроблематизация (теоретическое представление, комментарий) Проектирование практических действий. На данном этапе происходит поиск возможностей применения Вариант 2­й Определение проблемы ("мы не знаем, что делать") Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы (например, родители  обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей или  детей видеофильм, провести социологическое исследование, анкетирование) Осуществление исследовательской деятельности преимущественно в группе: поиск  вариантов решения Подведение итогов. Оценка процесса. Оценка содержания Может взять на себя руководитель исследования ­ психолог Практическая реализация Вариант 3­й Осознание наличия проблемы и ее значения (часто проблемы являются надуманными) Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению Выработка (выдвижение) различных вариантов решения Выработка, принятие решения Применение  Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные "разогревающие" приемы:  эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини­эксперименты.  ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  К ним относятся семь ключевых вопросов: "Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?  Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1­й и 5­й дают в сочетании новый вопрос: кто­чем?). Существуют различные списки таких вопросов,  например: Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей) Что нужно сделать? (Цели) Где? (Уточнить место) Когда? (Время) 5. Как? (Метод) и т.д.  При формулировании вопросов психолог должен придерживаться следующих правил.  1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения  (альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы "Да" или "Нет",  ограничивают собеседника).  2. В вопросах должна быть минимальная информация.  3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал  иной, неожиданный взгляд. Суггестивные вопросы типа: "Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что?.." ­ также ограничивают возможности собеседника и часто  пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.  ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ  Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви: "Любовь ­ это?.."  o Согласны ли вы с утверждением "Любви все возрасты покорны " ?  o Заметен ли влюбленный человек?  o Правда ли, что любовь ­ это самоистязание?  o Есть ли разница между любовью и влюбленностью?  o Всегда ли соседкой любви бывает ревность?  o Верно ли, что любить может не каждый?  o Как вы относитесь к высказыванию:"Не родись красивой,а родись счастливой"?  o Верите ли вы в любовь с первого взгляда?  o Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?  Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия  и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ  любви и провести обсуждение или привести интересные высказывания, попросить  рассказать о своем к ним отношении, например:  "Любить ­ значит, утверждать неповторимое существование другого человека". С. Л.  Рубинштейн МИНИ­ЭКСПЕРИМЕНТ "ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ"  "Парадоксальная ситуация" ­ прием, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности.  Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического  понятия, как потребность в достижении.  Задание для родителей. Укажите цифрой количество крестиков, которое вы реально сможете поставить в графе  "реальный результат" за одну минуту (1 проба; например, это 19) Укажите цифрой, какое количество крестиков вам хотелось бы поставить за одну минуту  (1 проба; например, это 25), а дальше засекайте время и ставьте крестики. По истечении 1  минуты результаты подсчитайте. Занесите результат в соответствующую графу. То же самое сделайте еще два раза. После эксперимента каждый подводит итоги взаимосвязи реального и желаемого в жизни. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ  Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение  общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.)­ Он представляет совокупность активных  методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков  самопознания и саморазвития. Специфическими чертами тренинга являются:  ­ нацеленность на психологическую помощь;  ­ создание атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций участников относительно себя и дру друга;  ­ развитие и открытие новых качеств свое личности;  ­ реализация творческого потенциала и до тижение оптимального уровня жизнеде  тельности.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ Игра ­ модель социального взаимодействия средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способное ти, талант к общению. Большое  значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для  организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, самой игре,  культурная ситуация в целом.  Функции игры:  ­ познавательная;  ­ коммуникативная;  ­ разрешающая;  ­ объединяющая;  ­ организующая;  ­ развивающая;  ­ настраивающая;  ­ психотерапевтическая.  Игры обычно проводятся по следующей схеме (И. Бачков):  o создание игровой проблемной ситуации;  o "проживание" проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета;  o подведение итогов игры; анализ игровой ситуации; обсуждение хода и результатов игры,  действий и переживаний участников.  В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно­ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.  СИТУАЦИОННО­РОЛЕВЫЕ ИГРЫ  Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать  ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей,  способствует социальной адаптации.   Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и  часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний  была разыграна ситуация: "Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся  первого класса. Ваши действия..."  РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ  Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих  родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе  место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложите закрыть  глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у  участников резонанс детских воспоминаний и чувств, Иногда игры, предлагаемые в начале  занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся "мостиком" к  обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать  глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей  продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько таких игр.  ДИАГНОСТИКА  Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим  особенностям, иозможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на  систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное  спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной  инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что  извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и  переживаний, побуждая к самоанализу. Тест ­ это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения.  Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого  внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до  проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко  снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на  родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам:  самочувствие, активность, настроение и др. (Опросники и анкеты представлены в разделе "Диагностика")  E­mail:iemcko@ya.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018