В психологической науке различают такие формы мышления, как:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
Формы мышления
понятия;
суждения;
умозаключения.
Понятие это отражение в сознании человека общих и существенных свойств
предмета или явления. Понятие это форма мышления, в которой отражаются общие и
притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют
много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две
категории существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник
имеет три угла, определенные размеры длину сторон и площадь, определенную величину
углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить
ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один
треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником.
Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют
отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием
ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество
ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За
каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
•общими и единичными;
•конкретными и абстрактными;
•эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и
отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному
предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в
основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие
фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе
сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективнаясвязь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в
общественноисторическом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и
деятельности.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные,
эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического
развития. Усвоить понятие это значит осознать его содержание, уметь выделять
существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с
тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в
познавательной и практической деятельности.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово
обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши
знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и
отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и
представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны;
понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в
словесной форме устной или письменной, вслух или про себя. Суждение основная
форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между
предметами и явлениями действительности. Суждение это отражение связей между
предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение
это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какоголибо положения
относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения
могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга».
К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие
у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река не
судоходна».
Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" выражает связь между
изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными
способами:
• непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;• опосредствованно путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем
простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из
одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий
Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто
теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще
неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
истинными;
ложными;
общими;
частными;
единичными.
Истинные суждения это объективно верные суждения. Ложные суждения это
суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими,
частными и единичными. В общих суждениях чтолибо утверждается (или отрицается)
относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат
жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь
к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты отличники". В единичных
суждениях только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Умозаключение это выведение из одного или нескольких суждений нового
суждения. Умозаключение такая форма мышления, в процессе которой человек,
сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный
пример умозаключениядоказательство геометрических теорем.
Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют
посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и
общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее
рассуждение: "Все металлы электропроводны. Олово металл. Следовательно, олово
электропроводно". Различают умозаключение:
•индуктивное;•дедуктивное;
•по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от
единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в
котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к
единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод
делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий