Формы мышления

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В психологической науке различают такие формы мышления, как: - понятия; - суждения; - умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
Иконка файла материала Формы мышления.doc
В психологической науке различают такие формы мышления, как:   Формы мышления ­ понятия; ­ суждения; ­ умозаключения. Понятие   ­   это   отражение   в   сознании   человека   общих   и   существенных   свойств предмета или явления. Понятие ­ это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много   различных   свойств,   признаков.   Эти   свойства,   признаки   можно   разделить   на  две категории ­ существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры ­ длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их  треугольник не перестанет быть треугольником. Равно   и   каждое   отдельное   дерево   обладает  и   такими   признаками,   которые   позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е.  существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: •общими и единичными; •конкретными и абстрактными; •эмпирическими и теоретическими. Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и  отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.  Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному  предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в  основе,   понятия   бывают   эмпирическими   или   теоретическими.   Эмпирическое   понятие фиксирует   одинаковые   предметы   в   каждом   отдельном   классе   предметов   на   основе сравнения.   Специфическим   содержанием   теоретического   понятия   выступает   объективнаясвязь   всеобщего   и   единичного   (целостного   и   отличного).   Понятия   формируются   в общественно­историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Каждое   новое   поколение   людей   усваивает   научные,   технические,   моральные, эстетические   и   другие   понятия,   выработанные   обществом   в   процессе   исторического развития.   Усвоить   понятие   ­   это   значит   осознать   его   содержание,   уметь   выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем,   чтобы   не   путать   со   сходными   понятиями;   уметь   пользоваться   данным   понятием   в познавательной и практической деятельности. Понятие   существует   в   виде   значения   слова,   обозначается   словом.   Каждое   слово обобщает  (кроме,  разумеется,   слов,   обозначающих   имена   собственные).  В  понятиях  наши знания   о   предметах   и   явлениях   действительности   кристаллизуются   в   обобщенном   и отвлеченном   виде.   В   этом   отношении   понятие   существенно   отличается   от   восприятия   и представления   памяти:   восприятие   и   представление   конкретны,   образны,   наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером. Содержание   понятий   раскрывается   в   суждениях,   которые   всегда   выражаются   в словесной  форме   ­  устной   или   письменной,   вслух   или   про  себя.  Суждение  ­  основная форма   мышления,   в   процессе   которой   утверждаются   или   отрицаются   связи   между предметами   и   явлениями   действительности.   Суждение   ­   это   отражение   связей   между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение ­   это   форма   мышления,   содержащая   утверждение   или   отрицание   какого­либо  положения относительно   предметов,   явлений   или   их   свойств.   Примерами   утвердительного  суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река не судоходна». Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" ­ выражает связь между  изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными  способами: • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;• опосредствованно ­ путем умозаключений или рассуждений. В   первом   случае   мы   видим,   например,   стол   коричневого   цвета   и   высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних   суждений   выводят,   получают   другие   (или   другое)   суждения.   Например,   Дмитрий Иванович   Менделеев   на   основании   открытого   им   периодического   закона   чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Суждения могут быть: ­ истинными; ­ ложными; ­ общими; ­ частными; ­  единичными. Истинные   суждения   ­   это   объективно   верные   суждения.   Ложные   суждения   ­   это суждения   не   соответствующие   объективной   реальности.   Суждения   бывают   общими, частными   и   единичными.   В   общих   суждениях   что­либо   утверждается   (или   отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к   некоторым   предметам,   например:   "Некоторые   студенты   ­   отличники".   В   единичных суждениях ­ только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". Умозаключение   ­   это   выведение   из   одного   или   нескольких   суждений   нового суждения.   Умозаключение   ­   такая   форма   мышления,   в   процессе   которой   человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения­доказательство геометрических теорем. Исходные суждения, из которых выводится,  извлекается другое суждение,  называют посылками  умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода  на основе частной и общей   посылок   является   силлогизм.   Примером   силлогизма   может   служить   следующее рассуждение:   "Все   металлы   ­   электропроводны.   Олово   ­   металл.   Следовательно,   олово ­электропроводно". Различают умозаключение: •индуктивное;•дедуктивное; •по аналогии. Индуктивным   называется   такое   умозаключение,   в   котором   рассуждение   идет   от единичных   фактов   к   общему   выводу.   Дедуктивным   называется   такое   умозаключение,   в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному   выводу.   Аналогией   называется   такое   умозаключение,   в   котором   вывод делается   на   основании   частичного   сходства   между   явлениями,   без   достаточного исследования всех условий