Сказкотерапия – это метод арттерапии,
используемый
для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования
взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.
В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый
специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его
профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же,
сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в
том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с
ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
К сказкам обращались в свое время известные зарубежные и
отечественные психологи. На примере разыгрываемых сказок ребенок
учиться находить пути решения проблем, преодоления трудностей.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни,
легенды, былины, саги, мифы и сказки. Находят место и современные жанры:
детективы, романы, фэнтази.
Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора,
как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют
эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.
Функции сказок.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
• Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у
Образы сказок обращаются одновременно к двум
взрослых.
психическим уровням: к уровню сознания и к уровню подсознания. • Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как
носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
• В сказке в символической форме содержится информация о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходят мужчины и женщины;
какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними
справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.
Типологии сказок.
Выделяют пять видов сказок:
художественные,
народные,
дидактические и психотерапевтические. Примеры хорошо известных сказок,
это «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький
цветочек», «Золушка», «Спящая
красавица», «Госпожа
Метелица», «Царевна – лягушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси –
лебеди», «Красная шапочка», «Теремок», «Колобок», «Репка». • Художественные сказки.
К ним относят сказки,
созданные
многовековой мудростью народа и описанные в виде авторских историй. В
художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и
аспекты.
психотерапевтический,
медитативный
даже
и
Художественные сказки создавались
психологического консультирования, но успешно ему служат.
вовсе
не
для
• Народные сказки. Наиболее древние народные сказки называют
мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы.
Сюжеты народных сказок очень многообразны:
1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до
пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на
них. Поэтому сказкио животных лучше всего передадут маленьким детям
жизненный опыт.
2. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях
семейной жизни, показываются способы разрешения конфликтных ситуаций.
Они формирую позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по
отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
Поэтому бытовые сказкинезаменимы в семейном консультировании при
работе с подростками, направленной на формирование образа семейных
отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит
первый?».
3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей,
вурдалаков; сказки – страшилки. Многократно моделируя и проживая
тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются и приобретают новые
навыки реагирования. Для групп детей старше 7 лет и подростков. При этом
обычно
вводятся
два правила: рассказывать
историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, моделируя интонацию;
конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.
4. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные для тех, кому 67 лет.
Благодаря
волшебным сказкам в
бессознательное
человека
поступает «концентрат» жизненной
мудрости
информации
и
духовном развитии человека.
• Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются
учебные задания. Ребята учатся переписывать заданные на дом
математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях
решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров
приводит к успеху.
• Псиокррекционные сказки. Для того, чтобы сказка или история
обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных
правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чемто идентичной проблеме ребенка, но ни в
коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который
ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный
сюжет
определенной последовательности:
должен
разворачиваться в
Жили – были….
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 34 лет рекомендуется делать главными героями сказок
игрушки, маленьких человечков, животных.
Начиная с 5 лет герои – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты
и пр. Примерно с 56 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростком возрасте могут быть интересны скакзи – притчи и
бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какойто проблемой, конфликтом, совпадающей с
проблемой ребенка.
Изза этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают
герои сказок.
Кульминация.
Герои сказок справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказок извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально
меняется.
• Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный
смысл происходящих событий. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда
имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в
свою очередь,
Многие
стимулирует процесс личностного роста.
психотерпевтические сказкипосвящены проблемам жизни и смерти,
отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают
там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти
в область философии событий и взаимоотношений. Этапы игры.
Введению в игровую среду. Установка на внимательное слушание и
активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных
приключений и испытаний. Доверительное общение, внимательное отношение
к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети
могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали это
занятие от других.
Например:
1. «Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она
дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки». Включается
тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.
2. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его
чудесных струях, перенесется в сказку». Включается вентилятор и каждый
ребенок проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха, а затем
садится на пол. «Вот мы и в сказке».
3. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет
творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то переносишься, куда
захочешь».
4. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и
пожелать очутиться в сказке». Затем дети поворачиваются вокруг себя три
раза и открывают глаза.
5. «Вот вы и в сказке!»
Знакомство с игрой и ее
героями.
Прослушивание
начала сказки строительство игрового пространства (сказочной страны,
персонажами.
морей,
различными
заселение
лесов,
его Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого
помощника, исследователя создаваемого пространства.
Моделирование конфликта, трудностей. Зачитывается продолжение
истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный
мир (появляются силы зла: драконы, чудовища, ураган и т. д.). Создание
ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и
отыгрывать негативные эмоции, при этом взрослый может выступать
разрушителем.
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью – что будет с
жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? –
только ты с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны.
Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками.
Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне
с ребенком; убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на
потенциальные возможности ребенка.
Борьба и победа. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Дети
восстанавливают мир во соответствии со своими желаниями приобретенными
знаниями навыками. Усиливается успешный опыт – детям благодарны
Взрослый
существа.
все сказочные
подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность
в том, что у ребенка все получится. Высказывает искренне восхищение
ребенком, благодарность за выдумку, доброту.
поддерживает,
Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой
происходит празднование победы. Взрослый спрашивает об эмоциональном
состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры,
понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в
похожую ситуацию. Можно составить рассказо дальнейших приключениях и
играх. Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять
содержание и последовательность действий, определённые отношения между
персонажами – это моделирование. Оно начинается с замещения одних
объектов – реальных, другими – условными. В качестве заместителей удобно
использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету, форме,
величине.
Исследования Л.А. Венгера, С.А. Алиевой, Т. Ткаченко и других учёных
показали, что понять сказку, запомнить её, пересказать и даже придумать
могут дети с 34х лет. Предложенные учёными примеры исследования
убеждают в том, что это по силам каждому ребёнку дошкольного возраста.
Методика работы такова. Накануне педагог знакомит детей с
необычным направлением в изобразительном искусстве – кубизмом. Кубизм –
формалистическое течение в Европейском изобразительном искусстве начала
20 века. Представители кубизма, стремясь выявить геометрическую
структуру объёма, разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его
простейшим телам – шару, конусу, кубу. Педагог показывает репродукции
художников, свои рисунки. Сравнивает картины, нарисованные в
реалистическом изображении, и показывает, как они могут быть нарисованы
технологией кубизма.
Эта информация вызывает у детей повышенный интерес к картинам, к
их авторам. Появляется желание быть художникамикубистами. На
последующем занятии педагог раздаёт каждому ребёнку геометрические
фигуры: круг, полукруг, овал, полуовал, прямоугольник, треугольник.
Спрашивает у ребят, какие части тела кошки можно нарисовать этими
фигурами. Дети, пользуясь шаблонами фигур (мелкими и крупными), вначале
складывают кошку, затем обводят фигуры и наносят колорит (цвет). Название
рисунку – геометрическая кошка. Названная техника рисования необычна для
детей. Усложнённым заданием для воспитанников будет рисование кубизмом
пейзажей, отдельных персонажей, фрагментов сказки, (рис. «Слепили
подружку для Снегурочки»). С целью развития чувственной сферы детей
можно проводить психологические тренинги. Предложить ребёнку вглядеться
в свой рисунок (кошку, пейзаж и пр.), прикоснуться к нему, почувствовать
руками, какое тепло идёт от сердца к рисунку, ощутить радость от созидания.
Восхититься рисунком. Научили ребёнка восхищаться своим рисунком, он
будет восхищаться любым предметом природы. Затем спросить, какие
чувства они испытывали, как опишут характер кошки, какие действия, по
предположению детей, может совершать кошка пр. Это будет служить
дополнительным материалом при сочинительстве сказки.
При сочинении сказок используется метод антропоморфизма
(одушевление природы). Чтобы сказки были интересными, занимательными,
овощам придают качества человека, его внешнего вида, характера, поведения.
И это обстоятельство играет большую роль в придумывании детьми
сказочных сюжетов. Создаваемые игровые ситуации позволяют каждому
ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, создают положительный
эмоциональный настрой на занятии, способствуют развитию творческих
замыслов при сочинительстве.
Например, в беседе с детьми рассматриваются овощи натуральные и в
картинках. Рассказывают, какие поступки и действия могут совершать те или
иные овощи: «морковки – стройные девочки, с пышными, кудрявыми,
зелёными волосами. Одеты в платьице красного или оранжевого цвета. Лечат
людей, зверей и своих друзейовощей витаминным соком. Могут полить соком
на редисочки и те вырастут большими». «Помидорсиньор, важный; у него
надутые красные щёки, на голове корона; он король в своём огородном
царстве». «Капуста – богатая невеста; у неё сто платьев зелёного и белого
цвета; она бывает жадной». «Лучок – защитник всех обижаемых овощей; у него есть оружие – зелёная сабля и едкий жгучий сок; если враггусеница
будет обижать морковку, съедать у неё бочок, то лук саблей срубит врагу
голову, а на микробов прыснет едким соком и те погибнут; он – друг людей».
«Горох – тоже защитник огородных друзей; если вдруг мышка схватит за
бочок свёклу, то горох вытащит из своего сюртука горошиныкамешки и
бросит их на мышку, спасёт своих друзей, а мышка испугается и убежит в
свою норку» и т.д. Овощи, как люди, могут быть весёлыми, грустными и
смешливыми; злыми, сильными, слабыми.
Эти приёмы способствуют развитию воображения, связной речи,
помогают находить основные признаки, характерные для овощей, учат
сравнивать человека и овощ. Помогают ребёнку логически излагать сюжетную
линию в сказке, вызывают особый интерес к предметам природы.
Предварительная беседа по разбору характерных особенностей овощей
заканчивается самостоятельным сочинением сказки каждым ребёнком на
занятии. Дети рисуют отдельные фрагменты по сюжету своей сказки. В
помощь каждому ребёнку можно давать трафареты овощей, о которых шла
речь в сказке. Можно организовать конкурс и выставку рисунков на тему
«Овощи в моей сказке». Следующий этап заключается в сочинительстве
сказок в семьях воспитанников.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Формы работы со сказкой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.