«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».
Оценка 4.8

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.12.2017
«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».
Данная работа направлена на помощь учителям, работающим на селе. Форма внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное важное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме ученик проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.документ
«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».docx
«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». План I. Теоретические и концептуальные основы организации внеурочной деятельности сельских школьников 1.1. Понятие внеурочной деятельности и форм воспитательной работы. 1.2. Проблемы и особенности организации внеурочной деятельности сельских  школьников II. Практическая часть. Принципы организации внеурочной деятельности  и формы воспитательной работы в МБОУ Семлевской СОШ №  1Вяземского района Смоленской области  Заключение III. 1.1 Понятие внеурочной деятельности Внеурочная деятельность – это различные виды деятельности школьников (кроме  учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач  воспитания и социализации; деятельность, организуемая во внеурочное время,  ориентированная на интересы детей, предоставляющая им возможность выбора,  способствующая их самореализации и самоопределению. Внеурочная деятельность обеспечивает проявление и развитие активности детей,  направленной на преобразование окружающего мира и самого себя. Внеурочная деятельность детей организуется в первичном коллективе, школе, вне  школы. Примером такой деятельности является создание разнообразных творческих  объединений, волонтерских отрядов, предоставление возможности заниматься  техническим творчеством, художественной самодеятельностью, работать в Интернете и др. Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на  разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно  только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с  детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся  способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса,  творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д. Главная цель воспитания: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для  проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и  открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на  всех возрастных этапах. Задачи воспитания: ­ знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных  поколений; ­ использовать активные и творческие формы воспитательной работы; ­ создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся; ­ демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности; ­ воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; ­ способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. Форма внеурочной деятельности ­ это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия   детей   с   педагогом,   сложившейся   благодаря   системе   используемых средств,   выстраиваемых   в   определенном   логическом   обеспечении   метода   работы   с детьми   (Горский   В.А.,   Тимофеев   А.А.,   Смирнов   Д.В.   и   др.  Примерные   программы внеурочной деятельности: Учебник. – М.: Просвещение – 2011. – 111с.). Форма   внеурочной   деятельности   выполняет   чрезвычайное   важное   назначение: благодаря   увлекательной,   интересной,   захватывающей   форме   ученик   проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями: 1) форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно   быть   вытесненной   чем­то   принципиально   иным.   Форма   воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца; 2) форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств.      Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить  значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания  как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных  организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми, последние более многочисленны и  разнообразны. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству  участников: ∙ индивидуальные, ­ беседы, занятия воспитателя с одним ребенком; ∙ групповые, ­ несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в  непосредственном контакте; ∙ массовые, ­ несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники,  конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной  деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно­ оздоровительной, ценностно­ориентационной (Н.Е. Щуркова). Н.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости  от метода воспитательного воздействия: ∙ словесные, ­ собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты,  радиожурналы; ∙ практические, ­ походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы,, субботники, тимуровская работа и другие; ∙ наглядные, ­ музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее. Современный исследователь (В.С.Селиванов) предлагает делить формы внеурочной  воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три  группы: 1. формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки,  митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др. 2. познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы,  рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др. 3. развлекательные формы – утренники и вечера, «капустники», игры и др. Многообразие форм подтверждается наличием классификаций на основе следующих признаков: ­ количество участников (массовые, групповые, индивидуальные); ­ виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно­ эстетической, игровой, спортивно­оздоровительной, ценностно­ориентационной,  коммуникативной деятельности); ­ затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной  подготовки); ­ способы передвижения участников (статичные, статично­динамичные, динамично­ статичные); ­ характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие  обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие); ­ способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или  всеми членами коллектива); ­ взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые  совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только  его членами); ­ способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные); ­ степень сложности (простые, составные, комплексные). Обобщая результаты научно­методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от  строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по  основному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно  определить как конкретный способ организации их относительно свободной  деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном  руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие  форм работы. В основу типизации можно положить  главные средства (методы, типы)  воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра,  психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной  работы со школьниками: словесно­логические, образно­художественные, трудовые, игровые, психологические. Словесно­логические формы. Основным средством воздействия является слово  (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм  относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции,  лекции и пр. Главное здесь ­ обмен информацией, сообщения учеников, учителей и  других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его  проведения могут быть различными. Образно­художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где  главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое  переживание. Главное здесь ­ вызвать сильные, глубокие и облагораживающие  коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на  праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели  искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную  возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их  разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные  переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют  такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п. При организации жизни  школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного  созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире,  людях, себе. Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей  совместная работа, шире ­ различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ  в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка,  организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра.  Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по  уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя  трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно­опытном участке и т.п. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления,  общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не  меньше театра, эстетического зрелища или праздника. Трудовое воспитание является  практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном  производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального  и эстетического воспитания. Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов,  накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в  таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории,  предметные недели, недели книги и т.д. Ценностно­ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс  формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения  нравственных и других норм жизни людей ­ всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку  школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной  деятельности: беседы по социально­нравственной проблематике, классные собрания,  дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей  происходит и во всех других формах и видах деятельности. Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления  школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких  формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания,  заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр. Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру,  способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся,  которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных  учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже  имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки,  конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения  театров и многое другое. Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное  общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не  должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего  взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно­оздоровительную деятельность.  Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры,  праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные  прогулки, походы и пр. Трудовое воспитание школьников ­ это: ∙ воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в  творческом труде; ∙ воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях; ∙ развитие навыков самообслуживания; ∙ формирование уважительного отношения к материальным ценностям. В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда,  когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он  заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление  кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание  классной библиотеки; ярмарка­распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших  увлечений» и др. 1.2. Проблемы и особенности организации внеурочной деятельности сельских  школьников В федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего  образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей,  которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной  составной частью воспитания и социализации обучающихся. Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений при  реализации новых ФГОС, адресованы всем школам. В то же время в условиях сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при  организации внеурочной деятельности детей. Например: ­ Как организовать разностороннюю деятельность детей в классе, где обучаются  несколько человек, или в школе с наполняемостью 20­40 человек, удаленной от  культурных и образовательных центров? ­ Как преодолеть проблемы малочисленности классов, чтобы организовать полноценное общение и развитие детей? ­ Есть ли особые ресурсы в сельской школе, которые можно более продуктивно  использовать при организации внеурочной деятельности учащихся? ­ Как использовать возможности школы, учитывать особенности социума при  организации внеурочной деятельности сельских детей? ­ Какие модели организации внеурочной работы могут быть ориентиром для сельских  педагогов, детей и родителей? И т. д. Замкнутость социального пространства, удаленность многих сельских школ от  культурных центров создают особые проблемы при организации внеурочной  деятельности детей: ­ большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для  самообразования и развития детей во внеурочное время; ­ учащиеся видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому  часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию; ­ низкий уровень социально­психологической помощи и поддержки учащихся в связи с  отсутствием в большинстве школ специалистов, социально­психологической службы и  большой загруженностью учителей; ­ отсутствие в большинстве сел учреждений дополнительного образования, культурно­ образовательных и спортивных центров и соответственно специалистов­организаторов  внеурочной деятельности, что затрудняет удовлетворение образовательных  потребностей детей и родителей; ­ необходимость организации психолого­педагогической и социальной поддержки  разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в  развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе,  психологов, социальных педагогов и других специалистов; ­ ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет  успешность их социализации; ­ большая степень ответственности сельской школы за организацию летнего отдыха  детей, каникулярного времени школьников; ­ ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным  источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и  др. Если учесть, что от 60 до 80 % школ России ( в зависимости от региона) составляют  сельские школы, а значительная часть из них – это малочисленные коллективы, то  становится очевидной необходимость найти ответы на эти вопросы. Для решения названных и других проблем можно предложить  некоторые  педагогические идеи, средства и формы. Принципы организации внеурочной деятельности детей в сельской школе: ­ обеспечение субъектной позиции учащихся, учителей, родителей; ­ развитие социальных связей ребенка; ­ создание духовно­нравственной среды; ­ развитие социального партнерства, сотрудничества и созидательного  творчества; ­ обеспечение многообразия, вариативности и самостоятельного выбора детьми  видов и способов внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности следует учитывать особенности региона,  социума и, в частности, специфику сельской школы.  Обогатить социальный опыт детей и их контакты позволяет внешняя среда  школы: ­ природа, где можно проводить экскурсии, походы, исследования, мероприятия, в том  числе с целью ее охраны, изучения и улучшения; ­ местные предприятия, организации, учреждения, где могут проходить встречи с  трудовыми коллективами, совместные праздничные, спортивные, культурные  мероприятия, конкурсы, трудовые дела, социальные практики профессиональной  направленности; ­ культурные, исторические и природные памятники, знакомство с которыми и их  охрана могут стать основой экскурсий, походов, исследовательской и проектной  деятельности; ­ районные культурно­оздоровительные учреждения, которые организуют досуговые  мероприятия для населения, взрослых и детей; ­ ближайшие общеобразовательные школы, совместно с которыми могут создаваться  ассоциации для проведения внеурочной деятельности, что позволяет использовать  кадровые и материальные ресурсы друг друга, проводить совместные мероприятия,  дела, создавать творческие и спортивные коллективы; ­ профессиональные образовательные учреждения, где организуются встречи с  преподавателями и учащимися, совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии и  другие формы профориентационной работы; ­ областные, федеральные очно­заочные школы, центры, которые предлагают участие  отдельным детям и коллективам в различных конкурсах, олимпиадах, проектах , играх  и т.п. Руководство сельских школ должно найти возможности для выезда детей и педагогов в театры, областные и районные музеи, другие города, исторические и культурные  центры, инновационные школы и образовательные учреждения. В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для  осуществления интеграции,развития интегративных связей в самых различных  аспектах. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать  учебно­воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, оперативнее изучать и быстрее реагировать на потребности  каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров. Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в сельской школе  позволяет разнообразить учебно­воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и  обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересным досуг. В ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и  проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции.  К такой деятельности могут приобщаться дети с начальной школы. Особенно  привлекательны для учащихся проекты с краеведческим содержанием. Дети разного  возраста могут объединиться в поиске сведений о жизни и творчестве своих земляков,  сборе материалов о местных событиях, о способах защиты окружающей природы и т.д. Многим видам внеурочной деятельности можно придать исследовательский характер,  привлекая детей к исследованию проблем, важных для села, способствуя тем самым  формированию гражданской ответственности за свое дело, выявлению и развитию  профессиональных интересов. Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности В нашей школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми  следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно  привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное  дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели  знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по  достопримечательностям родного села, экскурсионные поездки в другой город,  посещение культурно­массовых мероприятий в районном центре; прогулки, походы в  лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном  летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и  безопасности; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое  другое.  Коррекционное внеурочное воспитание Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что  педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется  возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить  свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во  внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант  взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму  поведения. Целесообразно отметить, что участие в нравственно­правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к  человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и  общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также  является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения  подростков. Педагогами школы используются различные формы при роботе по  профилактике: индивидуальные беседы, КТД, вовлечение в различные  благотворительные акции Для расширения контактов детей, их социального общения, важным  является организация взаимодействия детей и родителей. Тем более в концепции  ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села для  такого взаимодействия в целом имеются благоприятные условия. Хотя здесь сегодня  значительно больше проблемных семей, чем в городе, тем не менее, многие родители  детей учились в этой школе, все взрослые и дети на селе хорошо знают друг друга,  постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в  школе. Участие родителей в решении проблем детей, в организации внеурочной  деятельности позволяет родителям стать единомышленниками, союзниками педагогов,  выработать взрослым единые подходы к обучению и воспитанию ребенка. Можно также отметить еще несколько факторов и условий, которые необходимо  учитывать при организации внеурочной деятельности детей на селе: ­ благоприятные условия и возможности включить в процесс обсуждения  дополнительного образования школьников, программ и планов внеурочной  деятельности детей всех участников образовательного процесса (педагогов, детей,  родителей), социальных партнеров, выпускников; ­ относительная стабильность коллектива учителей и детей, сохранение традиций в  школе, имеющие как положительные стороны (хорошее знание особенностей друг  друга, способствующих взаимопониманию и взаимоподдержке, семейный характер  отношений, преемственность), так и создающие определенные проблемы  (формирование стереотипов, корпоративности, замкнутости, тормозящие  инновационные процессы); ­ некоторая облегченность и мобильность отслеживания результатов воспитательной  работы и внеурочной деятельности детей, возможность наблюдения за судьбами  выпускников; ­ общественный контроль за деятельностью школы, учителей, детей. На построении внеурочной деятельности учащихся в сельской школе отражается  ее малочисленность, которая имеет и положительные  стороны. В небольшом  коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых  контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе  все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность  учащихся и учителей. В сельской школе имеются особенно благоприятные условия для  сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества  педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между  классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых  условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению  доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера  многодетной семьи. Малочисленность коллектива благоприятна для развития школьного и детского  самоуправления, т. к. есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым  и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений, и также оперативно  отследить их реализацию. В ряде школ еженедельно проводятся общие сборы или  «линейки» для подведения итогов работы и принятия новых решений по организации  деятельности на ближайший период. Коллективность выработки решений, доступность  каждому ребенку, старшему и младшему, принять участие в обсуждении школьных  проблем формирует ответственность, коммуникативность, субъектность позиции в  деятельности. Малая наполняемость классов позволяет педагогу организовать аналитическую и  рефлексивную деятельность каждого ребенка. Ученик имеет возможность в кругу  хорошо знакомых людей высказаться, поразмышлять о своих успехах, что побуждает  его к осознанной дальнейшей деятельности и реализации своих способностей. Педагог  и ученик, вместе рассуждая, определяют ресурсы для развития, конкретные шаги для  достижения успеха, что является стимулом для проявления способностей ребенка. При организации внеурочной деятельности учащихся важно учитывать проблемы и  трудности, которые объективно существуют в сельской школе, а также обеспечить  реализацию ее ресурсов, опираясь на достоинства и благоприятные условия как самой  школы, так и ее социума. Именно с этих позиций важно определить концептуальные  основы и методику организации внеурочной деятельности сельских школьников. Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы  общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с  городскими школьниками возможности для разностороннего развития. Поэтому  организация школой внеурочной деятельности сельских детей имеет гораздо  большее значение, так как учащиеся (в отличие от городских сверстников)  ограничены в возможности выбирать объединения по интересам, посещать  желаемые кружки и секции в различных учреждениях.  II. Практическая часть. Принципы организации внеурочной деятельности  и формы воспитательной работы в МБОУ Семлевской СОШ №  1Вяземского района Смоленской области Семлевская школа №1 имеет  благоприятные условия для организации внеурочной деятельности сельских школьников: ­повседневные тесные связи учащихся с жителями села; ­включенность учащихся в производственные и социально­экономические проблемы  села; ­территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству  села; ­хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга; ­раннее привлечение детей к домашнему труду; ­систематическое освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда  и др. ­устойчивые положительные традиции, культура, атмосфера общинности на селе; ­непосредственная близость детей к живой природе; С   учетом   особенностей   нашей   школы   целесообразно   уточнить   цели   и   задачи воспитания   сельских   школьников,   чтобы   учесть   их   при   организации   внеурочной деятельности детей. Цели воспитания:   формирование   и   реализация   потребностей   учащегося   в саморазвитии   и  самообразовании,  в  преобразовании   окружающего   мира;   воспитание гражданина, способного и желающего ответственно трудиться на селе, с полноценным общекультурным   уровнем   развития;   выявление   и   развитие   индивидуальных способностей каждого учащегося, обеспечивающих успешную и достойную жизнь. Для достижения этой цели необходимо решение трех групп задач. Воспитательные задачи: ∙   формирование   целостного   и   гармоничного   представления   о   ценностях материальной   и   духовной   культуры,   различных   сферах   искусства,   экономической, правовой   политической,   коммуникативной   культуры,   культуры   быта   и   семейных отношений и др.; ∙ обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека; ∙ формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде; ∙  развитие   компетентностей,  обеспечивающих   включение   выпускников   школ   в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии; ∙   воспитание   личности,   способной   к   свободному   и   добровольному   выбору сельского   образа   жизни   и  сельскохозяйственному   труду   в  соответствии   с  законами природы и интересами человека; ∙   формирование   потребности   в   получении   профессионального   образования   и самосовершенствовании. Организационно­педагогические задачи: ­   создание   условий   и   возможностей   для   получения   сельскими   школьниками образования,   соответствующего   требованиям   Федерального   государственного общеобразовательного   стандарта   второго   поколения   и   удовлетворяющего образовательным и личностным потребностям учащихся; ­   разработка   и   использование   программ,   обеспечивающих   разностороннее развитие с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и обществе в целом; ­  разработка   методик   и  педагогических   средств,   повышающих   эффективность воспитания в сельской школе; ­ обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка с учетом включения его в различные виды деятельности, обозначенные ФГОС; ­ осуществление интеграции средств учебной и внеучебной деятельности детей, основного и дополнительного образования; ­ оптимальное использование воспитательных ресурсов сельского социума; ­ осуществление сотрудничества, взаимодействия участников образовательного процесса, школы и социума. Управленческие задачи: ­ оптимизация образовательного пространства на селе; ­   рациональное   использование   всех   имеющихся   в   школе   и   на   селе   ресурсов (кадровых,   культурных,   материальных,   информационных   и   т.   п.)   при   организации внеурочной деятельности школьников; ­ специальная подготовка и повышение квалификации педагогов сельских школ; ­ разработка научно­методического обеспечения внеурочной деятельности детей сельских школ, в том числе малочисленных; ­ мониторинг эффективности воспитательной деятельности в школах. Решение предусматривает задач   указанных   достижение     следующих результатов: ­ для   ребенка –  получение   полноценного   образования   и   развития,   социальная ответственность,   потребность   в   здоровом   образе   жизни,   конкурентоспособность, подготовленность   к   организации   собственного   дела,   рефлексивное   отношение   к окружающему миру и к себе; ­ для   педагога –   социально­педагогической защищенности,   формирование   новой   профессиональной   позиции,   сотрудничество   с коллегами;  рост   профессионализма, ­ в   учебно­воспитательном процессе –  обновление содержания воспитательной работы и обеспечение разнообразия видов внеурочной деятельности детей, создание методической   базы,   вариативных   воспитательных   программ   с   учетом   специфики работы   сельской   школы,   разработка   и   использование   новых   педагогических технологий,   вариативность   построения   воспитательного   процесса,   обусловленная интересами   и   потребностями   учащихся,   заказом   родителей   и   местного   социума, использование   воспитательного   потенциала   среды,   взаимодействие   с   учреждениями села, культурными центрами и другими школами; ­ для села –  укрепление и развитие местного производства, экономики села за счет роста качества подготовки специалистов, обогащение духовного и культурного потенциала   села,   развитие   и   укрепление   положительных   традиций,   рациональное использование имеющихся на селе ресурсов. Чтобы   обеспечить   решение   намеченных   задач   и   достижение   планируемых результатов, важно организовать воспитательную работу в сельской школе с учетом вышеизложенных идей ФГОС второго поколения. При этом важно руководствоваться общеизвестными   принципами   организации   внеурочной   деятельности   детей: гуманистической   направленности,   системности,   добровольности,   вариативности   и гибкости, самостоятельности и активности и др.       При изучении результатов внеурочной деятельности важно иметь в виду самые  разные аспекты критериев и показателей. В то же время успешность подтверждается не только положительной динамикой результатов внеурочной деятельности, но и в целом  развитием педагогического процесса в учреждении. Поэтому важно отслеживать  развитие косвенных критериев и показателей. Оценивая достижения детей, возможно  учитывать следующие уровни результатов: ­ Первый уровень – школьник знает и понимает социальную реальность и  повседневную жизнь, т.е. он приобрел социальные знания об общественных нормах, об  устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в  обществе; ­ второй уровень – школьник ценит общественную жизнь, т.е. у него сформировано  позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности  в целом; ­ третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни, он  приобрел опыт самостоятельного социального действия. Но выделение трех уровней весьма условно. В условиях сельской школы, когда все  школьники включаются в совместную деятельность, необходимо предусмотреть  достижение трех уровней результатов. Поскольку вышеизложенные критерии результатов носят комплексный характер, т.е.  достигаются в процессе всего образовательного процесса, то весьма сложно выделить и зафиксировать результат непосредственно внеурочной деятельности детей. Тем не  менее можно получить некоторые данные, исходя из того, что мерилом эффективности  фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются  два основных критерия: ­ продуктивность деятельности; ­ удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Эти же критерии, по мнению Е.Н.Степанова, целесообразно избрать и для выявления  эффективности внеурочной деятельности. Следует иметь в виду, что насыщение общеобразовательных предметов: биологии,  географии, технологии, физики, музыки, изобразительного искусства, химии,  литературы –экологическим содержанием и создание в школе экологических кружков  и обществ являются базой, необходимой для организации внеурочной природоохранной деятельности и экологического воспитания. В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития  интегративных связей. Именно интеграционные процессы помогают сегодня выживать,  сохраняться и развиваться малочисленной школе, например, объединяя  образовательные ресурсы учреждений села, школы и социума. Если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеучебной деятельностью, многие формы работы  интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и внеучебной деятельности.  Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно­ воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и  учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ  родителей, запросы педагогов, социальных партнеров. Большие возможности для гибкого построения учебно­воспитательного процесса  объясняются также глубокими, естественными и систематичными отношениями детей  и педагогов, педагогов и родителей, взаимообусловленными связями школы и среды, их существенным влиянием друг на друга, включенностью учащихся в дела ближайших  хозяйств. Сельские учителя в отличие от городских ведут несколько предметов, что  позволяет им очень естественно интегрировать учебный материал без существенной  перестройки учебного расписания. Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и  внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в  самом учреждении, внешняя — взаимодействие учреждения с социумом, другими  структурами. Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть  рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на  нескольких уровнях: ­ осуществление внутренних связей используемого средства, например,  внутрипредметные связи; ­ осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи; ­ интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок); ­ интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического  средства (обучение в разновозрастных группах, проблемно­тематический день и др.). Эффективность образовательного процесса в сельской школе значительно повышается,  если осуществляется интеграция средств учебной и внеучебной деятельности  учащихся, которая ведет к рождению новых педагогических средств Интеграция педагогических средств осуществляется в следующих направлениях: ∙ расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на  нравственное и в целом социальное становление ребенка; ∙ усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности; ∙ использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между  учебным процессом и внеурочной деятельности детей, в относительно равной мере  решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее  развитие учащихся. Представим наиболее распространенные интегративные средства, которые в течение  многих лет используются в сельских школах и подтверждают свою высокую  воспитательную и образовательную эффективность. Естественным и востребованным способом интеграции средств учебной и внеурочной  деятельности детей являются занятия в разновозрастных группах (РВГ), когда  организуется разновозрастное обучение, то есть совместная учебная деятельность  детей. В этом случае успешно решаются не только образовательные задачи (прочность  усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение  и др.), но и комплекс социальных и воспитательных задач, недоступных для  традиционного урока, например: ­ расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, который весьма  ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов; ­ развитие коммуникативных умений и навыков; ­ воспитание у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу  о младших; ­ развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей; ­ развитие речи, умений излагать в доступной форме информацию для других; ­ овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие  самоуправления и самоорганизации; ­ защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по различным  причинам в группе сверстников; ­ организация взаимообучения; ­ воспитание у младших уважительного отношения к старшим и т. д. Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она  связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством  проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и  субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению  практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и  реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации. Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний  по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного  материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. Как правило, учебные проекты являются лично и (или) социально значимыми. В то же время любой социальный проект, выполняемый учащимися во внеурочное  время, предусматривает опору на приобретенные знания по учебным дисциплинам, а  также усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного  поиска. Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение  образованности детей, совершенствование их учебной деятельности. Общешкольные  «ключевые» дела. В основе дела лежит яркая, привлекательная, значимая и в то же  время понятная всем идея (тема, проблема), которая определяется и разрабатывается  всеми членами коллектива. При планировании ключевого дела предусматривается, как  провести данную идею через учебный процесс и внеурочную деятельность. Так,  например, определяются специальные темы учебных занятий, учителя включают в  содержание урока специальные вопросы, проблемы для обсуждения, учебные задачи и  т.п. В отличие от обычных школьных, ключевые дела предполагают участие в их  подготовке и проведении всех классных коллективов и школьных объединений. Они  рассматриваются как значительные «воспитательные дозы». В небольшой сельской  школе такие дела могут проводиться ежемесячно, некоторые из них приобретают  традиционный характер. Их воспитательная эффективность, влияние на развитие  взаимосвязей в школе повышаются, если: ­ дела приобретают комплексный характер, то есть охватывают различные сферы и  виды деятельности школьников, воздействуют на сознание, чувства, поведение детей,  предусматривают и учитывают многообразие интересов и потребностей детей,  способствуют формированию различных качеств и отношений; ­ создается возможность для одновременного и добровольного участия в деле всех  членов школьной общности, то есть учащихся, педагогов, родителей, выпускников,  жителей села; ­ обеспечивается высокий уровень творчества, познавательный характер и  общественная направленность деятельности; предусматривается забота друг о друге и  других людях; ­ организуется сотворчество и сотрудничество старших и младших школьников,  взрослых и детей на всех этапах ключевого дела; ­ обеспечиваются добровольность включения школьников в деятельность временных и  постоянных разновозрастных объединений, свобода выбора видов и форм работы,  ролей и своей позиции на всех ее этапах; ­ используются элементы сюрпризности, неожиданного и эффектного, создающие  атмосферу эмоционального единения участников дела. Ключевые дела представляют собой комплекс различных творческих дел, выполнение  проектов. Покажем это на примере некоторых ключевых творческих дел: ­ «Мне о России надо говорить»: «Легенды нашего края», Час общения «Деревня моя»,  краеведческое лото «Знаешь ли ты свой край», час общения «Мой край давным­давно»,  «Семейные альбомы на классный вернисаж»; ­ «Фестиваль творчества»: «Фестивальная ромашка», «Фестивальный калейдоскоп»,  «Эстафета веселых экспромтов», «Фестивальная карусель», «Слет туристов», «Алло,  мы ищем таланты», «Бабушкин сундук», вечер «Лире звучать». День свободного выбора и творчества. Это эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность  сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься, в  каких видах деятельности участвовать. В такие Дни создаются разновозрастные группы с учетом познавательных интересов и желаний детей.  Применение различных форм воспитательной работы на примере эколого­ краеведческой работы Основу данного направления деятельности составляют следующие ценности: жизнь;  родная земля; заповедная природа; планета Земля. Одной из основных задач экологического воспитания является формирование у  подрастающего поколения понимания своего органичного единства с окружающей  средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения  среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания индивида, а экологическая деятельность– одним из путей развития  сельской школы в современных условиях. Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его  добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое действие. О значении общения  школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с  животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных  отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с  окружающим миром, что имеет особое значение для сельских жителей, детей. Близкое  знакомство с объектами природы, изучение законов природы в действии, установление  причинно­следственных связей в естественных условиях формируют у сельских  школьников интересы, склонности, что играет существенную роль и в  профессиональной ориентации учащихся. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства  объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы  окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение  среды, в котором живет сельский житель, приобретает первостепенное значение. Детям эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как  объект своей заботы, тем эффективнее будут усилия общества по ее охране (Г.В.  Куприянова). Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания сельских  школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Это  предполагает усиление экологической направленности педагогического процесса в  сельской школе. В нашей школе экологическое воспитание является основой программы воспитания  учащихся. Примером может служить ведение предмета «Экология» в качестве  школьного компонента, а в кружке «Экология в формах и красках» , на курсах  внеурочной деятельности в начальной школе  «Жить здорово»,  «Православные  традиции», школьном лесничестве «Зелёная волна»  дети продолжают работу, начатую  на уроках. Задача экологического воспитания на начальном этапе обучения – научить ребенка  доверять природе, как можно чаще вводить его в контакт с миром природы и  показывать примеры сопричастности всему естественному в окружающей его среде. Ребенок должен утвердиться в мысли, что зависимость от природы естественна, что  найти себя в природе – значит стать ее автономной частью. Сенсорному соприкосновению ребенка с живой природой способствуют экскурсии.  Сельская школа обладает в этом плане большими возможностями. Деятельное освоение окружающего мира начинается с земледелия. Уже десятилетние дети в состоянии  постигать сложную связь, сопряженность социальных и биосферных процессов. Дети  изучают садово­парковое строительство, которое предполагает достаточно серьезные  знания о благоприятном и вредном соседстве разных пород деревьев, кустарников,  работают по озеленению пришкольной территории, формируют цветники и рокарии. Нравственное отношение к природе формируется параллельно с нравственным  отношением к себе. Полученные знания формируют у учеников установку на здоровый  образ жизни, на гармоничное сосуществование с окружающей живой и неживой  природой. Основные формы экологической деятельности детей. Экспедиции и экскурсии. Совершая экскурсии, дети учатся видеть красоту природы, ее ранимость, беззащитность перед человеком. Они ведут дневники, изучают особенности  наиболее часто встречаемых растений. На экскурсиях дети знакомятся с правилами  поведения на природе, организацией работы в полевых условиях, учатся делать записи  в дневниках. Все это подготавливает учащихся к дальнейшей исследовательской  работе, которая включает самые разные направления: исследование местных водоемов  и определение уровня их загрязненности, наблюдения за жизнью птиц и животных,  изучение взаимосвязи явлений в природе. Экскурсии проводят учителя, участковый  лесничий, родители учащихся. Практические работы на местности. На практических занятиях школьники учатся  описывать, анализировать увиденное, составлять характеристики отдельных участков и целой экосистемы. В число объектов наблюдения следует включить наблюдения за  характером воздействия человека на природную среду. В средних и старших классах  применяются методы прямого и косвенного учета растений, исследуется влияние  растений на среду и среды на растения. В практическую деятельность обязательно  включены работы по рациональному природопользованию.  Частью практической работы на местности можно считать создание экологической  тропы. Во время этой работы школьники на практике знакомятся с нормами и  правилами безопасного и рационального природопользования и усваивают их,  участвуют в работе по удалению и захоронению мусора. В нашей школе создано 3  экологических тропы. В экологических кружках дети занимаются сбором материала по проблеме или  природному объекту. Часто такая работа занимает довольно продолжительное время.  Примером является создание карты «Зоны экологической напряженности нашей  местности». В ходе этой работы дети учатся терпению, вниманию, умению размышлять, анализировать. Члены кружка собирают информацию, делают презентацию,  разрабатывают проекты по темам: «Ценные природные объекты», «Природные  памятники», «Лекарственные растения и их охрана», «Заповедники и заказники»,  «Красная книга области» и др. Экологический летний лагерь «Родничок». Учащиеся совершают походы, изучают  отдельные участки природы, знакомятся с жизнью растений и животных. Собранные  материалы представляются на школьной конференции и различных экологических  конкурсах. Трудовые десанты по благоустройству школьной территории, детского сада, по сбору  лекарственного сырья, озеленению села и окрестных деревень, выращиванию цветов  являются важными средствами патриотического и экологического воспитания. Единение человека с землей ярко выражается в обрядах и народных праздниках,  которые проводятся в школе: День урожая, День птиц, День леса, праздник масленицы. Заключение Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен  представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их  организовывать. Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и  воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд  (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм  работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация ­ это то новое  и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания ­­ это их  эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.  Действия ­ это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая  обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с  детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают  успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают  необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.  В результате применения эффективных форм внеурочной деятельности наблюдается:    ­повышение уровня творческой активности обучающихся, учителей и родителей ­ улучшение качества научно – исследовательских и творческих работ учащихся ­ увеличение количества призовых работ учащихся в конкурсах различного уровня ­ повышение уровня удовлетворённости родителей качеством воспитания и  образования  ­ расширение социальных и общественных связей школы ­повышение уровня воспитанности учащихся ­ удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Об эффективности форм воспитательной работы можно судить и по тому, что  участники активно включались в анализ, глубоко характеризовали проделанную работу  и адекватно оценивали собственную активность.  ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России. ­М.: Просвещение, 2011. ­с. 18­19. 2. Воспитателный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /  Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. Психолого­педагогический  практикум: материалы к занятиям / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. –  Ярославль: Изд­во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. – С. 10­32. 3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего  образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.  Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008, с 18. 4.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ­­М.: Просвещение, 2011. ­ с.9­10. 5. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г. 6. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002  7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. ­ М.,1992. 8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. ­ М., 1999. 9. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5­11 классы. ­ М., 2006. Приложение  Практическое применение форм внеурочного воспитания в МБОУ Семлевской  СОШ №1 Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в  традиционных для школы формах по следующим направлениям: 1) учебно­познавательное: ­предметные недели; ­библиотечные часы; ­конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно­познавательные мероприятия. 2) культурно­просветительное: ­посещение городской картинной галереи; ­театральные представления; ­проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры. 3) общественно­патриотическое: ­встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»; ­работа школьного музея; ­работа по сбору и реставрации музейных экспонатов; ­экскурсионная работа; ­организация и проведение субботника по благоустройству школы. 4) физкультурно­оздоровительное и спортивное: ­работа спортивной секции по волейболу; ­общеоздоровительная работа; ­проведение подвижных игр и «весёлых стартов»; ­проведение внутришкольных спортивных соревнований; ­проведение бесед по охране здоровья; ­заполнение «карточки здоровья». 5) нравственно­правовое: ­беседа о правилах безопасности дорожного движения; ­экологическая и природоохранная  работа; ­беседы о правилах поведения в общественном месте; ­работа с социально неадаптированными подростками и их семьями. 6) эстетическое и игровое: ­организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; ­проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,  культуре поведения и речи; ­участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне  района; 7) лекционно­образовательное: ­проведение родительских собраний; ­лектории; ­индивидуальная работа с родителями. Изучение эффективности внеурочной деятельности и воспитательной работы  предусматривает исследование ее организации и предполагает: * определение наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих  положительные достижения; * выявление существующих «пробелов», установление малоэффективных влияний и  отрицательных воздействий при организации внеурочной деятельности; * установление причин, снижающих эффективность воспитательной работы; * выявление средств, способов организации внеурочной деятельности, повышению их эффективности.  Методика  изучение эффективности внеурочной деятельности, используемая в  школе (Составитель Е.Н.Степанов) Предмет изучения Критерии анализа и  оценки Показатели Приемы и методы  изучения 1 2 3 4 Состояние системы  внеурочной  деятельности  учащихся – Включенность  учащихся в систему  внеурочной  деятельности – Охват учащихся  программами  внеурочной  деятельности –  Сформированность  активной позиции  учащихся во  внеурочной  деятельности – Статистический  анализ участия  учащихся во  внеурочной  деятельности,  освоения ими  программ  дополнительного  образования –  Педагогическое  наблюдение –  Метод  незаконченного  предложения  (недописанного  тезиса) – Соответствие  содержания и  – Гуманистическая  направленность  – Методы системного  анализа деятельности –  Системность  организации  внеурочной  деятельности –  Вариативность видов  (направлений), форм и способов организации  внеурочной  деятельности –  Направленность  деятельности на  развитие и появление  творчества детей и  взрослых –  Ориентация  внеурочной  деятельности на  формирование у детей желания быть  полезным  окружающим людям и потребности в  достижении успеха – Обеспеченность  кадровыми ресурсами  – Обеспеченность  информационно­ технологическими  ресурсами –  Обеспеченность  финансовыми  ресурсами –  Обеспеченность  материально­ техническими  ресурсами –  (морфологический,  структурный,  функциональный  анализ) – Метод  экспертной оценки –  Методы  индивидуальной и  групповой  самооценки –  Анкетирование –  Педагогическое  наблюдение – Метод экспертной  оценки – Методы  индивидуальной и  групповой  самооценки –  Анкетирование –  Тестирование –  Педагогическое  наблюдение способов  организации  внеурочной  деятельности  принципам системы – Ресурсная  обеспеченность  процесса  функционирования  системы внеурочной  деятельности  учащихся Обеспеченность  организационно­ управленческими  ресурсами Эффективность  системы внеурочной  деятельности – Продуктивность  внеурочной  деятельности – Знания, умения и  навыки,  сформированные у  школьников в  процессе занятий в  объединениях  дополнительного  образования и в ходе  подготовки и  проведения  внеурочных  воспитательных дел –  Достижения учащихся в культивируемых  видах внеурочной  деятельности – Методика «Репка» – Анализ освоения  учащимися  программ  дополнительного  образования –  Метод  незаконченного  рассказа  (предложения) –  Педагогическое  наблюдение –  Анализ содержания  «портфеля  достижений»  учащихся – Анализ  результатов участия детей в  мероприятиях  состязательного  характера – Метод  экспертной оценки  – Метод  индивидуальной и  групповой оценки –  Удовлетворенность  учащихся, родителей и педагогов  организацией  внеурочной  – Удовлетворенность  младших школьников  участием во  внеурочной  деятельности –  Сформированность у  – Тестирование –  Беседа –  Анкетирование –  Цветопись,  ассоциативный  рисунок – Метод родителей чувства  удовлетворенности  посещением ребенка  внеурочных занятий –  Удовлетворенность  педагогов  организацией и  ресурсным  обеспечением  внеурочной  деятельности, ее  результатами незаконченного  рассказа  (недописанного  тезиса) деятельности и ее  результатами

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2017