ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ Л. ВАН БЕТХОВЕНА.
СОНАТА №8, ОР.13 «ПАТЕТИЧЕСКАЯ»
«Сонаты Бетховена в целом – это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных состояний, которые не преломились бы в музыкально-динамическом плане …»
Б. Асафьев
Людвиг ван Бетховен – один из венских классиков. Композитор, которого постигла трагедия – глухота, и, тем не менее он продолжал жить и сочинять необыкновенную музыку.
Фортепианные сонаты считают «творческой лабораторией» Бетховена, именно в них он отрабатывает все приемы, которые появляются в симфонической музыке композитора. Некоторые современники называли сонаты Бетховена «симфониями для фортепиано». Сонаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянием человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира.
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. В отличие от Гайдна и Моцарта, в творчестве которых клавирная соната была все же побочной линией, у Бетховена фортепианная соната равнозначна симфонии. Приближение сонаты к симфонии проявилось и в самом фортепианном изложении, в котором нередко угадывается звучание оркестра. Поиски Бетховена в области фортепианного стиля шли параллельно с совершенствованием самого инструмента и нередко обгоняли его возможности.
Б. В. Асафьев, давая характеристику Патетической сонаты, отметил «огненно-страстный пафос первой части, возвышенное спокойно-созерцательное настроение второй части и мечтательно чувствительное рондо (третья заключительная часть)».
По мнению Улыбышева (музыкант-любитель, один из первых российских критиков), Патетическая соната – «шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения».
Это произведение, впервые опубликованное в 1799 году и посвященное князю Карлу Лихновскому. «Патетическая» переводится как «возвышенная, приподнятая». Это название принадлежит самому автору. Основная тональность – c-moll, а форма – сонатное Allegro с вступлением и кодой.
1 часть. Ново и необычно в этой сонате то, что первая часть начинается с развёрнутого вступления. Излагается основной конфликт произведения – столкновение слабого человека с безжалостной судьбой. А. Рубинштейн, высоко ценивший Патетическую сонату, считал, что ее название подходит лишь к первым аккордам, — «потому что общий ее характер, полный движения, гораздо скорее драматический».
Первый элемент вступления – «аккорд-удар» - звучит в до миноре на форте, в низком регистре, как символ удара судьбы.
Второй элемент – «мотив мольбы» - в низком регистре, с применением гармонии уменьшенного вводного септаккорда, с пунктирным ритмом.
Тема главной партии – характеристика главного героя. Она решительная, волевая, стремительно взлетающая вверх, она состоит из постоянных разрешений неустоев. Затем мелодия плавно спускается вниз. Бетховен употребляет в аккомпанементе тремоло – оркестровый прием, таких приемов в фортепианных сонатах еще никто не употреблял.
Связующая партия очень короткая – всего восемь нот нисходящими секундовыми «стонущими» интонациями.
Побочная партия напоминает оперный дуэт (такой прием был использован раннее Моцартом в сонате с-moll, № по Кёхелю ). Бетховен выступает как смелый новатор: вместо параллельной тональности он использует одноименную к параллели, т.е. es-moll. Мелодия начинается решительным квартовым затактом («мужская партия»), но в верхнем регистре («женская партия») следует продолжение из нисходящих секунд, которые завуалированы украшениями. Долгожданный Es-dur наступает только в следующем разделе – во второй теме связующей партии.
Заключительная партия основана на общих формах музыкального движения, которые заканчиваются мажорным вариантом темы главой партии.
Перед разработкой вновь звучат аккорды из вступления в соль миноре.
Разработка небольшая, но очень интенсивная, начинается в e-moll (тональности, весьма далекой от основной!). Здесь «сталкиваются» темы главной партии и вступления на фоне тремоло.
Затем «вступает в игру» интервал секунды: из «жалобы» она превращается в «утверждение» - сместился ритмический акцент.
В репризе тема главной партии немного видоизменена за счет увеличения второго предложения, и ее характер меняется на более спокойный.
Побочная партия начинается в f-moll. Это тоже необычно, но объяснимо: композитор хотел сохранить тесситуру певческих голосов.
C-moll появляется только в связующем разделе к заключительной партии.
Перед кодой вновь появляется тематизм вступления, но без первого аккорда.
В коде звучит тема главной партии, которая очень бурно и гневно заканчивается.
2 часть. Если функцией первой части, сонатного Allegro, является борьба, то для второй части типично размышление.
Тональность второй части – As-dur, форма – рондо.
Главная партия – рефрен – начинается в низком регистре (диапазоне мужского голоса). Затем мелодия повторяется на октаву выше (герои не вместе, но думают об одном).
Первый эпизод (до-минор) декламационного характера (ещё один намёк на оперу). Рефрен сокращен.
Во втором эпизоде (as-moll) появляется сопровождение триолями. Триольное движение сохраняется до конца, и исчезает только в коде.
Двухдольность возвращается только в коде. Этот фактурный прием тоже впервые появляется у Бетховена. (Аналогичное развитие встречается у Шуберта в песне «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» и в 13 до минорном ноктюрне Шопена).
3 часть. Основная тональность – c-moll, форма – рондо-соната. Рефрен основан на интонациях побочной партии первой части.
Первый эпизод – в Es-dur. Самая яркая его тема – мелодия хорального склада, которая повторится в третьем эпизоде в c-moll. Каждый раз перед проведением рефрена звучит виртуозный нисходящий пассаж.
Второй эпизод – в As-dur. Небольшая тема хорального склада варьируется. В процессе варьирования появляются все более короткие длительности, и создается иллюзия, что темп ускоряется. (Такой прием использован в 23й сонате, «Апассионате», во 2й части).
Предпоследнее проведение рефрена варьировано, после него повторяется первый эпизод в c-moll. Он также изменен. Появляется «суетливость» (создается впечатление, что герои сорятся). После рефрена звучит новая мелодия плясового характера – грубоватая, в народном духе. Кода начинается спокойно, но заканчивается гневной репликой.
«Патетическая соната» – одна из самых ярких и смелых экспериментов Бетховена. Уже при жизни композитора она вошла в репертуар концертных исполнителей и любителей домашнего музицирования, и остаётся любимой до наших дней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран / вып.3 – М: Музыка, 2008, с. 44-62
2. Конен, В. История зарубежной музыки / вып.3, - М: Музыка, 1981, с. 113-120.
3. Кремлев, Ю. Фортепианные сонаты Бетховена – М: Музыка, 1970
4. Уланова М.А. «Этюд о музыкальной драматургии на примере «Патетической сонаты»» - Сборник конференций «Теоретические и практические аспекты культуры и искусства», Сургут, 2015г.
План рассказа и предполагаемые вопросы
1. Роль ф-п сонат в тв-ве Б. Виды драматургии в сонатах (лир. – в мажорных и драм. – в минорных. Ранние сонаты – выработка «симфонического» стиля. Орк. Приемы, 4-хчастность, близость к муз. театру, выработка инд. Черт стиля – «бетховенские» аккорды (1я соната, 4я ч, гп), внезапные динамические перепады (в ГП Апассионаты) и т.д.
Нарочитая виртуозность (фин. 1й сонаты; 2я соната, ЗП 1части , эпизод в р-ке 1части, 4я часть; 1ч 3й сонаты);
2. Смелые эксперименты в области форм цикла, муз. языка (к воплощению «оперной» тематики Б. прибегал неоднократно (8, 17). Сказать, что 1м в таких «инновациях» был Моцарт (см. Сонату до минор №13). Знать, что у Моцарта инструментальная музыка была тесно связана с его оперным творчеством. (Чигарёва). Знать разновидности сонат у Б.
3. История создания: год издания, кому посвящена, особенности строения и музыкального языка этой сонаты (и почему автор так её назвал);
4. «Количественно-статистические данные»: сколько частей. Тональности, формы.
5. Анализ частей – концепция с доказательствами из музыки, вывод по каждой части, общий вывод.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.