ФОС «Финансовая грамотность» для 10-11 классов

  • docx
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОС «Финансовая грамотность» для 10-11 классов.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

класс:10-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПАСПОРТФОНДАОЦЕНОЧНЫХСРЕСТВ

 

Фонд оценочных средств (ФОС) для контроля освоения курса «Финансовая грамотность» разработан в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности для 10-11 классов.

Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется по результатам выполнения практических работ или тестов; защиты проекта.

 

Перечень компетенций, формируемых в процессе изучения курса

 

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

·         Устройство финансовой сферы вообще и конкретно финансовых институтов в частности;

·         принцип функционирования любого банка;

·         знать различия между дебетовой и кредитной картой;

·         знание сути кредита, основных условий кредитования и основания, почему кредит даётся под проценты;

·         знание финансовой ответственности при взятии любого вида кредита и последствий, к которым может привести неисполнение своих кредитных обязательств;

·         знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски;

·         искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;

·         различать виды ценных бумаг;

·         сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при известных показателях);

·          рассчитывать курс валют;

·         рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;

·         находить информацию о местоположении инспекции ФНС;

·         заполнять налоговую декларацию;

·         рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять размер налогового вычета;

·         получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте государственных услуг;

·         рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов.

 

·           Оценивать финансовое поведение с точки зрения финансовых и других последствий;

·           различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу с уровнем инфляции;

·           рассчитывать реальный банковский процент, простой и сложный процент;

·            читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры;

·           различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кредита;

·           рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения, пользоваться кредитным калькулятором и калькулятором вкладов;

·           рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные сроки;

·           рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;

·           пользоваться банкоматом;

·           находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования;

·           находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию о рейтинге банков.

·           искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку;

·           различать виды ценных бумаг;

·           сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций (при известных показателях);

·            рассчитывать курс валют.

·      находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах;

·      рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР;

·      рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе софинансирования пенсии;

·      рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала;

·      находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса;

·       составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль;

·      находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах;

·      читать (понимать) декларацию о рисках;

·      защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.);

·      находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников.

                    

·      рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;

·      находить информацию о местоположении инспекции ФНС;

·      заполнять налоговую декларацию;

·      рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом, определять размер налогового вычета;

·      получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте государственных услуг;

·      рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов;

·      находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах;

·      рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР;

·      рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе софинансирования пенсии;

·      рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала;

·      находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса;

·      составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль;

·      находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах;

·      читать (понимать) декларацию о рисках;

·      защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.);

·      находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников.


Текущий контроль за  1, 2 полугодие, год.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем таких видов контроля, как текущий, промежуточный и итоговый. Текущий мониторинг (на семинарских и практических занятиях) проверяет конструктивность работы учащегося на занятии, степень его активности в решении практических задач, а также в групповом и общем обсуждении. Промежуточный мониторинг (в конце изучения блок-модуля) проверяет степень освоения знаний, предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном блок-модуле. Важнейшая задача – выявить у учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам. Итоговый мониторинг (по результатам изучения целого курса) проверяет предметные, личностные и интеллектуальные результаты освоения курса. Он может проводиться в форме итоговой проверочной, включающей различные типы заданий

Типы заданий для оценивания результатов обучения

Тестовые задания – проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений по данному модулю; могут формулироваться в виде вопроса с выбором одного правильного ответа из 4 вариантов, вопроса с выбором нескольких правильных ответов (из 6–8 вариантов), в виде заданий с кратким (открытым) ответом, а также в виде вопроса, требующего развёрнутого ответа.

Оценочный лист учебных достижений по модулю

ФИО

Название модуля

 

Текущий мониторинг

Промежуточный контроль

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый оценочный лист

ФИО

Название модуля

 

Текущий мониторинг

Промежуточный контроль

 

1

2

3

4

5

6

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы за итоговое тестирование:1 — 12 вопрос -1 балл, Эссе — 5 баллов. Всего 17 баллов.

Освоено:  7-17 баллов

Не освоено: 6 баллов

 

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании решения практических задач

Объектом оценки будет письменная работа с представленным алгоритмом решения задачи. Критерии оценки следующие:

• формулирование целей и условий, в которых решается задача;

• определение (выявление в результате поиска) вариантов решения практической задачи и их анализ; • обоснование итогового выбора.

Ученики заранее знакомятся с критериями оценки решения практических задач и описанием, как следует оформлять решение этих задач.

Критерии

Отметка

 

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

Формулирование целей и условий

Адекватно сформулированы цели деятельности и определены условия, в которых необходимо решать задачу

Цель сформулирована нечётко или выделены не все условия

Цель сформулирована размыто, или не поставлена вообще, или отсутствует описание условий, в которых решается задача

Не осуществлено

Выявление вариантов решения задачи

В результате поисковой деятельности выявлены и описаны варианты решения задачи

В результате поисковой деятельности выявлены не все возможные варианты

Выбор сделан спонтанно, без обращения к различным источникам

Не осуществлено

Оценка оптимального варианта решения задачи

Осуществлена оценка каждого варианта решения с точки зрения определённых критериев выбора на основе научного знания, представленного в учебном пособии

В ходе оценки вариантов решения ученик частично использует научное знание, больше опирается не на новое знание, а на опыт или традиции и стереотипы

Учащийся при оценке практически не опирается на новое знание, описанное в учебном пособии

Не осуществлено

Обоснование итогового выбора

Объяснён итоговый выбор как оптимальный, т. е. решающий поставленную задачу

В объяснении может быть нарушена логика обоснования итогового выбора

Итоговый выбор обоснован без опоры на анализ оценки вариантов решения задачи

Не осуществлено

 

 

Оценка предметных знаний и умений

Проверить, как учащиеся овладевают предметными знаниями и умениями, можно в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, тем не менее выделим общие принципы оценивания:

·         если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ему выставляется 5 баллов, т. е. оценка «отлично»;

·         если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70%) или отвечает на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то получает 4 балла, т. е. оценку «хорошо»;

·         если ученик отвечает на половину вопросов или на большую часть вопросов частично, то получает 3 балла, т. е. оценку «удовлетворительно»;

·         если ученик не отвечает на большинство вопросов, то получает.

2 балла, т. е. оценку «неудовлетворительно».

·         Оценка письменной контрольной работы осуществляется так:

·         за каждое задание с выбором одного правильного ответа – 1 балл;

·         за каждое задание с выбором нескольких правильных ответов – 2 балла;

·         за каждое задание с кратким ответом – 2 балла;

·         за каждое задание с развёрнутым ответом – 2, 3 или 4 балла;

·         за каждую практическую задачу – 2, 3 или 4 балла. По сумме баллов итоговые отметки за выполнение контрольной работы выставляют так:

0–50% от максимального количества баллов – оценка «неудовлетворительно»;

51–70% – оценка «удовлетворительно»;

71– 90% – оценка «хорошо»;

91–100% – оценка «отлично».

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни

1. По какому из перечисленных ниже кредитов вы бы ожидали получить самую низкую ставку?

а) Ипотека

б) Потребительский кредит

в) Овердрафт по дебетовой карте

г) Автокредит

2. Что из перечисленного НЕ повышает ваши шансы на получение кредита?

а) Наличие залога

б) Наличие поручителя

в) Подписание соглашения о невозможности досрочного погашения

г) Подтверждение стабильного дохода

3. Какие из перечисленных организаций могут выдавать кредиты физическим лицам?

I Центральный банк России.

II Коммерческие банки.

III Микрофинансовые организации (МФО).

а) Только I

б) I и II

в) II и III

г) I, II и III

4. Где вы можете получить самую низкую ставку по кредиту?

а) В торговой сети

б) В банке

в) В микрофинансовой организации

г) В паевом инвестиционном фонде

5. Что из перечисленного повышает выгодность ипотеки?

I Банк согласен удлинить срок выплат.

II Вы накопили достаточно средств на взнос в размере 30 %.

III В данный момент вы живёте в съёмной квартире.

а) Только II

б) I и II

в) II и III

г) I, II и III

6. Что из перечисленного НЕ является преимуществом дебетовой карты
по сравнению с наличными деньгами?

а) Безопасность

б) Возможность оплаты покупок в Интернете

в) Более выгодный курс конвертации валют

г) Возможность не расплачиваться собственными деньгами, а занимать у банка на короткий срок от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей

7. Когда вам было 10 лет, родители взяли ипотечный кредит на 25 лет под 14 % годовых. Они надеются завершить выплаты по ипотеке ровно в срок. Вчера папа был в банке и узнал, что теперь ипотеку можно взять под 11 % годовых. Что бы вы сказали родителям?

а) Поздравили бы их с тем, что их ипотечный кредит более надёжный, потому что более дорогой

б) Посочувствовали бы им, так как в следующие несколько лет они будут переплачивать за ипотеку

в) Посоветовали бы взять новый ипотечный кредит под 11 % годовых и погасить текущий досрочно

г) Посоветовали бы обратиться в банк за отсрочкой следующей выплаты по кредиту, потому что, пока ставки находятся на уровне
11 %, платить 14 % невыгодно

8. Что из перечисленного может делать Центральный банк России?

I Принимать вклады у населения.

II Выдавать кредиты населению.

III Выдавать кредиты коммерческим банкам.

а) Только I

б) I и II

в) II и III

г) Только III

9. Что из перечисленного НЕ влияет на эффективную процентную ставку по кредиту?

а) Номинальная ставка, прописанная в контракте

б) Комиссии банка

в) Страхование жизни заёмщика

г) Всё перечисленное может быть включено в расчёт эффективной ставки

10. На что из перечисленного вы всегда имеете право по законам РФ? I Досрочное погашение кредита.

II Досрочное закрытие вклада.

III Возврат сбережений в случае банкротства вашего банка.

а) Только III

б) I и II

в) I и III

г) II и III

11. Кредитная карта даёт доступ к...

а) вашим собственным деньгам на текущем счёте в банке

б) счёту, на который вы делаете ежемесячные взносы по ипотеке или другому кредиту

в) краткосрочным банковским кредитам

г) самым привлекательным процентным ставкам

12. Ваш друг хочет купить автомобиль в кредит. В банке он узнал, что обязательным условием кредита является полное страхование автомобиля от ущерба и угона (КАСКО). Почему банк выдвигает такое условие?

а) Банк заботится о безмятежной жизни вашего друга

б) В данном случае страховая компания является поручителем по кредиту. Если друг не сможет погасить кредит, страховая компания возместит банку потери

в) Автомобиль является залогом. Если автомобиль будет застрахован, то друг будет больше бояться его потерять, а значит, с большей вероятностью погасит кредит вовремя

г) Автомобиль является залогом. Если он будет утерян, другу не будет смысла платить по кредиту, но банк ничего не потеряет, так как получит страховую сумму.

 

ТЕМА 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов

 

1. Рынок ценных бумаг выполняет функции:
а) централизации временно свободных средств и сбережений собственников для финансирования производства и строительства;
б) роста дефицита текущего бюджета;  в) сдерживание перелива капитала.
2. Акция – это:
а) ценная бумага, дающая право владельцу (акционеру) на получение дивиденда;
б) ценная бумага, дающая право на получение налоговых льгот;
в) ценная бумага, дающая право на получение кредита.
3. Фиктивный капитал – это:
а) титул собственности, дающий право на присвоение дохода в форме процента или дивиденда;  б) капитал, воплощенный в машинах, сырье, материалах;
в) разница между суммой цен акций, проданных учредителями на денежном рынке, и суммой реального капитала, вложенного ими в предприятие.
4. Государственная облигация – это:
а) ценные бумаги, выпускаемые для создания частного капитала;
б) ценная бумага, свидетельствующая о совладении государственной собственностью;
в) долговые обязательства правительства;
5. Разбухание фиктивного капитала по сравнению с реальным связано:
а) с понижением средней нормы процента;  б) с уменьшением количества акционерных предприятий;
в) с уменьшением акционерного капитала;
г) с сокращением государственного долга;
6. Фискальная политика является рестрикционной в случае:
а) снижения ставки налога на прибыль; б) снижения ставки подоходного налога;
в) увеличения объема государственных закупок товаров и услуг;
г) уменьшение объема государственных закупок товаров и услуг.
7. Фондовая биржа – это:
а) постоянно действующий и управляемый рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги;
б) место, где продаются промышленные товары;
в) биржа, специализирующаяся на торговле фьючерсными (срочными) контрактами.
8. Когда рыночная процентная ставка растет, текущий рыночный курс облигаций:
а) понижается; б) остается неизменным;  в) повышается;
9. Увеличение отношения «наличность – депозиты» приведет к:
а) уменьшению предложения денег; б) увеличению предложения денег;
в) уменьшению спроса на деньги; г) увеличению спроса на деньги.
10. Когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке, то изменяется величина:
а) денежного мультипликатора;                             б) денежной базы;
в) денежного мультипликатора и денежной базы; г) спроса на деньги.
11. Дивидендами называется...
а) доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании;
б) плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и продажу ценных бумаг;
в) документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу пенных бумаг;
г) доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании.
12. Привилегированные акции, в отличие от обыкновенных:
а) всегда гарантируют получение большого дивиденда;
б) дают их владельцам право голосовать на собрании акционеров;
в) всегда имеют меньшую рыночную цену;
г) обычно дают преимущества при распределении прибыли акционерного общества.

 

ТЕМА  3: Налоги: почему их надо

1. Налог – это:

1. Налог – это:

а) обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в бюджет государства;

б) добровольный платёж, уплачиваемый физическими лицами для благотворительных целей;

в) платёж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в натуральной форме.

г) Нет верного ответа.

2. Какие виды налогов бывают?

а) Обязательные и добровольные;

б) дешёвые и дорогие;

в) федеральные, региональные, местные.

г) Все ответы верны.

3. Идентификационный номер налогоплательщика:

а) применяется для учёта сведений в налоговых органах о каждом налогоплательщике и его обязательствах;

б) выдаётся отдельным категориям налогоплательщиков, имеющим на это право;

в) выдаётся налогоплательщику за отдельную плату.

г) Нет верного ответа.

4. Объект налогообложения определяет:

а) условия, когда взимается налог;

б) срок уплаты налога;

в) получателя налога.

г) Нет верного ответа.

5. Период времени, по итогам которого необходимо определить налоговую базу и рассчитать сумму налога к уплате, – это:

а) налоговая пора;

б) налоговое время;

в) налоговый период.

г) Нет верного ответа.

 

6.Соотнеси понятия и их содержание.

1. Налоговый агент         

2. Налоговый орган       

3. Налогоплательщик

а) Лицо, обязанное в соответствии с законодательством уплатить налог

б) Организация, которая в соответствии с законодательством обязана   рассчитать и ,удержать и перечислить в бюджет налог за налогоплательщика

в) Орган государственной власти, в обязанности которого входит контроль за полнотой своевременностью уплаты налогов в соответствии с законодательством

 

7.Определи налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за налоговый период.

Заработная плата Игоря составляла с января по май включительно 20 000 руб. в месяц. С июня по декабрь Игорь получал заработную плату 30 000 руб.

 

8.Продолжи определение. Налоговая декларация – это

 

9. Реши задачу.

У Петра Ивановича двое детей: годовалый сын Илья и пятилетняя дочь Лиза. Ежемесячная заработная плата Петра Ивановича в 2014 г. – 24 тыс. руб.

В каком размере Пётр Иванович сможет вернуть уплаченный налог на доходы физических лиц в рамках стандартного налогового вычета и в каком месяце Пётр Иванович утратит право на стандартный вычет на детей?

10. Реши задачу.

В 2012 г. И. И. Иванов оплатил курс своего лечения в больнице насумму 100 000 руб. Также он по предписанию врача купил медикаменты на сумму 20 000 руб. (купленные медикаменты входили в список разрешённых для вычета). В 2011 г. этот гражданин зарабатывал 50 000 руб. в месяц и уплачивал налог на доходы физических лиц.

Определи сумму налога, подлежащую возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское обслуживание.

 

ТЕМА4: Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

1. К условиям для назначения страховой пенсии по старости относятся:

1) возраст и трудовой стаж;

2) возраст и страховой стаж;

3) возраст и непрерывный трудовой стаж;

4) возраст и выслуга лет;

5) возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Укажите категорию граждан, имеющих право на страховую пенсию в Российской Федерации:

1) только граждане РФ;

2) иностранцы, постоянно проживающие и обязательно работающие на территории РФ;

3) лица без гражданства, постоянно проживающие и обязательно работающие на территории РФ;

4) граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ;

3. Какое из нижеуказанных утверждений верно?

1. Пенсионное обеспечение кадровых военнослужащих регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях»

2. Все страховые пенсии состоят из трех частей - базовой, страховой и накопительной

3. Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца

4. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности получения одновременно двух пенсий:

4. Пенсии по случаю потери кормильца – это:

1) Это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая указанным в законе лицам, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых взносов, выплачиваемая при достижении установленного возраста

2) Ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, а также из Федерального бюджета для нетрудоспособных, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, находившимся на иждивении умершего

3) Ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам, которые имеют стойкое нарушение функций организма, как при наличии у них необходимого трудового (страхового) стажа, так и без него

5. На основании какого документа устанавливается стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица:

а) трудовой книжки;
б) выписки из индивидуального лицевого счета;
в) справки работодателя.

6. Пенсия за выслугу лет может быть назначена военнослужащим, проходящим военную службу:

а) по призыву;

б) по контракту;
в) и по призыву и по контракту;
г) военнослужащим пенсия за выслугу лет не может быть назначена.

7. Влияет ли степень инвалидности на размер трудовой пенсии по инвалидности:

А) Да, влияет на размер базовой и страховой части

Б) Да, влияет на размер страховой части

В) Да, влияет на размер базовой части

Г) Нет, не влияет

8. Обязательное медицинское страхование – это:

А) Составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования

Б) Нет правильного ответа

В) Часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам РФ возможность получения медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования

Г) Составная часть медицинского страхования для получения гражданами РФ медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования

9. Кто является субъектом правоотношений в сфере социального обеспечения?
а) гражданин;
б) орган местного самоуправления;
в) благотворительные фонды;
г) страховые агенты.

10. В чем заключается государственная социальная поддержка малоимущих семей и граждан?
а) в организации различных мероприятий для объединения таких категорий граждан по всей стране и за рубежом;
б) в организации отдыха за границей;
в) в денежной форме;
г) в осуществлении предпринимательской деятельности.



11. Какое из указанных условий, по общему правилу, необходимо для включения указанных периодов в страховой стаж?

1.Единственно достаточным условием является факт действия в период работы трудового договора

2.Любая деятельность гражданина, при условии ее общественной полезности

3.Работа должна осуществляться на территории России, при этом за данный период должны быть начислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд России

4. Единственно достаточным условием является факт действия в период работы трудового договора, но работа должна осуществляться на территории России

12. Застрахованными в системе обязательного социального страхования являются:

1.только лица, работающие по гражданско-правовым договорам

2.только лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой

3.только лица, работающие по трудовым договорам

4.все указанные варианты не правильны, так как все они являются застрахованными.

13. Укажите категорию граждан, имеющих право на страховую пенсию в Российской Федерации:

1) только граждане РФ;

2) иностранцы, постоянно проживающие и обязательно работающие на территории РФ;

3) лица без гражданства, постоянно проживающие и обязательно работающие на территории РФ;

4) граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ;

5) все перечисленные категории лиц.

14. Получателями пособия на погребение являются:

1) супруг умершего, его близкие и иные родственники, законный представитель или иное лицо, взявшее на себя обязанности и расходы по погребению

2) супруг умершего, его близкие и иные родственники

3) только супруг умершего, отец или мать

15. Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы:

1)не менее 25 лет;

2) не менее 20 лет;

3) не менее 15 лет.

 

ТЕМА5: Собственный бизнес: как создать и не потерять

 

 1 Человек может называться предпринимателем, если он

1) удачно вложил деньги в акции;                                            2) отремонтировал свою квартиру    

;3) открыл свою мастерскую по изготовлению сувениров;   4) нанял домработницу.

2 Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собст-
венное дело, называется:

   1) первооткрывателем;       2) предпринимателем;    3) последователем;          4) авантюристом.

3. Как называются деньги, выданные банком в долг. 

4.  Как называется превышение доходов фирмы предпринимателя над её расходами, когда появляются деньги сверх затрат. 

5.  Представьте,  что  ваша  старшая  сестра  решила  заняться  бизнесом:  шить  текстильные  наборы  для  кухни  (скатерть, занавески,  полотенца,  салфетки).  Но  прежде  чем  начинать свой  бизнес,  она  решила  просчитать  свои будущие  доходы  и  расходы .
Посчитай прибыль, которую получит сестра при данных условиях? (используйте калькулятор)
расходы  в  месяц  –  60  тыс .  руб.,  продажи  в  месяц  –  15  комплектов  по  750  руб .,  30  комплектов  по  
1000  руб .  и  16  комплектов  по  1500  руб.

ТЕМА 6: Риски в мире денег: как защититься от разорения

Задания с 1-9 оценивается в 1 балл

1.Обстоятельства непреодолимой силы, ситуация, возникающая помимо воли людей, включённых в какую-либо деятельность или принадлежащих к какой-либо группе людей, - это:

А) Форс-минор Б) Естественная ситуация

В) Рядовая ситуация Г) Форс-мажор

 

2.Куда следует обратиться за оформлением сертификата на материнский капитал:

А) В Фонд социального страхования РФ Б) Пенсионный фонд РФ

В) Частную страховую компанию Г) Фонд обязательного медицинского страхования РФ

 

3. Отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определённых событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов:

 

А) Страховой договор

Б) Страховая премия

В) Страховой случай

Г) Страхование

 

4. Возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств - это:

А) Финансовые убытки

Б) Финансовые отношения

В) Финансовые риски

Г) Финансовое мошенничество

 

5. На что из перечисленного ниже можно потратить материнский капитал:

А) На покупку детской одежды и обуви

Б) На покупку автомобиля

В) На улучшение жилищных условий

Г) На оплату расходов на получение ребёнком платного образования

Д) На увеличение пенсии матери

Е) На покупку бытовой техники

 

6. Как можно минимизировать финансовые потери в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф?

 

7. Представим, что в вашей семье родился ребёнок. Ваша мама работала в поликлинике медсестрой. Куда следует ей обратиться за оформлением пособия по уходу за ребёнком? Куда следовало бы обратиться, если бы ваша мама не работала до рождения ребёнка?

 

8. Установите соответствие:

Социальная

Государственная

Страховая

А семье погибшего военного, космонавта, людей пострадавших от техногенных катастроф

Б.родным гражданина, за которого выплачивали страховые взносы

В. родственникам граждан, не имевших ни одного дня трудового стажа

 

9. Выполните словарную работу:

1. Страховой взнос - ___________________________________________________________

2. Страхователь - __________________________________________________________

3. Страховщик - ___________________________________________________________

4. Страховой случай - ______________________________________________________

 

10. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь… ст.7 Конституция РФ.

Приведите не менее 5 аргументов-фактов в подтверждение положения Конституции РФ.(2 балла)

 

11. Представьте, что вы решили вложить свои сбережения в иностранную валюту. Как вы оцените рискованность и доходность ваших вложений на настоящий момент (очень высокая, высокая, средняя, низкая)? Анализируя современную финансовую ситуацию, в какие именно валюты вы сейчас готовы сделать вложения? При ответе опирайтесь на анализ современной финансовой ситуации в России и мире. Свой ответ обоснуйте тремя суждениями.  (2 балла)

12. Представьте, что вы решили сделать вложения в акции одной из российских компаний. Чтобы спрогнозировать свой риск и принять окончательное решение, вы используете метод экспертных оценок. Какие шаги вы совершите? (2 балла)

 

 

 

ТЕМЫ ЭССЕ

 

Работа оценивается в 5 баллов

1. «Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. 1. «Получается, что наши деньги отданы на милость кредитным операциям банков, которые дают в долг не деньги, а лишь обещания выплатить деньги, которых у них нет». (И. Фишер)

2. «Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». (Р. Фрост)

«Биржевой спекулянт — человек, изучающий будущее и действующий до того, как оно наступит». (Б. Барух)

4. «Падение биржи приносит не меньший материальный ущерб, чем падение астероида». (Б. Кригер)

5. «Сборщик налогов никогда не бывает желанным гостем, даже тогда, когда он является непосредственным представителем местной или центральной власти». (Рикетти де Мирабо, Оноре Габриель)

6. «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе».

(Оливер Уэнделл Холмс-старший)

7. «Бизнес — это сочетание войны и спорта». (Андре Моруа)

 8. «Из пяти смертных грехов бизнеса первым и, как правило, самым распространённым является излишнее стремление к получению прибыли». (П. Друкер)

 9. «Существует более одного способа посмотреть на проблему, и все они могут быть правильными». (Н. Шварцкопф)

 10. «Вы можете быть автором прекрасных идей, однако этого мало, надо уметь довести их до ума людей, иначе вы ничего не добьётесь». (Ли Яккока)

Критерии оценивания.

Задания 1-9 задание – 1 балл

Задания 10-12 – 2 балла

ЭССЕ – 5 баллов

Шкала перевода баллов в отметки

 

Максимальный

балл

Проходной

балл

Отметки

«3»

«4»

«5»

20

10

10--14

15-17

18-20