ФОС ОП.08 Экологические основы природопользования
Оценка 5

ФОС ОП.08 Экологические основы природопользования

Оценка 5
Документация
docx
преподавание
11 кл +1
19.12.2022
ФОС ОП.08 Экологические основы природопользования
фонд оценочных средств
ФОС ОП. 08 Экологические основы природопользования 1956.docx

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

бюджетное учреждение профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»

 

Согласовано

Протокол заседания МС

от «__» _______ 20___г. № __

Утверждено

Директор

_____________ Н.Н. Лунина 

Приказ от «__» _______ 20___ г. №__

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

     ОП 08. Экологические основы природопользования

(наименование УД, МДК, ПМ)

 

 

 

Специальность/профессия – Мастер сельскохозяйственного производства

 

Код специальности/профессии -35.01.11

 

Срок обучения -3 года  10 месяцев

 

Квалификация – Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; водитель автомобиля

 

Базовое образование – основное общее

 

Получаемое образование - среднее профессиональное с получением среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Междуреченский, 2022

 

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОП.08 «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17.05.2012 г. №413, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по профессии 110800.01 «Мастер сельскохозяйственного производства», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 г. № 855 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29637) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 апреля 2015 г. № 391 и  зарегистрированного приказом Минюста  № 29637 от «20» августа 2013 года.

 

 

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры  «Междуреченский агропромышленный колледж».

 

Разработчик:

Вострецова Надежда Владимировна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 



1. Паспорт фонда оценочных средств

 

1.1. Комплект фонда оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения  ОП.08 Экологические основы природопользования

 

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

 

Объекты оценивания

(умения)

Показатели

Критерии

-распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

-анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

-правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

-составить план действия, определить необходимые ресурсы;

-владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

-реализовать составленный план;

 -оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);

-определять задачи для поиска информации;

-определять необходимые источники информации;

 -планировать процесс поиска;

-структурировать получаемую информацию;

-выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска;

-оформлять результаты поиска;

-определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

-применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

-организовывать работу коллектива и команды;

-взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;

-грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

-соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии.

-применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

- использовать современное программное обеспечение

-сформированности гражданской позиции;

-участие в волонтерском движении;

-проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

-демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

- проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

 

Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов хозяйственной деятельности. Умение в практической деятельности применить полученные знания для обеспечения экологической безопасности.

Виды воздействия человека на природу; законы взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимодействия общества и природы на различных этапах исторического развития. Понятие и причины экологического кризиса; признаки экологического кризиса; уровни экологического кризиса; глобальные экологические проблемы и пути их решения. Определения и понятия: природопользование, природопользование рациональное, природноресурсный потенциал.

 Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Невозобновимые, возобновимые и относительно возобновимые ресурсы. Заменимые и незаменимые ресурсы. Успехи и неудачи в области создания малоотходных производств. Источники загрязнения окружающей среды, классификация загрязнителей, последствия загрязнения, меры по предотвращению загрязнения среды. Особенности размещения производств с учетом экологической обстановки. Классификация отходов, классы опасности отходов. Понятие и назначение мониторинга окружающей среды; принципы мониторинга; основные виды мониторинга окружающей среды; понятие экологического риска. Основные этапы развития экологического законодательства; задачи и цели природоохранных органов управления и надзора; основные законодательные акты в области охраны природы; нормативно-правовые акты по окружающей среде. Формы международного сотрудничества; принципы и направления международного сотрудничество в области охраны природы; основные конвенции 20 столетия; экологические права и обязанности граждан. Размещение и основные параметры природно- ресурсного потенциала РФ. Основные виды охраняемых природных территорий; задачи охраняемых природных территорий. Задачи экологического контроля; виды экологического контроля. Основные задачи концепции устойчивого развития

 

 

Текущий контроль: устный опрос, контрольные  работы, тесты по изученной теме.

Промежуточный контроль: тестовый контроль по темам разделов.

Итоговый контроль: дифференцированный

зачет.

 

 

 

Результаты обучения

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ЛР 10

 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.      

Участие в мероприятии

календарного плана воспитательной работы 

Педагогическое наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Организация контроля и оценивания

Форма промежуточной аттестации, другие формы контроля

(в соответствии с учебным планом)

Организация контроля и оценивания

Дифференцированный зачёт

тестирование, ситуационные задачи, контрольные вопросы

 

1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий

 

Контрольно-оценочные мероприятия проводятся в лабораториях/кабинетах : мастерская «Охрана окружающей среды» кабинет 112.

Оборудование лаборатории и рабочих мест 5: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; специализированная мебель; комплект оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования.

Технические оснащение лаборатории и рабочих мест лаборатории (мастерской):

ОКТАВА-111. Шумомер-анализатор спектра 1 класса (5 шт.)

Трубка напорная модификации Пито L-образная (5шт.)

Газоанализатор (5шт.)

Дифференциальный манометр Testo 510 (5шт.)

Калибратор акустический (1шт.)

Бензиновая электростанция (1шт.)

Вытяжное устройство отработанных газов

Медуза-В-150 вытяжка выхлопных газов с вентилятором (1шт.)

Унифицированная программа расчета загрязнений атмосферы УПРЗА «Эколог», версия 4.6.

Комплекс программного обеспечения для виртуальных лабораторий по направлению «Общая и промышленная экология»

 


 

2. Комплект материалов для текущего  контроля и оценки освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине

ОП.08 Экологические основы природопользования.

 

Раздел I.  Особенности взаимодействия общества и природы.

 

Занятие 1. Природно-ресурсный потенциал и факторы его сохранения. Классификация природных ресурсов.

Устный опрос(вопросы):

1.                  По какому признаку компоненты окружающей природной среды можно отнести к природным ресурсам?

2.                  По каким признакам классифицируют природные ресурсы?

3.                  Дайте определение исчерпаемым и неисчерпаемым природным ресурсам.

4.                  Приведите примеры возобновимых, невозобновимых и относительно возобновимых природных ресурсов.

5.            Какие формы природопользования вы знаете?

 

Занятие 2. Традиционное природопользование. Методы традиционного природопользования.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Дайте определение понятию «традиционное природопользование», его объектам и субъектам.

2.                  Какие основные проблемы рассматриваются в рамках традиционного природопользования?

3.                  Охарактеризуйте междисциплинарные подходы к изучению традиционного природопользования.

4.                  Дайте определение понятия Арктическая зона Российской Федерации,

5.                  назовите ее границы и основные отличительные черты.

6.                  Какие административные районы входят в состав АЗРФ?

7.                  Какие народы входят в состав коренных малочисленных народов Севера,

8.                  Сибири и Дальнего Востока?

9.                  Когда и по каким причинам «малочисленные (малые) народы Севера»

10.              были выделены в особую группу?

 

Занятие 3. Эколого-экономические особенности отраслевого природопользования.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Раскройте содержание понятия «система»?

2.                  Определите содержание процесса управления сложными системами?

3.                  Дайте характеристику эколого-экономической системе?

4.                  Дайте характеристику основных функций системы?

5.                  Определите основные признаки системы?

6.                  Сформулируйте основные условия перехода к устойчивому развитию?

 

 

Занятие 4. Международные аспекты природопользования.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Какие основные исторические этапы воздействия человека на окружающую среду вы знаете?

2.                  В чем заключается угроза «экологической» смерти?

3.                  Как можно охарактеризовать динамику численности населения планеты?

4.                  Как НТР влияет на замещение «вредных» производств более «чистыми»?

5.                  Что такое «зеленые технологии»?

6.                  Почему экологическая агрессия рассматривается как новый метод войны?

7.                  Каковы пути решения глобальных экополитических проблем?

8.                  Можете ли вы указать локальные социально-экологические проблемы вашего региона?

9.                  В чем суть концепции «устойчивого развития»?

10.              Каковы требования «Киотского протокола»?

11.              К каким международным конвенциям по охране окружающей среды присоединилась Россия?

 

Занятие 7. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.

Тест 1.

1. Вся среда обитания и производственная деятельность человека, а также окружающий его материальный мир, природная и антропогенная среда – это:

а) окружающая среда

б) географическая среда

в) воздушная среда

г) природная среда

2. Что такое загрязнение окружающей среды:

а) благоприятное воздействие человека на окружающую среду

б) негативное изменение природных комплексов планеты, которые привели человечество к загрязнению атмосферы, гидросферы и литосферы

в) негативное изменение природных комплексов планеты, которые привели человечество к очищению воздуха, воды, почвы

3. Какой вид транспорта является основным источником загрязнения воздуха:

а) водный

б) воздушный

в) автомобильный

г) железнодорожный

4. Что не является основными источниками загрязнения окружающей среды:

а) транспорт

б) строительство

в) предприятия химической промышленности

г) высадка новых лесов

5. К компонентам природной среды относят:

а) атмосферный воздух, вода, почва

б) биосфера, земля, полезные ископаемые

в) стратосфера, растения, животные

6. Что такое парниковый эффект:

а) повышение температура нижних слоев атмосферы

б) понижение и загрязнение атмосферы

в) конденсация воды при выращивании растений в теплице

7. Что из перечисленного не является источником загрязнения воздуха:

а) лесные пожары

б) пыльные бури

в) процессы выветривания

г) углекислый газ

8. На какой высоте расположен защищающий все живое от радиационного и ультрафиолетового воздействия озоновый слой:

а) от 20 до 25 км

б) от 25 до 30 км

в) от 30 до 35 км

г) от 35 до 40 км

 

9. К видам загрязнений не относят:

а) биологическое загрязнение

б) физическое загрязнение

в) химическое загрязнение

г) природное загрязнение

10. Гигиенический критерий оценки состояния окружающей среды – это:

а) предельно допустимые концентрации

б) очистные сооружения

в) фильтрация воздуха

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г

а

а

г

а

г

а

 

Занятие 8. Основные задачи мониторинга окружающей среды.


Вопросы для письменного и устного опроса

1.                  Цели, задачи мониторинга окружающей природной среды.

2.                  Объекты мониторинга окружающей природной среды.

3.                  Принципы классификации систем мониторинга.

4.                  Уровни мониторинга.

5.                  Расположение станций наблюдений в ГСМОС.

6.                  Основные международные программы по проблемам окружающей среды.

7.                  Особенности программ мониторинга

8.                  Основные задачи и принципы общегосударственной системы наблюдения и контроля.

9.                  Единая государственная система экологического мониторинга

10.              Станции комплексного фонового мониторинг.

11.              Станции фонового мониторинга атмосферы.

12.              Основные задачи и принципы  ОГСНКа

13.              Организация наблюдений за загрязнением атмосферы.

14.              Региональные и локальные программы мониторинга в ХМАО-Югре.

15.              Базовые и региональные станции фоновых наблюдений.

16.              Цели и задачи единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

17.              Наземные и дистационные методы наблюдений.

18.              Биологические методы наблюдений в системе мониторинга.

19.              Организационная структура сети наблюдений.

20.              Виды и категории постов наблюдений.

21.              Типы фоновых станций.

22.              Программа и сроки наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

23.              Показатели  качества атмосферного воздуха.

24.              Техногенные загрязняющие вещества в атмосфере (взвешенные вещества)

25.              Техногенные загрязняющие вещества в атмосфере (соединения азота)

26.              Техногенные загрязняющие вещества в атмосфере (соединения серы)

27.              Техногенные загрязняющие вещества в атмосфере (взвешенные вещества)

28.              Техногенные загрязняющие вещества в атмосфере (диоксид углерода)

29.              Метеорологический и климатический потенциал загрязнения атмосферы.

30.              Влияние инверсии на загрязнение воздушной среды.

 

 

 

Текущий контроль

 Тест по Разделу I. Особенности взаимодействия общества и природы.

Тест 2.

1. Экология наука о:

ã) наука об искусстве управления

б) наука о морали

в) наука о воздействии и взаимодействии различных факторов среды с живыми организмами

г) о человеке

2. Наука ­Экология» появилась в:

ã) 19 веке

б) 20 веке

в) 18 веке

г) 21 веке

3. Термин ­экология» ввел:

ã) Аристотель

б) Геккель

в) Петр I

г) Наполеон

4. Термин впервые введен в:

ã) 1886 году

б) 1996 году

в) 2010 году

г) 1717 году

5. В дословном переводе наука экология означает:

ã) наука о жизни

б) наука об управлении

в) наука о правилах поведения

г) наука о доме

6. Основным объектом изучения является:

ã) мораль

б) процесс общения

в) производство

г) экосистема

7. Предметом изучения является:

ã) происхождение и сущность морали

б) взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания

в) люди

г) этические ценности

8. Под средой обитания следует понимать:

ã) города и населенные пункты

б) урбанизацию

в) не только природную среду, но искусственно созданную среду обитания человека

г) жилище

9. Глобальная экология изучает:

ã) особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара

б) допустимые нагрузки на окружающую природную среду

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

10. Прикладная экология изучает:

ã) особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара

б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

11. Биосферная экология изучает:

ã) особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара

б) глобальные изменения

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

12. Сельскохозяйственная экология изучает:

ã) особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара

б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

13. Промышленная экология изучает:

ã) изучает влияние выбросов промышленных предприятий на природную среду

б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в

пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

14. Медицинская экология изучает:

ã) изучает влияние выбросов промышленных предприятий на природную среду

б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в

пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

15. Математическая экология изучает:

ã) моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые произойдут при изменении

экологических условий через, например 10 лет

б) подсчитывают количество животных

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

16. Экономическая экология изучает:

ã) разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования

б) особенности взаимодействия природы и общества в рамках всего Земного шара

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

17. Юридическая экология изучает:

ã) допустимые нагрузки на окружающую природную среду

б) разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы

в) способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы

г) изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды

18. Биосфера это:

ã) внешняя газовая оболочка

б) водная оболочка земли

в) внешняя твердая оболочка земли

г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь

19. Атмосфера это:

ã) внешняя газовая оболочка

б) водная оболочка земли

в) внешняя твердая оболочка земли

г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь

20. Гидросфера это:

ã) внешняя газовая оболочка

б) водная оболочка земли

в) внешняя твердая оболочка земли

г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь

21. Литосфера это:

ã) внешняя газовая оболочка

б) водная оболочка земли

в) внешняя твердая оболочка земли

г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь

22. Ноосфера это:

ã) внешняя газовая оболочка

б) сфера человеческой деятельности, человеческого разума

в) внешняя твердая оболочка земли

г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь

23. Продуценты это:

а) урбанизация

б) потребители

в) разлагатели

г) производители

24. Консументы это:

а) потребители

б) разлагатели

в) производители

г) экосистема

25. Редуценты это:

а) урбанизация

б) потребители

в) разлагатели

г) производители

26. Популяция это:

а) ноосфера

б) все население какой-то территории

в) гидросфера

г) литосфера

27. Экосистема это:

а) растения

б) сообщество

в) города и населенные пункты

г) совокупность взаимодействующих между собой живых и неживых компонентов в том или ином

участке природной среды

28. Адаптация это:

а) процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды

б) совокупность взаимодействующих между собой живых и неживых компонентов в том или ином

участке природной среды

в) экосистема

г) сообщество

29. Экологическая валентность это:

а) ноосфера

б) сообщество

в) внешний вид

г) выносливость вида

30. Окружающая природная среда это:

а) деревья

б) это все, что окружает нас

в) урбанизация

г) промышленность

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

в

а

б

а

г

г

б

в

а

б

б

в

а

г

а

а

б

г

а

б

в

б

г

а

в

б

г

а

г

б

 

Раздел 2. Охрана окружающей среды

 

Занятие 11. Последствие загрязнение и нарушения  газового баланса атмосферы.

Проверочная работа (подгруппами).

Заполнить таблицу.

Проверочная работа (подгруппами).

Источник технического риска

Наиболее распространенные факторы

технического риска

Низкий уровень научно-исследовательских работ.

 

Низкий уровень опытно-конструкторских работ.

 

Опытное производство новой техники.

 

Серийный выпуск

 

Нарушение правил безопасной

эксплуатации технических систем.

 

Ошибки персонала

 

 

Занятие 12 Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. критерии

Устный опрос(вопросы):

1.                  1.Цели и задачи экологического мониторинга окружающей среды?

2.                  2.Объекты и субъекты мониторинга?

3.                  3.Значение экологического мониторинга?

4.                  4.Как  осуществляется экологический контроль?

 

Занятие 17. Рациональное использование водных ресурсов.

Занятие 18. Экологические проблемы химии гидросферы.

Тестовое задание по теме.

Тест 3

1.Выберите фазу, в которой вода не может находиться?

а) газообразной               

б) сыпучей                           

в) твёрдой

г) жидкой

2.Что влияет на передвижение воды?

а) гравитация                     

б) температура

в) давление

 г) ничего

3. Циркуляция воды в океане (морские течения) приводят к планетарному..

а) теплообмену                   

б) водообмену                      

 в)массообмену

г)влагообмену

4.Естественные изменения, ухудшения качества воды наносят?(множественный ответ)

а) цунами                          

б) промышленность    

в) извержение вулканов      

 г) наводнения

5. Какие воды считаются экологически чистыми?

а) атмосферные   

б)поверхностные

в) подземные

г) никакие

6. По каким показателям не определяется степень и характер загрязнения природных вод?

а) мутности                           

 в) химические

б) бактериологические     

г) физические

7.Важные принципы рационального использования водных ресурсов, является:

а) профилактика                                         

в) научная обоснованность

б) комплексность водоохранных мер               

  г) ориентированность на спецфические условия

  д)все ответы верны

8. Сколько существует способов биологической очистки?

а)3             

в)4

б)2              

 г)1

9. Когда был принят закон «О недрах»?

а) 1992   

в) 1993       

г)1990

 в) 1994

10. Объектами государственного мониторинга водных объектов является?

а) водохранилища         

в) реки  

б) моря                            

  г) океаны

 д) все ответы верны

 

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

б

а,в,г

г

г

д

б

а

д

 

Занятие 21. Рекреационные ресурсы планеты.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности – это…?

2.                  Что представляет собой рекреационное землепользование?

3.                  Какие известны типы рекреационного землепользования?

Занятие 22. Виды особо охраняемых природных территорий.

Устный опрос(вопросы):

1.                  В чем отличие заповедника от заказника?

2.                  Самый первый в России заповедник

3.                  Самый большой по площади заповедник России

4.                  Самый восточный заповедник

5.                  Самый западный природный национальный парк.

 

Занятие 23. Аэрокосмический мониторинг.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Какие источники растровых данных вам известны?

2.                  Какие факторы могут повлиять на качество растровых данных при сканировании?

3.                  Что вы можете сказать о системе координат лесоустроительного планшета, оцифрованного фотограмметрическим сканером?

4.                  Какие операции нужно провести с растровыми данными из различных

5.                  источников, чтобы стало возможной их совместная обработка в едином геоинформационном проекте?

6.                  Каким образом в Q-GIS можно регулировать порядок отображения

7.                  растровых слоев в проекте?

Занятие 24. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды

1.                  Назовите основные принципы организации мониторинга?

2.                  Критерии оценки окружающей среды?

3.                  Нормирование в экологическом мониторинге.

 

Текущий контроль

Тест по Разделу II. Охрана окружающей среды

Тест 4.

1.Платежи, относящиеся к экологическим – это платежи за …(множественный ответ)

а)       выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

б)       сбросы сточных вод в водные объекты

в)      использование природных ресурсов

г)      проведение экспертизы

2.Под загрязнением окружающей среды понимают …

а)       изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ

б)       сокращение видового биоразнообразия

в)      деградацию экосистем

3.Метод, который не применяется для оценки качества экологического состояния территорий – метод …

а)       биоиндикации

б)      химического анализа

в)       экспертных оценок

4.Основные механизмы (методы) государственного управления природоохранной деятельностью(множественный ответ)

а)        правовые методы

б)       административные и экономические методы

 методы экстраполяции

в)       экологические

5.Биосфера – это …

а)                  совокупность всех существующих на Земле экосистем

б)                 часть верхней оболочки Земли, в которой существует или может существовать живое существо

в)                 воздушное пространство Земли

6.Не существующий вид экологического контроля

а)        государственный

б)        территориальный

в)        производственный

7.Основной признак, характерный для территорий (зон) экологического бедствия

а)        глубокие необратимые изменения природной среды

б)        истощение минеральных и других полезных ископаемых

в)        временное приостановление деятельности отдельных предприятий

8.Под качеством природной среды понимают …

а)        сохранение растительного и животного мира

б)        ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия

в)       способность к самоочищению и саморегуляции

9.Экономический механизм управления природоохранной деятельностью включает …(множественный ответ)

а)        экономическую оценку природных объектов и ресурсов

б)      страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта

в)      установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ

г)      установление гражданской ответственности

10.Биологическое разнообразие – это разнообразие …

а)       организмов

б)       видов

в)      экосистем

11.Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду

а)      Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557

б)      ФЗ «Об охране окружающей среды»

в)      Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344

12.Глобальные эколого-экономические проблемы – это следствие взаимодействия …

а)                   отдельных видов хозяйственной деятельности с окружающей средой

б)                   общества и природы

в)                   промышленных предприятий с окружающей средой

13.Момент, который можно отнести к недостаткам в управлении природоохранной деятельностью

а)        постоянное реформирование природоохранных органов

б)      использование зарубежного опыта

в)      создание на федеральном и региональном уровнях специальных правовых органов для контроля за исполнением природоохранного законодательства

14.Принципы, характеризующие экологическую экспертизу и закрепленные в действующем законодательстве(множественный ответ)

а)        обязательности

б)       научной обоснованности

в)      приоритета охраны окружающей среды

г)       управления качеством природной среды

15.Задачи, не входящие в компетенцию экологического аудита

а)                   оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии

 уменьшение негативного воздействия производства на среду обитания без дополнительных затрат

б)                  установление соответствия проектной документации экологическим требованиям

16.Средства федерального бюджета, выделенные на природоохранную деятельность, расходуются на …

а)        природоохранные мероприятия, включенные в состав целевых государственных природоохранных программ

б)      все природоохранные мероприятия

в)      природоохранные мероприятия в отдельных субъектах РФ

Вопрос:

17.Экологический мониторинг – это …

а)       управление качеством природной среды

б)       проверка деятельности предприятий по соблюдению ими экологического законодательства

в)      система наблюдений с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенной нагрузки

18.Управление природоохранной деятельностью – это …

а)                  совокупность принципов, методов, форм и средств, направленных на сохранение природной среды с целью обеспечения экологической безопасности человека

б)                 управление людьми, их социально-экономическими отношениями

в)                 воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленных целей

19.Причины, способствующие усугублению экологической ситуации в России – это …(множественный ответ)

а)      переход страны от плановой централизованной системы управления к рыночной экономике

б)       преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики

в)      низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды

г)       низкий уровень развития промышленности

20. Нормирование качественного состояния окружающей среды – это …

а)                  вынужденная мера

б)                  результат закономерного развития общества

в)                 волевое решение Правительства РФ

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а, б

а

в

а, б

б

б

а

б

а, в

б

в

б

а

а, б

в

а

в

а

б, в

а

 

 

Раздел III. Правовые и социальные вопросы природопользования

Занятие 25. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Дайте определение экологического права?

2.                  Какие общественные отношения составляют экологического права?

3.                  Назовите основной метод экологического права, в чем его суть?

4.                  Какова система экологического права как отрасли российского права?

5.                  Что такое экологическое законодательство?

Занятие 26. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Контрольная работа. Тест 5.

1. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относится

а)              Организация заповедников, резерватов, национальных парков.

б)             Сохранение экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов. организация заповедников, резерватов, национальных парков.

в)             Здоровье человека; охрана земель и пресных вод; защита мирового океаны; охрана животных и генетических ресурсов; энергетические ресурсы; образование; торговля, технологии, экономика.

2. Укажите основные задачи МСОП - международного союза охраны природы и природных ресурсов.

а)                  Сохранение национальных парков.

б)                 Сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов; организация заповедников, резерватов, национальных парков.

в)                 Сохранение редких и исчезающих видов.

3. Укажите принципы работы ГРИНПИС – независимой международной общественной организации.

а)                  Протест действием (проводит акции, привлекающие внимание общественности к проблемам и тем, кто виновен в их возникновении); ненасильственность (все действия ГРИНПИС – это мирный протест); независимость (ГРИНПИС не принадлежит ни к одной политической партии, не принимает пожертвований).

б)                 Активный протест.

в)                 Независимость суждений.

4. Укажите принципы международного сотрудничестве в области охраны окружающей среды

а)                  Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой; развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам будущих поколений и во вред ОС; искоренение нищеты и неравенства в уровнях жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения.

б)                 Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли; государства развивают и поощряют информационность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации; государства принимают эффективные национальные законы по охране ОС; государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли. Кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение; война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития;

в)                 Мир, развитие и охрана ОС взаимосвязаны и неразделимы.

г)                  Развитие информационности.

5. Назовите объекты международного сотрудничества в облати охраны окружающей среды

а)             Ноосфера.

б)             Генофонд планеты Земля.

в)             Воздушный бассейн, Космос, Мировой океан, Антарктика, Разделяемые природные ресурсы.

6. Укажите цели международной организации ГРИНПИС.

а)                  Защита окружающей среды. Экопропаганда. Экопросвещение.

б)                 Защита водных бассейнов.

в)                 Защита Космоса.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

с

в

а

а

с

а

 

Задание: В настоящее время ряд важнейших объектов окружающей среды относится к объектам международного сотрудничества. Назовите и охарактеризуйте эти  объекты, не входящие в юрисдикцию государств.

Ответ:

1Космос – международный объект как достояние всего человечества.

2. Антарктида – материк мира и международного сотрудничества.

3. Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникают глобальные экологические проблемы: разрушение озонового слоя, погодно-климатические изменения, трансграничное перемещение загрязнений окружающей среды.

4. Мировой океан – огромная кладовая запасов природных ресурсов и общепланетарная транспортная система.

5. Разделяемые природные ресурсы – это природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, Балтийское, Черное, Средиземное моря и т.д.).

6. Редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу.

7. Уникальные природные объекты, взятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и т.д.).

Занятие 27. Стандарты,    нормативы   и          лимиты.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Что означает стандартизация в области охраны ОС?

2.                  Что регламентируют стандарты качества ОС?

3.                  Кем утверждаются лимиты на размещение отходов?

Занятие 28. Экологическая  паспортизация.

Устный опрос(вопросы):

1.                  Принцип экологической экспертизы?

2.                  Структура и содержание экологического паспорта?

Занятие 31. Региональные аспекты состояния природной среды.

Устный опрос(вопросы):

а)                  Назовите основные источники загрязнения ОС в ХМАО-Югре?

б)                 Какая площадь особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры?

в)                 Основные направления минимизации отрицательных экологических следствий  ХМАО-Югре?

Занятие 32. Городские и промышленные экосистемы.

Контрольная работа.

Вопрос 1. Какими средствами достигалась независимость человека от среды?( 3 балла).                                                                                                                                              Вопрос 2. Почему идёт процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах? (3 балла).                                                                                                                                    Вопрос 3. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую ёмкость среды своего обитания? (5 баллов).                                                                                                                                            Вопрос 4. Дайте определение шумовому загрязнению? Каковы его источники? (5 баллов).                    Вопрос 5. Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума? (3 балла).                                                                                                                                     Вопрос 6. Какие природно-очаговые болезни вам известны? В чём их отличия от других инфекционных болезней? (7 баллов).                                                                                                                         

Вопрос 7. Какие меры принимаются в мире и в России по ограничению воздействия негативных факторов на здоровье человека? (7 баллов).                                                                  

Вопрос 8. Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, т.е. чередование периодов покоя и активности? (8 баллов).                                  

Вопрос 9. Приведите примеры повторяющихся процессов. (3 балла).                                        Вопрос 10. С чем связано появление внешних ритмов у организмов? (5 баллов).

Занятие 33,34. Основные проблемы природопользования в России.

Устный опрос(вопросы):

а)                  Назовите причины ухудшения экологической ситуации в России?

б)                 Назовите самые чистые города России?

в)                 Назовите самые грязные города России?

г)                  Назовите важнейшие текущие экологические проблемы?

 

Текущий контроль

Тест по Разделу III. Правовые и социальные вопросы природопользования.

Тест 6.

1.Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере...

а)                  природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

б)                 природопользования и охраны окружающей среды

в)                 обеспечения экологической безопасности

г)                  охраны окружающей среды и рационального природопользования

2.Экологическое право не может выступать в качестве...

а)                  отрасли человеческой деятельности

б)                 отрасли науки

в)                 учебной дисциплины

г)                  отрасли права

3. Методы экологического права включают...

а)                  императивный и административно-правовой

б)                 императивный и диспозитивный

в)                 диспозитивный и гражданско-правовой

г)                  -экологизацию и императив

4. Система экологического права состоит из следующих частей...

а)                  общей и особенной

б)                 общей, специальной и экологизированной

в)                 общей и специальной

г)                  общей, особенной и специальной

5. Окружающая среда - это...

а)                  совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектовсовокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

б)                 комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов

в)                 естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы

6. Природная среда (природа) – это...

а)                  совокупность природных и природно-антропогенных объектов

б)                 земельные, лесные и водные ресурсы все, что не создано человеком

в)                 совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов

7. Природный объект - это...

а)                  земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир

б)                 объект, не подвергшийся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности

в)                 компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

г)                  естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства

8. Особой охране не подлежат...

а)                  объекты, подвергшиеся загрязнению, деградации, порче и иному негативному воздействию

б)                 объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия

в)                 лечебно-оздоровительные местности и курорты

г)                  континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ

9.Воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду допустимо...

а)                  исходя из требований экологической экспертной комиссии исходя из требований в области охраны окружающей среды

б)                 в соответствии с экологическими стандартами

в)                 в соответствии с нормативами качества окружающей среды

10.Запрещена хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой...

а)                  превышают нормативы допустимого воздействия

б)                 превышают лимиты воздействия

в)                 непредсказуемы для окружающей среды

г)                  наносят значительный ущерб

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

б

б

а

г

г

а

б

г

 

3.Комплект материалов для промежуточного   контроля и оценки освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине  ОП.08 Экологические основы природопользования.

Дифференцированный зачет

Примечание: правильные ответы подчёркнуты

Вариант 1

1.Слой атмосферы наиболее подверженный антропогенному загрязнению:

А) стратосфера

Б) тропосфера

В) мезосфера

Г) экзосфера

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) Хлорфторуглеводороды А) Авария на нефтедобывающей платформе

2) Тяжелые металлы Б) Транспорт

3) Пестициды В) Холодильные установки

4) Нефтепродукты Г) Сельское хозяйство

(1В, 2Б, 3Г, 4А)

3.Синэнергетический эффект часто возникает при выбросах:

а) черной металлургии; в) химической промышленности;

б) пищевой промышленности; г) целлюлозно-бумажной промышленности

4. Воздействие кислотных дождей приводит к:

А) закислению водоемов

Б) разрушению озонового слоя

В) повышению средней температуры на Земле

Г) увеличению количества СОна планете

5. Продолжите предложение:

Перевыпас скота на склонах гор может привести к образованию… (селевых потоков, селей)

6. Установите последовательность действий возникновения глобального потепления климата:

А) таяние ледников

Б) вырубка леса

В) повышение средней температуры на Земле

Г) повышение содержания СОв атмосфере

(Б, Г, В, А)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё должно куда-то деваться» А) Разложение растительных остатков

2)«Природа знает лучше» Б) Уменьшение численности хищников, из-за

сокращения численности травоядных

3)«Ничто не дается даром» В) Загрязнение гидросферы пластмассами

4) «Всё связано со всем» Г) Высадка саженцев на месте вырубленного леса

(1В, 2А, 3Г, 4Б)

8.Какой природный ресурс сейчас используется гораздо больше, чем другие?

а). Лесные ресурсы

б). Полезные ископаемые

в). Почвенные ресурсы

г). Водные ресурсы.

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Почва А) Исчерпаемые

2)Полезные ископаемые Б)Неисчерпаемые

3)Солнечная энергия

4)Лесные ресурсы

(1А, 2А, 3Б, 4А)

10. Что является причиной истощения лесных ресурсов:

А) кислотные дожди

Б) образование железняков

В) лесные пожары

Г) нерациональная рубка леса

 

11. Способ борьбы с инфразвуковым загрязнением:

А) озеленение

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

Г) шумоизоляция

12. Что не будет относиться к профилактике лесных пожаров:

а). Просеки;

б). Пожарные вышки;

в). Встречные пожары;

г). Противопожарная пропаганда среди населения

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Лесные ресурсы А)Возобновимые

2)Полезные ископаемые Б)Невозобновимые

3)Животный мир

4)Водные ресурсы

(1А, 2Б, 3А, 4А)

14. Продолжите предложение:

Почва под вырубленными тропическими лесами покрывается красной твердой коркой, которая называется…. (железняк)

15. Гамма кванты можно задержать:

А) бумагой; В) доской.

Б) бетоном; Г) тканью

16. Установите соответствие:

Лесные массивы Категория лесов

1) Сибирь А) Первичные

2) Бассейн Амазонки Б) Вторичные

3) Юго-Восточная Азия
4) Западная Европа

(1А, 2А, 3А, 4Б)

17.Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное законодательство:

А) уголовная

Б) социальная

В) административная

Г) экологическая

18. Продолжите предложение:

Основным последствием вырубки лесов на планете является увеличение количества…(углекислого газа, СО2)

19. Установите соответствие:

Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя

1) углекислый газ А) разрушение озонового слоя

2) фреоны Б) глобальное потепление климата

3) тяжелые металлы В) кислотные дожди

4) оксиды серы и азота Г) мутации растений

(1Б, 2А, 3Г, 4В)

20. Вставьте пропущенное слово:

Лесные экосистемы умеренного пояса и тайги …. устойчивы к рубке, чем тропические. (более)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) гелиоэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование нефти Б) Традиционный способ получения энергии
3) геотермальная энергия
4) использование газа (1А, 2Б, 3А, 4Б)

22. Установите последовательность этапов образования Лос-Анджелесского типа смога:

А) действие солнечной радиации

Б) отсутствие ветра

В) выхлопы автотранспорта

Г) фотохимические реакции (А, В, Б, Г)

23. Продолжите предложение:

За последние 20 лет уровень шума в крупных городах планеты возрос на 15-20 дБ в основном за счёт…(транспорта, автотранспорта)

24. Установите последовательность стадий очистки воды на очистном сооружении:

А) химическая

Б) биологическая

В) механическая

Г) отстаивание (Г, В, А, Б)

25. Предельно допустимая граница шумового воздействия на организм человека:

А) 100дБ

Б) 50дБ

В) 80дБ
Г) 35дБ

 

Вариант 2

1. Слой атмосферы в котором находится озоновый слой:

А) стратосфера

Б) тропосфера

В) мезосфера

Г) экзосфера

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) СМС А) Производство строительных материалов

2) Радиоактивные вещества Б) Аварии на АЭС

3) Гербициды В) Сточные воды

4) Пыль Г) Сельское хозяйство

(1В, 2Б, 3Г, 4А)

3. Отходы, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ:
А) Питательные
Б) Ущербные
В) Необходимые
Г) Токсичные

4. Увеличение количества парниковых газов приводит к:

А) закислению водоемов

Б) разрушению озонового слоя

В) повышению средней температуры на Земле

Г) увеличению количества СОна планете

5. Продолжите предложение:

«Низкие частоты звукового давления называются …» (инфразвук)

6. Установите последовательность действий мониторинга окружающей среды:

А) передача сведений в органы гос. управления

Б) наблюдение за природными экосистемами

В) изменение антропогенной нагрузки

Г) создание законов

(Б, А, Г, В)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Разложение животных остатков

2)«Природа знает лучше» Б) Исчезновение лягушек из-за гибели комаров

3)«Ничто не дается даром» В) Внесение удобрений в почву

4) «Всё должно куда-то деваться» Г) Кислотные дожди

(1Б, 2А, 3В, 4Г)

8.В РФ действуют законодательные акты, регулирующие использование и охрану отдельных природных ресурсов:

А) Социальный кодекс

Б) Земельный кодекс
В) Уголовный кодекс
Г) Пищевой кодекс

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Гелиоэнергетика А) Исчерпаемые

2) Геотермальная энергия Б)Неисчерпаемые

3)Солнечная энергия

4)Почвенные ресурсы

(1Б, 2Б, 3Б, 4А)

10. Что не является причиной истощения почвенных ресурсов:

А) кислотные дожди

Б) карьерная добыча полезных ископаемых

В) разрушение озонового слоя

Г) нерациональное использование пищевых ресурсов

11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:

А) озеленение

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

Г) шумоизоляция

12. Влияние урбанизации на природу:
А) Повышение продуктивности растительных сообществ
Б) Разнообразие состава биогеоценоза
В) Обогащение атмосферы молекулярным кислородом
Г) Возникновение особого климата, связанного с выделением во внешнюю среду тепла и изменением характера движения воздушных масс

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Почвенные ресурсы А)Возобновимые

2)Нефть Б)Невозобновимые

3)Животный мир

4) Железная руда

(1А, 2Б, 3А, 4Б)

14. Продолжите предложение: «Утончение озонового экрана - озоновая ...» (дыра)

15. Вещества, приводящие к появлению кислотных дождей:
А)Оксиды бериллия
Б)Оксиды фосфора
В) Оксиды азота
Г)Оксиды кремния

 

16. Установите соответствие:

Лесные массивы Категория лесов

1) Канада А) Первичные

2) Западная Европа Б) Вторичные

3) Юго-Восточная Азия
4) Тропическая Африка

(1А, 2Б, 3А, 4А)

17. Природоохранные мероприятия:
А)Бессистемная рубка леса
Б) Ловля рыбы в реках
В) Создание заповедников
Г) Разработка малоотходных технологий

18. Продолжите предложение: «Процесс увеличения численности городского населения - это …» (урбанизация)

19. Установите соответствие:

Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя

1) хлорфторуглеводороды А) разрушение озонового слоя

2) радиоактивные вещества Б) «цветение» воды

3) удобрения В) лучевая болезнь

4) оксиды серы Г) кислотные дожди

(1А, 2В, 3Б, 4Г)

20. Вставьте пропущенное слово:

Лесные экосистемы тропического пояса «……» устойчивы к рубке, чем умеренного . (менее)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) гидроэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование мазута Б) Традиционный способ получения энергии
3) ветровая энергия
4) использование угля

(1А, 2Б, 3А, 4Б)

22. Установите последовательность этапов образования Лондонского типа смога:

А) действие тумана

Б) отсутствие ветра

В) выхлопы автотранспорта и промышленности

Г) осаждение загрязняющих веществ на тумане

(А, В, Б, Г)

23. Продолжите предложение: «Экологическое состояние природной среды на планете Земля в начале ХХ века было …, чем в конце ХХ века» (лучше)

24. Установите последовательность слоев атмосферы от поверхности земли:

А) мезосфера

Б) стратосфера

В) тропосфера

Г) ионосфера

(В, Б, А, Г )

25. Назовите фамилию учёного сформулировавшего законы экологии:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель

 

Вариант 3

1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей

2. Установите соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) пыль А) цветная металлургия

2) ртуть Б) производство цемента

3) нефтепродукты В)нефтепроводы

4) пестициды Г) сельское хозяйство

(1Б, 2А, 3В, 4Г)

3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды

4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А ) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические

5. Продолжите предложение:

«Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются … (возобновимыми)

6.Установите последовательность этапов образования железняков:

А) Окисление железа, содержащегося в почве;

Б) Вырубка тропических лесов;

В) Образование красной твердой корки;

Г) Оголение почв (уничтожение лесной подстилки)

(Б, Г, А, В)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения

2)«Все должно куда-то деваться» Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса

3)«Ничто не дается даром» В) Разрушение озонового слоя

4) «Природа знает лучше» Г) Разложение опавших листьев

(1Б, 2В, 3А, 4Г)

8.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O пар
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Пищевые ресурс А) Исчерпаемые

2) Животный мир Б)Неисчерпаемые

3) Энергия приливов и отливов

4)Почвенные ресурсы

(1А, 2А, 3Б, 4А)

10. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта

11. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты

12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Водные ресурсы А)Возобновимые

2) Каменная соль Б)Невозобновимые

3)Растительный мир

4) Газ

(1А, 2Б, 3А, 4Б)

14. Продолжите предложение: «Оболочка Земли, созданная, населенная и преобразованная живыми организмами - это…» (биосфера)

15. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»

16. Установите соответствие:

Энергетическое загрязнение Воздействие

1) Шумовое А) сокращает срок эксплуатации зданий

2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое В) снижает внимание

4) Электромагнитное Г) вызывает головные оли

(1В, 2А, 3Б, 4Г)

17. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников

18. Продолжите предложение: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается …слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи» (озоновый)

19. Установите соответствие:

Вид эрозии почв Разновидность

1) ветровая А) овражная

2) водная Б) селевые потоки

В) пыльные бури

Г) плоскостная

(1В, 2А, 2Б, 2Г)

20. Вставьте пропущенное слово: «Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к … экологической обстановки на планете» (ухудшению)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) биотопливо А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти

(1А, 2А, 3Б, 4Б)

22. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:

А) появление земледелия;

Б) человек - часть природы;

В) воздействие техносферы на природу;

Г) загрязнение окружающей среды

( Б, А, В, Г)

23. Продолжите предложение: «Отходы производства в отсутствии их утилизации являются … природной среды» (загрязнителями)

24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:

А) кислород

Б) азот

В) инертные газы

Г) углекислый газ

( Б, А, Г, В)

25. Назовите фамилию учёного предложившего термин «экология»:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель

Вариант 4

1. Районы разных стран, в которых часто встречается смог:
А) Лесные
Б) Горные
В) Промышленные
Г) Степные

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) Радиоактивные вещества А) сельское хозяйство

2) Нитраты Б) испытания атомного оружия

3) Нефтепродукты В) нефтедобыча

4) Свинец Г) транспорт

(1Б, 2А, 3В, 4Г)

3. Естественные источники загрязнения атмосферы:
А) Холодильные установки
Б)Автотранспорт
В) Извержение вулканов
Г)Промышленность

4. Преднамеренное влияние человека на растительный и животный мир:
А) Прополка огорода
Б) Строительство зданий
В) Выброс мусора
Г) Добыча полезных ископаемых

5. Продолжите предложение:

«Американский эколог Б.Коммонер создал законы …»
(экологии)

6.Установите последовательность этапов засоления почв:

А) Просачивание воды в нижние слои почвы;

Б) Испарение воды с поверхности почвы

В) Орошение песчаных почв;

Г) Осаждение минеральных частиц на поверхности почвы.

(В, А, Б, Г)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Разложение трупов животных

2)«Все должно куда-то деваться» Б) Гибель лягушек после уничтожения насекомых

3)«Ничто не дается даром» В) Внесение минеральных удобрений

4) «Природа знает лучше» Г) Загрязнение почв тяжелыми металлами

(1Б, 2В, 3В, 4А)

8. Международная организация по охране природы:
А) КОС
Б) МСОП
В) НАТО
Г) ЮАР

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Энергия ветра А) Исчерпаемые

2) Ягоды Б)Неисчерпаемые

3) Гелиоэнергетика

4) Энергия океанских течений

(1Б, 2А, 3Б, 4Б)

10. Загрязнение почвы тяжелыми металлами связано с:
А) Использованием навоза как удобрения
Б) Выбросами выхлопных газов в атмосферу
В) Внесением пестицидов
Г)Использованием этилированного бензина автомашин

11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:

А) озеленение

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

Г) шумоизоляция

 

12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заказников
Б) Засоление почв
В) Осуществление экологического обучения
Г) Очистные сооружения в населенных пунктах

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Атмосферный воздух А)Возобновимые

2) Сланцы Б)Невозобновимые

3) Почвы

4) Алмазы

(1А, 2Б, 3А, 4Б)

14. Продолжите предложение: «Процесс использования природных ресурсов человеческим обществом - …» (природопользование)

15. Первое место в мире по запасам водных ресурсов занимает:
А)Бразилия
Б) Россия
В) Аргентина
Г ) Канада

16. Установите соответствие:

Загрязнение Воздействие

1) Шумовое А) вызывает изменения в ДНК

2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое В) повышает утомляемость

4) Радиационное Г) сокращает срок эксплуатации зданий

(1В, 2Г, 3Б, 4А)

17. Природоохранные мероприятия:
А) использование альтернативных источников энергии
Б) образование железняков
В) засоление почв
Г) образование оврагов

18. Продолжите предложение: Один из законов экологии гласит: «Ничто не дается …»
(даром)

19. Установите соответствие:

Вид эрозии почв Разновидность

1) ветровая А) повседневная

2) водная Б) струйчатая

В) пыльные бури

Г) плоскостная

(1А, 2Г, 2Б, 1В)

20. Вставьте пропущенное слово: «Авария на Чернобыльской АЭС произошла в … году»
(1986)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) мазут А) Альтернативный способ
2) ветер Б) Традиционный способ получения энергии
3) торфяные брикеты
4) ветер

(1Б, 2А, 3Б, 4А)

22 Установите последовательность этапов образования оврагов:

А) струйчатая эрозия;

Б) уклон территории;

В) размыв почв до горизонта С;
Г) ливневый характер осадков.

( Б, Г, А, В)

23. Продолжите предложение: «Ситуация, которая возникает в экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений или антропогенных факторов - экологический … (кризис)

24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого малочисленного:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) инертные газы

Г) азот

( В, Б, А, Г)

25. Что не является источником вибрационного загрязнения:
А) Рельсовый транспорт
Б) Технологическое оборудование зданий
В) Работа компрессоров
Г) Выстрел винтовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки

 

Технологическая карта для проведения

промежуточной аттестации обучающихся

в виде дифференцированного зачета

Учебная дисциплина ОП.08 Экологические основы природопользования

Специальность/профессия – Мастер сельскохозяйственного производства

Код специальности/профессии -35.01.11

 

 

Контрольные точки

Зачетное количество баллов

Итоговое количество баллов 

min

max

Текущий контроль

 

1

Выполнение самостоятельных работ 

min - 5

max - 9

 

 

2

Тестовый текущий контроль

min - 3

max - 6

 

 

3

Конспекты лекций

min - 3

max - 5

 

 

4

Посещение занятий

min - 3

max - 5

 

 

 

ИТОГО 

min -14

max–25

 

 

Если обучающийся не набрал минимальное зачетное количество баллов, то он не допускается к промежуточной аттестации. В этом случае, ему предоставляется возможность повысить рейтинг до минимального зачетного путем ликвидации задолженностей по отдельным точкам текущего контроля.

 

 

 

 

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

Дифференцированный зачет

min -61

max - 100

 

 

Критерии оценки

Выполнение самостоятельных работ 

100 %-9

75%-7

50%-5

Тестовые задания

Более 84%- оценка 5

от 71-83 %- оценка 4

от 61-70% - оценка 3

  менее 60% - оценка 2

 

 

Конспекты лекций

100 %-5

75%-4

50%-3

Посещение занятий

100 %-5

75%-4

50%-3

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

75%-80%-3

81%-90%-4

91%-100-5

Итоговая оценка промежуточной аттестации определяется по итоговым баллам за дисциплину и складывается  из баллов, набранных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

 

 

3. Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.1. Основные источники:

1.                         Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2022. — 214 с. — ISBN 978-5-406-09915-5. — URL:https://book.ru/book/943937— Текст : электронный.

2.                         Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2022. — 194 с. — ISBN 978-5-406-09695-6. — URL:https://book.ru/book/943644— Текст : электронный.

3.                         Сухачев, А.А., Экологические основы природопользования : учебник / А.А. Сухачев. — Москва : КноРус, 2021. — 391 с. — ISBN 978-5-406-07924-9. — URL:https://book.ru/book/938403— Текст : электронный.

4.                         Колесников, С.И., Экологические основы природопользования : учебник / С.И. Колесников. — Москва : КноРус, 2021. — 233 с. — ISBN 978-5-406-08200-3. — URL:https://book.ru/book/940088 — Текст : электронный.

5.                         Корытный, Л. М.  Экологические основы природопользования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 377 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14131-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495223

6.                         Астафьева, О. Е.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 354 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10302-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495224

7.                         Хван, Т. А.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05092-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489614

8.                         Кузнецов, Л. М.  Экологические основы природопользования : учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков ; под редакцией В. Е. Курочкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05803-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493188

3.2. Дополнительные источники (интернет-ресурс):

1. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.mnr.gov.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

Ханты-Мансийский автономный округ –

Ханты-Мансийский автономный округ –

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по

Паспорт фонда оценочных средств 1

Паспорт фонда оценочных средств 1

России и мира; -демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; - проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования…

России и мира; -демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; - проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования…

России и мира; -демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; - проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования…

России и мира; -демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; - проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования…

Организация контроля и оценивания

Организация контроля и оценивания

Комплект материалов для текущего контроля и оценки освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине

Комплект материалов для текущего контроля и оценки освоения умений и усвоения знаний по учебной дисциплине

Почему экологическая агрессия рассматривается как новый метод войны? 2

Почему экологическая агрессия рассматривается как новый метод войны? 2

К видам загрязнений не относят: а) биологическое загрязнение б) физическое загрязнение в) химическое загрязнение г) природное загрязнение 10

К видам загрязнений не относят: а) биологическое загрязнение б) физическое загрязнение в) химическое загрязнение г) природное загрязнение 10

Текущий контроль Тест по Разделу

Текущий контроль Тест по Разделу

Земного шара б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии в) способы получения сельскохозяйственной продукции…

Земного шара б) рассчитывает допустимые нагрузки на окружающую природную среду для поддержания ее в пригодном для жизнедеятельности природных систем состоянии в) способы получения сельскохозяйственной продукции…

Атмосфера это: ã) внешняя газовая оболочка б) водная оболочка земли в) внешняя твердая оболочка земли г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь 20

Атмосфера это: ã) внешняя газовая оболочка б) водная оболочка земли в) внешняя твердая оболочка земли г) вещество планеты, в ней осуществляется жизнь 20

Экологическая валентность это: а) ноосфера б) сообщество в) внешний вид г) выносливость вида 30

Экологическая валентность это: а) ноосфера б) сообщество в) внешний вид г) выносливость вида 30

Что влияет на передвижение воды? а) гравитация б) температура в) давление г) ничего 3

Что влияет на передвижение воды? а) гравитация б) температура в) давление г) ничего 3

Занятие 21. Рекреационные ресурсы планеты

Занятие 21. Рекреационные ресурсы планеты

Биосфера – это … а) совокупность всех существующих на

Биосфера – это … а) совокупность всех существующих на

Задачи, не входящие в компетенцию экологического аудита а) оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии уменьшение негативного воздействия производства на среду обитания без дополнительных…

Задачи, не входящие в компетенцию экологического аудита а) оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии уменьшение негативного воздействия производства на среду обитания без дополнительных…

Контрольная работа. Тест 5. 1

Контрольная работа. Тест 5. 1

Задание: В настоящее время ряд важнейших объектов окружающей среды относится к объектам международного сотрудничества

Задание: В настоящее время ряд важнейших объектов окружающей среды относится к объектам международного сотрудничества

Вопрос 9. Приведите примеры повторяющихся процессов

Вопрос 9. Приведите примеры повторяющихся процессов

Особой охране не подлежат... а) объекты, подвергшиеся загрязнению, деградации, порче и иному негативному воздействию б) объекты, включенные в

Особой охране не подлежат... а) объекты, подвергшиеся загрязнению, деградации, порче и иному негативному воздействию б) объекты, включенные в

Б) разрушению озонового слоя

Б) разрушению озонового слоя

Полезные ископаемые Б)Невозобновимые 3)Животный мир 4)Водные ресурсы (1А, 2Б, 3А, 4А) 14

Полезные ископаемые Б)Невозобновимые 3)Животный мир 4)Водные ресурсы (1А, 2Б, 3А, 4А) 14

Б) биологическая В) механическая

Б) биологическая В) механическая

Б) Земельный кодекс В) Уголовный кодекс

Б) Земельный кодекс В) Уголовный кодекс

Продолжите предложение: «Процесс увеличения численности городского населения - это …» (урбанизация) 19

Продолжите предложение: «Процесс увеличения численности городского населения - это …» (урбанизация) 19

Плодородие почвы определяется количеством:

Плодородие почвы определяется количеством:

В) Осуществление экологического обучения

В) Осуществление экологического обучения

Г) загрязнение окружающей среды (

Г) загрязнение окружающей среды (

Природа знает лучше» Г) Загрязнение почв тяжелыми металлами (1Б, 2В, 3В, 4А) 8

Природа знает лучше» Г) Загрязнение почв тяжелыми металлами (1Б, 2В, 3В, 4А) 8

Природоохранные мероприятия:

Природоохранные мероприятия:

Критерии оценки Технологическая карта для проведения промежуточной аттестации обучающихся в виде дифференцированного зачета

Критерии оценки Технологическая карта для проведения промежуточной аттестации обучающихся в виде дифференцированного зачета

Итоговая оценка промежуточной аттестации определяется по итоговым баллам за дисциплину и складывается из баллов, набранных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации

Итоговая оценка промежуточной аттестации определяется по итоговым баллам за дисциплину и складывается из баллов, набранных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022