Фотоэффект и его применение
Оценка 4.8

Фотоэффект и его применение

Оценка 4.8
docx
15.01.2021
Фотоэффект и его применение
УГ фотоэффект.docx

 

Утверждаю:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Зам.директора по УМР

_______Г.В.Кадочникова

«   »                  2020

Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине «Физика»

Тема: «Фотоэффект, его законы и применение»

Цели: обучающая: сформировать у студентов понятие явления «фотоэффект», познакомить с его законами и показать практическое применение этого явления;

Развивающая: способствовать формированию коммуникативных способностей, умений анализировать и осуществлять поиск информации, делать выводы;

Воспитательная: формировать умение работать в группе, коллективе; способствовать развитию личностных качеств студента (вырабатывать внимание, трудолюбие, стремление к познанию окружающего мира).

Тип урока: урок введения («открытия») нового знания.

Основная технология: технология проблемного обучения.

Форма урока: интегрированный

Основные методы: словесный, наглядный, практический.

Форма учебной деятельности: в парах, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы для демонстрации опыта по фотоэффекту(источник ультрафиолетового света, цинковая и медная пластинки, электрометр, эбонитовая палочка).

Структура урока

1) Организационный этап (2 мин).

2) Мотивация учебной деятельности учащихся (по принципу «три О»: ошарашил, озадачил, обучил - сообщение студента по применению фотоэффекта – интересные факты) (3мин).

3) Актуализация знаний (фронтальный опрос ранее изученного) 4мин.

2) Изложение нового материала(25мин-27мин)

а) Демонстрация лабораторного эксперимента;

б) Поиск подтверждения выводов эксперимента по учебнику (Г.Я. Мякишев Физика 10 стр208-209);

3) Закрепление(7мин-10).

а) практическая работа – решение задач на уравнение фотоэффекта и на условие фотоэффекта (в парах);

б) карточки-задания (теоретические вопросы по новому материалу).

4) Рефлексия (анализ итогов работы, формирование выводов по изученному материалу) - 3 мин

 

 

Структура

Содержание

Методы и формы

Средства

Межпредметные связи

Целеполагание

Мотивация

Рефлексия

 

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

1.

Мотивация учебной деятельности (хочу, надо, могу)

 

1.Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

2.Сообщение студента по применению фотоэффекта

 

Устный опрос

 

Дискуссия

Не большая презентация

 

 

мультимедийный проектор

 

 

 

 

2.

Совершенствование ЗУН путем поэтапного решения рассматриваемого вопроса (изучение нового материала)

1.Выделение основных вопросов изучаемой темы.

а) понятие фотоэффекта

б) законы фотоэффекта

в) уравнение Эйнштейн

г) условие фотоэффекта

д)применение фотоэффекта

 

Демонстрация опыта, беседа, рассказ.

Приборы для эксперимента:источник ультрафиолетового излучения; цинковая, медная пластинка; электрометр; эбонитовая палочка. Учебник, мультимедийный проектор

 

Культура речи

Риторика

 

 

 

 

 

3

Закрепление

Практическая работа:

а) Решение задач

б) Работа по карточкам

 

Работа в парах

Индив. работа

 

математика

 

 

 

4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         .

Подведение итогов

1.Рефлексия

2.Оценивание работы студентов в парах.

3.Сравнение практической работы студентов с контрольной таблицей

Бланк контроля (1 вариант)

Мультимедийная презентация

Опорный конспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель физики 1 квалификационной категории                                                               Л.В.Ляшкова                                                                                 ГБПОУ  «Березниковский строительный техникум»

 

 

 

Организационный момент (Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в группе, чтобы студенты  поняли, что им рады, их ждали).

Уважаемые студенты, добрый день. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

После организационного момента небольшое сообщение студента (домашнее задание), в котором рассматривается применение явления фотоэффекта, интересные факты. Студенты предполагают тему урока после чего я озвучиваю тему и цель урока.

Сегодня на уроке мы должны раскрыть физический смысл явления фотоэффекта. Ответить на вопрос: от чего зависит величина фототока и где он нашел применение. Для того чтобы лучше понять новый материал, повторим ранее изученный.

Фронтальный опрос.

1.Объяснить дуализм света.

2.Перечислить волновые свойства света.

3. Как испускают энергию атомы согласно гипотезе Планка?

4. Как выглядит формула энергии М. Планка?

 

5.Чему равна постоянная Планка?

(Этот опрос помогает студентам в понимании новой темы)

 

Физика - экспериментальная наука. Сегодня мы обратимся к опыту и вы будете исследователями (студенты рассуждают над выводами опытов).

Эксперимент

Демонстрирую четыре опыта и ввожу понятие «фотоэффект»:

а) + заряженная цинковая пластинка (ультрафиолетовое излучение не влияет на быстроту разрядки электрометра).

б) – заряженная пластинка (ввожу понятие «фотоэффект»).

в) -заряженная пластинка перед которой помещаю стекло (фотоэффект не наблюдается т.к  стекло не пропускает ультрафиолетовое излучение).

в) меняю цинковую пластинку на медную (фотоэффект не наблюдается т.к для медной пластинки нужна другая частота. Подвожу к условию фотоэффекта ).

 

Разбираем ответы на вопросы:

а) Что происходит с цинковой пластинкой, заряженной отрицательно, при облучении ее ультрафиолетовым светом?

б) Наблюдается ли это явление если перед данной цинковой пластинкой поместить стекло? Почему?

в) Наблюдалось ли это явление фотоэффекта с положительно заряженной цинковой пластинкой при облучении ее ультрафиолетовым светом? Почему?

д) Будет ли наблюдаться явление фотоэффекта, если заменить цинковую пластинку на медную? Почему? (на этот вопрос студенты делают предположения, к которым мы возвращаемся чуть позже)

 

Хвалю и подбадриваю студентов.

Формулирую вопросы на которые дают ответы законы фотоэффекта (подтверждение находим в учебнике и записываем законы):

а) От чего зависит число вырванных фотоэлектронов?

б) От чего зависит их кинетическая энергия?

После своих предположений, студенты ищут подтверждение в учебнике (законы фотоэффекта).

 

Формулирую вопрос, ответ на который подводит к уравнению фотоэффекта или уравнению Эйнштейна:

а) На что расходуется квант энергии ультрафиолетового излучения (рассуждают, глядя на опыт)

Записав уравнение Эйнштейна, разбираем его:

б) От чего зависит работа выхода? (Возвращаемся вновь к четвертому опыту и вопросу)

Делаю вывод по условию фотоэффекта.

Кратко обобщаю изложенный материал (опираюсь на опорный конспект).

 

Физкультминутка (Студенты встали, сделали повороты головы).

Закрепление

 

а) Разобрали решение задачи на уравнение фотоэффекта на доске:

Задача.

Электрон выходит из цезия с кинетической энергией 3,2∙10-19 Дж.  Какова длина волны света, вызывающего фотоэффект, если работа выхода равна 2,88∙10-19 Дж

б) Далее раздаю карточки задания (работа в парах, второй вариант-для более сильных студентов).

 

1-Вариант

1. Найдите работу выхода электрона из металла, если фотоэффект начинается при частоте падающего света 6,4∙1014Гц.

2. Найдите скорость фотоэлектронов, вылетевших из цинка, при освещении его ультрафиолетовым светом с длиной волны 300 нм, если работа выхода электрона из цинка равна 6,4∙10-19 Дж.

 

2-Вариант

1. Определите красную границу фотоэффекта для камня, если работа выхода равна 3,2∙40-19 Дж. (Выразить длину волны).

2. Какой частоты свет следует направить на поверхность платины, чтобы максимальная скорость фотоэлектронов была равно 3000 км/с? Работа выхода электронов из платины равна 1∙10-19 Дж (me=9,11∙10-31 кг).

в) Карточки-задания (по мере необходимости)

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (найди соответствие)

Фототок

7

Электрон, вырванный светом из катода

Фотоэлектрон

8

Максимальное значение фототока

Фототок насыщения

9

Минимальная частота света, ниже которой фотоэффект не наблюдается

Задерживающее напряжение

10

Движение вырванных светом из катода электронов

Красная граница фотоэффекта

11

Минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества

Работа выхода

12

Напряжение, при котором величина фототока равна нулю

 

Подведение итогов

Комментирую работу студентов на уроке и озвучиваю оценки.

У студентов собираю работы второго варианта.

 

Д/з: выучить конспект. Используя интернет ресурсы, написать применение явления фотоэффекта.

http://class-fizik.ru/v11.html - видеоуроки посмотреть и использовать при подготовке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa82485-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/view/     лекции

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7a7bd48-0191-423f-8f77-21b97e110148/kvant4.htm интерактивная практическая работа

http://www.afportal.ru/physics/test/online/optics6   тесты фотон, фотоэффект

 

Для урока

Схема опыта по фотоэффекту, закона фотоэффекта, портрет Столетова:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5539e72a35603/urok-fiziki-v-11-klassie-fotoeffiekt_11.png

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5539e72a35603/urok-fiziki-v-11-klassie-fotoeffiekt_12.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5539e72a35603/urok-fiziki-v-11-klassie-fotoeffiekt_12.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5539e72a35603/urok-fiziki-v-11-klassie-fotoeffiekt_13.png

 

Преподаватель физики 1 квалификационной категории                                                               Л.В.Ляшкова                                                                                 ГБПОУ  «Березниковский строительный техникум»

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Утверждаю:

Утверждаю:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы для демонстрации опыта по фотоэффекту(источник ультрафиолетового света, цинковая и медная пластинки, электрометр, эбонитовая палочка)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы для демонстрации опыта по фотоэффекту(источник ультрафиолетового света, цинковая и медная пластинки, электрометр, эбонитовая палочка)

Организационный момент 1

Организационный момент 1

Закрепление Практическая работа: а)

Закрепление Практическая работа: а)

Организационный момент ( Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в группе, чтобы студенты поняли, что им рады, их ждали)

Организационный момент ( Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в группе, чтобы студенты поняли, что им рады, их ждали)

Подвожу к условию фотоэффекта )

Подвожу к условию фотоэффекта )

Физкультминутка (Студенты встали, сделали повороты головы)

Физкультминутка (Студенты встали, сделали повороты головы)

Фототок насыщения 9

Фототок насыщения 9

Для урока Схема опыта по фотоэффекту, закона фотоэффекта, портрет

Для урока Схема опыта по фотоэффекту, закона фотоэффекта, портрет

Фотоэффект и его применение

Фотоэффект и его применение

Преподаватель физики 1 квалификационной категории

Преподаватель физики 1 квалификационной категории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021