Фрагмент конспекта интегрированного урока русского языка с уроком окружающего мира
Класс 3
УМК «Школа России»
Интегрируемые предметы |
Интегрируемые темы |
Цель обучения |
Метод обучения |
Русский язык |
Орфографическая работа: написание слов с изученными орфограммами |
создание условий для закрепления умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова |
Практические задания |
Окружающий мир |
Разнообразие животных |
создание условий для обобщения знаний о разнообразии животных |
Беседа |
Ход фрагмента урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Методические указания |
Словарная работа (5 минут) |
- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Положите их правильно, вспомним правила посадки при письме. - Предлагаю записать вам дату, классная работа. - Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вам нужно будет записывать только отгадки. - У доски поработает …, остальные в тетради.
- Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну – ка, кто же назовёт? - Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! - Веревочка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить готова я, Потому что я… - Верно, спасибо, присаживайся. - Ребята, что перед нами? Какие это слова? - Скажите, что общего у данных слов. - Чем они отличаются?
- Какие группы вы знаете?
- Совершенно верно. Посмотрите, пожалуйста, еще раз внимательно на слова. - Какое будет лишним и почему?
- Вы правы! - Каких животных называют пресмыкающимися?
- Молодцы! Обратите внимание на экран. Посмотрите на представителей этой группы. - Сегодня мы с вами поработаем со словом медведь. - Запишите его еще раз, ниже. У доски напишет … - Как вы думаете, что означает слово «медведь»? Предположите. - Слово «медведь» произошло от сложения слов «мёд» и «еда». Буквально, медведь это «тот, кто ест мед» или «медоед». - Сколько слогов в слове медведь? На какой падает ударение? - Разберем слово по составу. -Выделяем окончание, основу слова, корень.
- Определим часть речи, род и число у данного слова. - Ребята, как мы можем проверить сомнительную согласную букву «д»? - Подчеркнем опасное место в слове. - Почему это место опасное?
- Совершенно верно, проверить эту безударную гласную мы не сможем, поэтому правописание нужно запомнить. - Запишем устойчивое выражение под диктовку.
- У доски словосочетание запишет … - Ребята, как вы понимаете данное выражение? Что значит медвежья услуга? - Укажите в словосочетании главное и зависимое слово. - Укажите, какой частью речи является главное и зависимое слово. - Хорошо, вы молодцы! |
Открывают тетради, вспоминают правила посадки при письме.
Записывают дату, классная работа.
Кто – то из детей работает у доски, остальные записывают в тетрадях. - Медведь.
- Лиса.
- Змея.
- Словарные слова.
- Это животные. Дикие животные. - Относятся к разным группам животных. - Пресмыкающиеся или рептилии, птицы, звери или млекопитающие, земноводные, насекомые и рыбы.
- Лишним словом будет «змея», так как относится к группе пресмыкающихся, а «медведь» и «лиса» - представители группы звери или млекопитающие. - Животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых даже панцирем. Эти животные ползают, отсюда и название.
Дети записывают слово еще раз.
- В слове два слога. Ударение падает на второй слог.
- Окончание нулевое. Основа слова – медведь, корень – медведь. - Существительное мужского рода, в единственном числе. - Подберем проверочное слово «медведи».
- Опасное место безударная буква е. - Потому что буква находится в безударной позиции, ее нельзя проверить.
Записывают словосочетание под диктовку. Кто – то из детей у доски. Медвежья услуга
- Услуга, которая принесла только вред тому, кому она была оказана. - Главное – услуга, зависимое – медвежья. - Существительное, прилагательное. |
Слайд 1 |
Практическая работа (10 минут) |
- Один мой знакомый мальчик однажды увидел ежа и захотел написать об этом рассказ. - Вы когда – нибудь видели ежей, ребята? Что вы знаете про это животное? - Поясните, пожалуйста, каких животных называют млекопитающими?
- Обратите внимание на слайд. Это представители группы млекопитающие. - Вы знали, что у ежиков насчитывается 36 зубов, которые, как и у людей, могут выпасть к старости. - Ежи плохо видят, но у них хороший нюх. - Я была очень удивлена, когда узнала, что ежики не делают запасы на зиму. - Чем ежи питаются? Расскажите.
- Кто такие насекомые?
- Помимо этого еж питается и лягушками, и червями, и улитками, и даже мышами. - Скажите, представителем какой группы животных является лягушка? - Охарактеризуйте эту группу.
- Знали ли вы, что мнение о том, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным? - Интересный зверек, правда? Давайте посмотрим, что же написал про ежа мальчик. - Я раздам вам рассказ, который получился у мальчика. - Прочитаем текст. - Все ли верно написал мальчик? - Как вы думаете, зачем нам надо учиться писать грамотно? Важно ли это?
- Давайте исправим ошибки, которые допустил мальчик. - Работать будем также. У доски записываем по одному предложению. - Записываем первое предложение.
- Следующее напишет …
- Третье предложение.
- Запишем последнее предложение.
- Молодцы! Ошибки вы исправили. Задание выполнено. |
- Является представителем группы млекопитающие.
- Это животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они выкармливают молоком.
- Ежи питаются разнообразными фруктами, ягодами, грибами, мхом, желудями, птичьими яйцами и крупными насекомыми. - Насекомые – животные, у которых шесть ног (три пары), пара усиков. Выделяют три части тела: голова, грудь, брюшко.
- Земноводные.
- Земноводные – животные, кожа которых голая, нежная. Обитают как на земле, так и в воде.
Дети читают текст. - Нет, не все верно. - Чтобы не допускать ошибок, чтобы правильно понимать друг друга, чтобы уметь передавать свои мысли правильно.
Около реки рос дуб. - В слове «река» пишется буква е, проверочное слово «речка». В слове «дуб» - правописание парных согласных в корне слова, проверочное слово «дубочек», «дубы». Мимо проходил ёж. - Приставка про, нет приставки пра, проверочное слово «ход», «ходить». Проверочное слово слова «еж», «ежик». Он нес гриб и очень устал. - В слове «гриб» - правописание парных согласных в корне слова, «нет гриба». Решил еж отдохнуть в тени под дубом. - Решил, жи – ши пиши с буквой «и». Проверочное слово слова «еж», «ежик». В тени пишется раздельно. Проверочное слово «тень». Под дубом пишется раздельно. |
Слайд 2
Слайд 3
Приложение 1 |
Приложение 1
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.